Учебная работа по дисциплине Естествознание

Реферат Научный метод



Текст реферата Научный метод

Страница: 2 из 11

и не нашел. (Хотя ответ уже был найден. Дарвин просто о нем не знал.)
Дело в том, что из стройного ряда эмпирических фактов, рисующих
убедительную в целом картину усреднения наследуемых признаков, упорно
выбивались не менее четко фиксируемые эмпирические факты иного
порядка. При скрещивании растений с красными и белыми цветками, пусть
не часто, но все равно будут появляться гибриды с чисто белыми или
красными цветками. Однако при усредняющем наследовании признаков
такого просто не может быть — смешав кофе с молоком, нельзя
получить черную или белую жидкость! Обрати Ч. Дарвин внимание на это
противоречие, наверняка, к его славе прибавилась бы еще и слава
создателя генетики. Но не обратил. Как, впрочем, и большинство его
современников, считавших это противоречие несущественным. И зря.
Ведь такие «выпирающие» факты портили всю убедительность
эмпирического правила промежуточного характера наследования признаков.
Чтобы эти факты вписать в общую картину, нужна была какаято иная схема
механизма наследования. Она не обнаруживалась прямым индуктивным
обобщением фактов, не давалась непосредственному наблюдению. Ее нужно
было «узреть умом», угадать, вообразить и соответственно
сформулировать в виде теоретической гипотезы. [4, с.60]
Эту задачу, как известно, блестяще решил Г. Мендель. Суть
предложенной им гипотезы можно выразить так: наследование носит не
промежуточный, а дискретный характер. Наследуемые признаки передаются
дискретными частицами (сегодня мы называем их генами). Поэтому при
передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их
расщепление, а не смешивание. Эта гениально простая схема, развившаяся
впоследствии в стройную теорию, объяснила разом все эмпирические
факты. Наследование признаков идет в режиме расщепления, и поэтому
возможно появление гибридов с «несмешивающимися» признаками. А
наблюдаемое в большинстве случаев «смешивание» вызвано тем, что за
наследование признака отвечает, как правило, не один, а множество
генов, что и «смазывает» менделевское расщепление. Принцип
естественного отбора был спасен, «кошмар Дженкина» рассеялся.
Таким образом, традиционная модель строения научного знания
предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов
— первичное эмпирическое обобщение — обнаружение
отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической
гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция)
из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на
истинность. Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический
закон. Такая модель научного знания называется гипотетикодедуктивной.
Считается, что большая часть современного научного знания построена
именно таким способом. [4, с.61]
1.2. Функции эмпирической, теоретической и прикладной сторон
естествознания

Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные
факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными
свидетельствами наблюдений, экспериментов,
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11