Читать онлайн работу по дисциплине: Естествознание

Реферат Становление человечества



Текст реферата Становление человечества

Страница: 2 из 15

темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам
феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное
существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется
ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Любой
категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление
являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в
человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии
человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как
носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто
организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект
общественных отношений. Организм и личность — две неразделимые
стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную
связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим
личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к
истории человечества, к культуре.
Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной
— имеет отношение именно к его личности. Биологическая сторона
человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим)
механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена
процессом вхождения человека в культурноисторический контекст социума.
Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство
может приблизить нас к пониманию тайны человека.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и
социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории
возникновения человека как биологического вида.
Человек появился на Земле в результате длительной эволюции, приведшей
к изменению собственно животной морфологии, появлению прямохождения,
освобождению верхних конечностей и связанному с этим развитию
артикуляционноречевого аппарата, что в совокупности повлекло за собой
и развитие головного мозга. Можно сказать, что его морфология явилась
как бы материальной кристаллизацией его общественного, точнее,
коллективного существования. Таким образом, на определенном уровне
антропогенез, движимый удачными мутациями, трудовой деятельностью,
общением и формирующейся духовностью, как бы «перевел стрелки» с
биологического развития на рельсы исторического становления собственно
социальных систем, в результате чего и сформировался человек как
биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с
неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые
деформируются в условиях социума, то есть генетически они заложены
именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий
биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную
сущность. Наследственность снабжает родившегося человека не только
сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально
оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым
— их действиям, звукам и т. п. Ему Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15