Учебная работа по дисциплине Естествознание

Реферат Строение атома. Есть ли предел таблицы Менделеева?



Текст реферата Строение атома. Есть ли предел таблицы Менделеева?

Страница: 2 из 21

Платона (427— 347 гг. до н.э.). Общество ощущало потребность в
систематизированном научном знании, и на долю ученика Платона,
знаменитого мыслителя древности Аристотеля выпала задача составить
систематический свод научных знаний своего времени.
Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию
научных знаний своего времени. Пожалуй, ни один ученый не оказывал
такого длительного и глубокого влияния на развитие человеческой мысли,
как Аристотель. Его воззрения принимались за истину в течение ряда
столетий. В средневековых европейских университетах естествознание
излагалось по Аристотелю, которого называли предтечей Христа в
истолковании природы.
Он признавал объективное существование материального мира и его
познаваемость. Но одновременно он верил в существование богов,
противопоставлял земной и небесный миры, искал высшую цель природы и
т. п.
Аристотель был крестным отцом науки о мире. Название его книги,
посвященной исследованию природы («физика»), стало названием
физической науки.
Существенным моментом в представлении Аристотеля о материи является
то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения
реальной вещи, некоторым пассивным началом природы. Для того чтобы
вещь стала реальностью, она должна получить форму, которая превращает
возможность в действительность. Всякая вещь есть единство материи и
формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы
в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих
причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4)
конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная
— цель.
Учение о четырех причинах получило большое распространение в средние
века, став краеугольным камнем схоластики.
В своей «физике» Аристотель подробно разбирает взгляды своих
предшественников — ионийцев, элеатов, Анаксагора, Левкиппа и
Демокрита на первоначала мира. Он критикует воззрения атомистов,
признающих пустоту и бесчисленное множество атомов и миров, так как,
по его мнению, эта точка зрения приводит к логическим противоречиям.
Бесконечное мыслимо только в возможности («потенциальная
бесконечность»), реальный мир конечен и ограничен и построен из
конечного числа элементов.
Понятие пустоты, по Аристотелю, также ведет к противоречиям с
действительностью. Правильно подметив, что среда оказывает
сопротивление движению и тем большее, чем она плотнее, Аристотель
приходит к выводу, что бесконечное разреженное пустое пространство
приводило бы к бесконечному движению. Это, по его мнению, невозможно.
В отсутствие сопротивления скорость тела была бы бесконечной, что
также невозможно. Любопытно, что другим аргументом против пустоты
является совершенно правильный вывод Аристотеля об одинаковой скорости
падения всех тел в пустоте, равно как и вывод о бесконечном
инерциальном движении. В реальных условиях движение конечно и тела
падают с разной скоростью. Аристотель полагает, что, чем тяжелее тело,
тем быстрее оно падает.
Пустота,
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21