Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Гражданское общество и правовое государство



Текст реферата Гражданское общество и правовое государство

Страница: 2 из 10

столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются
побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и
возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,
перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их
саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что
для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает
природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества
Цит по: Кант И . Идея всеобщей истории во всемирногражданском плане //
Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1. С.95. .

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных
примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским
обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими
индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека.
Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его
мнению:
а) из системы государственных институтов;
6) позитивного права, издаваемого государством;
в) гражданина.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе
сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса.
Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль,
образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи
субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу
индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все
другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может
достигнуть всего объема своих целей» Цит по: Гегель Г.В. Сочинения.
М., Л., 1934. Т.7. С.24. . Государство, представляющее собой сферу
всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития,
нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов,
организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его
противоречия, примиряет противоположные интересы.
Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как
свою цель свой собственный интерес. "Но без соотношения с другими он
не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому
средства для целей особенного", продолжал немецкий философ. Поскольку
речь идет не о связях отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д.,
а об отношениях всех со всеми, закономерен его вывод о слиянии всех
участников этого взаимодействия в некую всеобщность гражданское
общество Цит по: Гегель Г.В . Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211 .
.
Гражданское общество, по Гегелю, отнюдь не высшая форма "всеобщности"
(коллективности). Оно результат разложения кровнородственных связей и
объединения людей на иной обменной основе в народ, в нацию. Нация,
хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность
происхождения, вместе с тем объединяет Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10