Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат История учений о государстве и праве



Текст реферата История учений о государстве и праве

Страница: 2 из 8

который был жесток и грозен в проведении своих реформ.
Пересветов не получил ничего, что просил у царя в своих челобитных
для себя, но многие его идеи оказались созвучными идеям Ивана IV и
были использованы в борьбе последнего за укрепление самодержавия.
Наиболее видным представителем оппозиции усилению царской власти стал
Курбский один из сподвижников Ивана IV , происходивший из древнего
княжеского рода. Командуя русской армией в Ливонской войне, Курбский
узнал о грозившей ему опале и бежал в Литву. В своих трех письмах
Ивану IV , Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на
феодальное право „отъезда“, на царские притеснения и казни
бояр.
Курбский не ратовал за восстановление порядков феодальной
раздробленности. Преимущества централизации были очевидны даже для
боярской олигархии. Она стремилась лишь к ограничению самодержавия,
разделению власти между царем и боярством.
Иван IV отвечал Курбскому, используя идеи иосифян и отдельные
аргументы челобитных Пересветова для обоснования самодержавной власти
царя.
Последовательно развивая идею сильной, ничем не ограниченной
самодержавной власти, Иван IV идет дальше иосифлян, отказывая церкви
во вмешательстве в государственные дела.
Переписка Ивана IV с Курбским отражение острой идейной борьбы вокруг
социальных и политических преобразований, осуществленных Иваном
Грозным, а также лютых казней и злодеяний, совершенных по приказу
царя.
Исторические условия развития страны порождали и поддерживали идею
государственной власти, стоящей высоко над народом. Необходимость
защиты, а затем освобождение Руси от иноземных захватчиков, раздоры
удельных князей, жесткие формы феодального закрепощения крестьянства
все это способствовало становлению и укреплению самодержавия царей. К
тому же в России не было дуализма духовной и светской властей, как в
странах Западной Европы. Феодальная православная церковь, добившись
гарантий незыблемости церковных имуществ, в целом служила укреплению
самодержавию. В господствовавших теориях был резко выражен полу
мистический взгляд на царскую власть как на нечто незыблемое,
сверхъестественное. Модификацией этого взгляда, выражавшего крайнюю
степень политического отчуждения, были и царистские иллюзии
христианских движений XVII века.
2. Теория насилия в политических взглядах Л.Гумпловича и К.
Каутского.

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий
государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху
рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в
результате насилия и завоевания. Более развернутое нау ч ное
обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Ее смысл с о стоит
в том, что возникновение частной собственности, классов и гос у
дарства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть
путем прямого политического действия. Государство продолжает быть
органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридич е
ские различия между победител я ми и побежденными. В Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8