Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Многопартийность и политические партии (статус)



Текст реферата Многопартийность и политические партии (статус)

Страница: 2 из 21

общества (как сказано в ст. 2 ФЗ «О политических партиях»), а не
защита социальных и иных интересов своих членов, как, например, у
профсоюзов. Это нашло свое отражение и в упомянутом законе СССР 1990
г. об общественных объединениях, где говорилось об участии партий в
формировании органов государственной власти и управления, в том числе
через избираемых в Советы представителей. Основным путем к завоеванию
политической власти считают участие партии в выборах, особенно
общегосударственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967
г., который много раз дополнялся и изменялся, партия утрачивает свой
статус и связанные с ним права, если она в течение шести лет не
выдвигает своих кандидатов на выборах в парламент или ландтаги,
местные представительные органы земель — субъектов федерации.
Специального закона о политических партиях, как это имеет место во
многих самых разных государствах, в СССР и РСФСР не было, с чем
связаны многие проблемы становления многопартийности в России. Правда,
в СССР в период «перестройки» в 1990 г. был принят Закон об
общественных объединениях, где содержалось несколько норм, специально
относящихся к партиям. Но эта тенденция не была поддержана позднейшим
российским законодательством: в Законе об общественных объединениях
1995 г. партии особо не выделяются и в отличие от закона СССР 1990 г.,
некоторые положения которого (ст. 6 и 9) в соответствии с российским
законом 1995 г. остаются действующими, не упоминаются. Так, ст. 7
Закона об общественных объединениях 1995 г. среди
«организационноправовых форм общественных объединений» называет:
общественные организации, общественные движения, общественные фонды,
общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
Между тем, в политологии, теории конституционного права партии
выделяют особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в
формировании государственного аппарата и деятельности парламентов и
правительств, отличая их от других общественных объединений и
различных групп давления. В связи в этим развитие зарубежного
законодательства, хотя и не во всех странах, в целом идет по пути
дифференциации: отдельно регулируются объединения коммерческого
характера (товарищества, акционерные общества и др.), отдельно —
некоммерческие организации, среди которых партии выделяются особо.
Помимо других реквизитов, в том числе количества членов партии и
процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым
законом к национальной партии, является публичный, а не частный
интерес, преследуемый ею в своей деятельности.
1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий
Уже отмечалось, что в современном законодательстве существует
множество разнообразных определений политических партий. Все их,
однако, можно свести к двум основным группам в зависимости от подхода
законодателя к трактовке общего предназначения политических партий в
обществе и государстве.
В одних странах законодательные определения их предназначения
отражают Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21