Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Особенности права стран древнего востока



Текст реферата Особенности права стран древнего востока

Страница: 2 из 16

государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ
Древнего Востока. Рабство в этих обществах носило первоначальный
дворцовый или семейный характер и лишь позднее использовалось в
производстве (например, при строительстве городов и храмов). /7, с.47/
Исторически мораль — первый способ социальной регуляции,
который направлен на согласование действий индивидов, составляет их
некоторую общность. Право возникает как совокупность новых социальных
норм, оно появляется одновременно с государством в качестве
обязательных правил поведения, ими формулируемых, применяемых и
охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных
обычаев, выгодных имущему сословию, позднее их дополняют и заменяют
нормы права, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди
других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных
канонов. /8, с.35/
Таким образом право можно рассматривать как явление той цивилизации,
которая сложилась в государствах Древнего Востока. Уже в самых первых
памятниках права проглядывает нацеленность на установление единого,
стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного
решения конфликтов, на учет интересов различных лиц, участников данных
отношений, защищенность и гарантированность их прав.
Внимательный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде
всего в памятниках права, стремление утвердить в жизни:
· справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому
многие памятники права так и назывались — «правды»);
·мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права,
правосудия зачастую слыли мудрецами);
·реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает
во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих
отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы).
Даже в древнейших законодательных документах порой встречаются
обобщающие формулировки, затрагивающие сами основы права. Вот как,
например, обосновывалось издание Сборника законов царя Хаммурапи (
XVIII в. до н.э.): «Для того, чтобы дать сиять справедливости в
стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не
притеснять слабого». В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если
бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более
сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». /1, с.55/
Право есть также явление культуры, это выражается прежде всего в том,
что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных
проявлениях. Право выраженное в законах, вбирает в свои
формализованные положения целый мир. Мир очень сложных человеческих
отношений чрезвычайно широкого диапазона — от главных и
глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры
политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических,
житейских, семейных, бытовых вопросов.
При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного
состояния общества, говорят о том, каковы должны быть поступки людей.
Они призваны
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16