Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Политико-правовые учения ислама



Текст реферата Политико-правовые учения ислама

Страница: 2 из 21

пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших
единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая
деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В
его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с
религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда
строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно
покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.
"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и
обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества,
кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом
ислам..." (3: 16-17).
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими
богословами.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог Аллах; что Мухаммед был его посланникомпророком;
что до него бог посылал людям и других пророков это библейские Адам,
Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что
существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние,
перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они
тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний
день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела:
праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные
гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение,
ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими
моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на
людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной
жизни и будущему блаженству, других к беззакониям и загробным
мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно
именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха это
его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и
моральное предписание в Коране это требование полной, безоговорочной
покорности человека воле Аллаха.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и
т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от
христианства, нет.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархальнородовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но
имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу
бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако
частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется
вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил
торговлю и запретил рост" (2: 276), Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21