Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Политические и правовые учения в древнем мире



Текст реферата Политические и правовые учения в древнем мире

Страница: 2 из 21

известном древневавилонском политикоправовом памятнике 18 до н.э.
– законах Хаммурапи. Справедливость, о которой говорится в
законах Хаммурапи, подразумевает деление людей на свободных и рабов,
неравноправное положение самих свободныхчленов различных сословий и
т.д.
Мифологические представления древних персов нашли свое развитие и
выражение в зороастризме. Государство, согласно зороастризму, должно
быть земным воплощением небесного царства Ормузда (светлое божество).
Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым
того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять
наиболее добродетельные люди.
Процесс постепенной рационализации исходных мифических представлений
об общественной жизни, политике, государстве и праве и возникновения
зачатков теоретических воззрений в разных областях
социальнополитического знания у разных народов протекал с различной
интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие последствия.
Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке
социальнополитических явлений достаточно отчетливо проявляется в 1
тысячелетии до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.
Значительную связующую роль между мифологическими представлениями и
последующими рационалистически ориентирующими политикоправовыми
воззрениями и концепциями сыграла религия. При всей своей специфике
религия тематически и хронологически следует за мифом и является по
отношению к первичным мифам о богах последующим, вторичным
образованием.
Мифологические представления и в целом опыт подхода к организации
общественной жизни людей оказали большое влияние на последующую
политикоправовую мысль – как непосредственно в эпоху
формирования религиозных, философских и зачаточно научных концепций
политики, государства и права, так и в последующие периоды развития
политических правовых учений.
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего
Китая

Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений
сформировалась и развивалась политикоправовая мысль в древней Индии.
Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских
памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом Ведами. В Ведах
говорится о делении общества на четыре варны (сословия) которые
созданы богами из Пуруми (мирового тела и духа): «… брахманом
стали его уста, руки – Кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног
создана шудра».
Мировой закон (рта) определяет конституцию (строение) общества,
место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных
варн (сословий), а, следовательно, права и обязанности также и членов
этих варн. Все варны и их члены должны следовать божественно
представленных для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу
поведения.
Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их
неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.
Особыми привилегиями в этом отношении пользуются драхманы.
С критикой ряда основных
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21