Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Понятие и сущность брака



Текст реферата Понятие и сущность брака

Страница: 2 из 13

связаны с глубинными основами человеческого существования, что
малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные
взаимоотношения супругов может привести к посягательству на
человеческую личность и ее важнейшие права.
В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем
его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на
нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных
отношений, которая, вопервых, поддается правовому регулированию, а
вовторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого
разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим
возрождается интерес к концепции брака как договора. “Согласно с
воззрениями, сложившимися во Франции, — пишет по этому поводу
К.Д. Кавелин, — брак по своей духовной стороне есть таинство и
как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение,
вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский
институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и
современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения
регулируются правом, — это гражданскоправовые отношения. В
другой своей части, которая лежит в религиозноэтической или просто
этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как
мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение,
или даже как средство достижения определенных выгод — все это
лежит за границами права.
Этическая оценка своего брака — сугубо личное дело каждой
супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных,
философских и этических представлений. Навязывание таких представлений
извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения
личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже
получив развод в светском учреждении, не допускать для себя
возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из
чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и
обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает
такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют
правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и
то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта
является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.
Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в
прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех
или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как
договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак
“в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения,
но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как
содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола
супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области
договорного права, а к разряду институтов особого рода”.
Загоровский И.А. Указ. соч. — С. 5. Г.Ф. Шершеневич считал, что
основанием
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13