Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Понятие, сущность, функции и принципы права



Текст реферата Понятие, сущность, функции и принципы права

Страница: 2 из 15

многие философы четко противопоставляют искусственному закону полиса
право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например,
Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой
законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право
состоит в господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам
обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей
(включая и рабов). Они утверждали, что у всех людей естественные
потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.
Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные,
идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой
соответствия закона естественной справедливости является знание (о
добродетели, о нравственнопрекрасном). Согласно Платону,
справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство",
– пропорциональное и количественное. Эти положения были развиты
Аристотелем в его учении о двух видах права: естественном и
волеустановленном (позитивном). По Аристотелю, естественное право
– то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от
признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель
трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как
норму естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в
своей основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.
Понимание права и государства в рамках естественноправовой доктрины
характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на
древнегреческие учения. Поскольку первоначально право понималось как
божественное явление, то и впоследствии, после появления светского
права, – собственно юриспруденции, принцип правовой
справедливости, т.е. "искусство добра и эквивалента" (равенства)
понимался как божественное, изначально данное, а потому правильное. У
всех выдающихся римских юристов: Цицерона, Папиниана, Павла, Ульпиана,
Модестиана присутствовал единый естественноправовой подход к закону
(позитивному праву) и государству, которое являлось частью
правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не
просто обязательный, а сакральноимперативный характер, закон понимался
как "общая клятва республики", общий обет государства.
В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции,
а римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в
результате синтеза римского и местного, обычного права появляется
концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея
правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может
быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью.
У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII
вв.). В ее представлениях, в случае конфликта между правовой
справедливостью и позитивным правом, его разрешение принадлежит
законодательной власти, при этом судья должен придерживаться
положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в
разработку позитивного
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15