Учебная работа по дисциплине Архитектура и строительство

Реферат Архитектура древней Греции



Текст реферата Архитектура древней Греции

Страница: 2 из 5

идеальной
бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной
дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы
красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и
можно составить цифровую таблицу пропорций и
масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно
прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это
сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он
готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе
чувство и выразительность, и
противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным
мертворожденным правилам.
Давнымдавно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками
омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого
облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле
их облик был совсем иной, чем
можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам
фронтона помещались резные каменные украшенияантефиксы, подобные живой
поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных
храмах антефиксы были
керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были
геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были
насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи.
Рельефами украшали прямоугольные метопы в
дорических и фриз в храмах ионического ордера. Изображения людей и
мифологических существ самими своими «негеометрическими» формами
придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть,
что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить
себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по
сравнению с тем, что можно было создать с
помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма
было естественно и прочно связано с его
архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для
скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно
архитектурная форма
прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное
изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и
сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно
рельефом с изображением какойлибо
сцены. Водосток завершался львиной головой; плиткикалиптеры,
покрывавшие швы,
образованные мраморной «черепицей» крыши, завершались маленькими
резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся
под нависающим карнизом плиткимутулы с цилиндрическими каплямигуттами?
Орнамент, изображение
когдато существовавших деревянных конструкций,
архитектурностроительную деталь? В чистом виде — ни то и ни
другое, а вернее, все это вместе.
В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и
естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База
колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со
сложными и пластичными валами и
выкружками. Ионическая капитель — это единый сплав
изобразительных, орнаментальных и
Страницы: 0 1 2 3 4 5