Читать онлайн работу по дисциплине: Естествознание

Реферат Донаучный этап развития естествознания



Текст реферата Донаучный этап развития естествознания

Страница: 2 из 21

Зарождение счета
Одна из особенностей развития первобытного сознания —
формирование способности отражать и выражать количественные
характеристики действительности. Становление категории количества,
способности количественного исчисления предметов являлось важнейшей
чертой развивающегося первобытного сознания. И действительно, ведь
счет выступает, в сущности, первой теоретической
деятельностью рассудка, абстрактной способностью мышления. Развитие
способности счета — главный показатель уровня развития
абстрагирующей, обобщающей, теоретической стороны человеческого
сознания.
Проблема происхождения первоначальной способности человека к счету
— одна из интереснейших в проблематике первобытной
культуры. Загадочность этого явления неоднократно использовалась
в качестве главного аргумента для разного рода мистических трактовок
истории человеческого мышления. Достижения археологии, антропологии,
истории и других наук (особенно в ХХ в.) позволяют
воспроизвести в общих чертах картину процесса становления
количественных представлений и систематического счета в первобытном
обществе'.
Прежде всего следует указать на три главные предносылки становления
количественных представлений, способности счета.
Первая — это повседневная практическая деятельность человека,
многообразие действий человека по разделению целого на части
(изготовление орудий труда, разделение добычи, туш животных и
др.) и сложение некоторого целого из частей (строительство жилища,
составные орудия и т.п.). Такие повседневные практические действия
повторялись первобытным человеком многократно, являясь
необходимой стороной его повседневной жизнедеятельности.
Вторая важная предпосылка — природные ритмы, в особенности
взаимосвязи ритмов человеческого организма (включая и его
физиологические ритмы) с ритмами природной среды.
И третья важная предпосылка — познавательная процедура
сравнения., выделения качественно определенных характеристик природных
предметов и соотнесение их между собой. Процедура сравнения
исторически сложилась на базе психики высших приматов еще в
условиях первобытного стада.
В процессе своего исторического становления долгое время первобытный
человек ориентировался в окружающей среде, имея возможность отражать и
фиксировать лишь качественные (а не количественные) свойства
предметов. При этом, очевидно, важную роль
играла образная память. Для нормальной жизнедеятельности в узких
рамках потребностей и возможностей нижнепалеолитического хозяйства
(на достаточно длительном историческом промежутке времени —
около 2 млн лет) было вполне достаточно выделения и запоминания
качественных признаков вещей. (По этнографическим свидетельствам,
оленеводы Северной Азии, не умея пересчитать количество оленей в
стаде, состоящем из нескольких сотен голов,тем не
менее знали индивидуальные признаки каждого оленя в стаде.)
Исторически первой формой становления количественных представлений
являлась, очевидно, Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21