Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Власть: генезис, компоненты, методы функционирования



Текст реферата Власть: генезис, компоненты, методы функционирования

Страница: 2 из 21

освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть
временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.
Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность
власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного,
сверхприродного происхождения власти, святости её институтов,
низведение их до уровней земных, обыденножитейских дел, до «грешной»
природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в
борьбе за автономизацию социальнополитического процесса, входило в
комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 1527 гг.)
стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных
оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных,
её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне
умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая
сочетает демократический, аристократический и монархический элементы
власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.
К вопросам власти, её источникам обращались представители
западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 1679 гг.) и Д. Локк (1632 1704
гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного
договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление
людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть,
отчуждаемая от «естественного человека» и приобретающая
самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных
человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и
Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного
государясуверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего
народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от
Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого
гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответтсвует
естественной природе человека.
Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685
1775 гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея
разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы
законности, политической свободы и придания роли праву истинного
регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И.
Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В.
Соловьёва, Н. Бердяева и др.
Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была
замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и
Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею
наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной
пользы, а не для общего блага.
Современные концепции власти можно классифицировать по ряду
оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации
политической власти, с известной долей условности и относительности,
можно разделить при самом общем логикогносеологическом анализе на два
больших класса:
атрибутивносубстанциональные , трактующие власть Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21