Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти



Текст реферата Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти

Страница: 2 из 21

функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–
воин, князь– предводитель друж и ны, епископ– рыцарь,
глава ордена и т.п.)
Первое крупное разделение власти развело политическую и рел и гиозную
власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и
длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской вл а
сти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.
Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средн е
вековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно дал
е ко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом и
с ход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преим
у щественно христианская его часть решила спор о власти в пользу све т
ской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых м у
сульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного
полит и ческого влияния религиозных начал жизни общества, его
политико– пр а вовой системы и культурного уклада.
Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разд е
ление профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал с у
ществование в нём законодательного органа — магистратуры (исполн
и тельного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение вл а
сти между центральным и местным управлением (самоуправление), фо р
мировалась всё более сложная политическая система общества, властей
разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти ст а
ло в конце конов одной из организационных основ государства Нового
времени, которое функционирует как система функционально разгран и
ченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов
власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице власт е
лина законодательных, исполнительных и судебных функций включая
функциональное и территориальное разделение власти между монархич е
ским центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным
самоуправлением, с сословным представительством частично избранных,
частично включённых в него “по праву” из числа именитых
горожан. Д е централизованное феодальное средневековое государство
допускало з а метное упрочение местных парламентов, которые особенно
укрепились в Западной Европе в XIII– XIV веках и, в последствии,
стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в
государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой
разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень
замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их
совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в
России послепетровск о го периода, когда из восьми членов совета
(“верховников”) шестеро представляли две знатнейшие фамилии
— Долгоруких и Голицыных. П о мимо того, существовали и
эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные
союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в
будущем Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21