Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Происхождение и понятие смертной казни



Текст реферата Происхождение и понятие смертной казни

Страница: 2 из 21

как правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в
силу данных фактических отношений и в результате многократного
повторения вошедшие в привычку… Предметом обычаев могут быть, в
сущности, любые отношения: когда те или иные правила поведения входят
в привычку, они приобретают черты обычаев» Алексеев С.С. Проблемы
теории права. Свердловск: Юридическая литература,1972. Т.1.-С.76-77. .
Обычаи, завещанные предками, передавались от поколения к поколению
постепенно, в течение многих тысячелетий, теряя свою практическую
значимость для рода, племени, семьи, но , сохраняя в основе своей
консервативную сущность, которая выражается формулой « не мной
установлено – не мне изменять».
Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил,
и как следствие, необходимость в совместном труде приводили к тому,
что обычай становился единственным регулятором общественных отношений.
Соблюдение правового обычая, основанного на многовековом опыте
выживания, гарантировало необходимый порядок, целостность и
безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами
природы. Поэтому обычаи рассматривались как заветы богов и умерших
предков. Отсюда соблюдение обычая считалось высоким нравственным и
религиозным долгом. Не является исключением и обычай кровной мести.
Убийство (а первоначально любая обида) члена общины чужим вызывало
кровную месть. Обычай кровной мести, как правило, поведения не может
быть отнесен к категориям моральных или правовых норм. Социальные
нормы в доклассовом обществе имеют характер «мононорм», т.е. не
рассчитанных на виды норм первобытного общества. Месть –
институт общечеловеческий. Всеч еловеческий характер кровной мести
объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество.
Другого способа защиты не существовало.
Как же соотносятся между собой кровная месть и смертная казнь?
Большинство историков права в прошлом не видели генетической связи
этих понятий. М.Ф. ВладимирскийБуданов считал, что смертная казнь на
Руси распространяется под воздействием византийского п рава, а потом
татарских обычаев ВладимирскийБуданов М.Ф. Обзор истории русского
права. – Киев: Изд. книгопродавца Н.Я.
Оглоблина,1915.-С.339-340. . В. Сергеевич распространение смертной
казни связывал с понятием христианства на Руси Сергеевич В. Лекции и
исследования по древней истории русского права. СПб.: Издание
товарищества «Знание», 1903.-С.391. . С.Н. Викторский полагал, что
«усиление… применения кровавой расправы надо отнести… к
некоторым чисто внешним влияниям: влиянию церковновизантийскому,
татарскому игу и таким обстоятельствам, как борьба княжеств в период
объединения их в Московское государство» Викторский С.Н. История
смертной казни в России и современное ее состояние. М.: Тип. А.И.
Мамонтова,1912.-С.30. .
В отличие от них , Н.С. Таганцев видит связь между смертной казнью и
местью, отмечая, что «это вытекало из института частной и родовой
мести, выдвигавшего начало оплаты кровью за кровь,
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21