Учебная работа по дисциплине Архитектура и строительство

Реферат Архитектура и скульптура 19 века



Текст реферата Архитектура и скульптура 19 века

Страница: 2 из 20

16071617 гг. продолжавший строительство К. Мадерно пристроил к
центрическому зданию удлиненный неф и тем самым придал ему мощную
горизонтальную динамику. Так в результате переосмысления
архитектурного пространства рождался стиль Барокко. В некотором смысле
происходил возврат к идеалам Готики. Тот же органический рост форм, та
же динамика, иррациональность, преобладание вертикали над
горизонталью.
«Стиль Барокко вернулся к идеям бесконечности», он не только
«сохранил, но даже усилил чувственное начало архитектуры». Не все
могли понять новый стиль. Даже романтики начала XIX в., поклонники
Готики, считали его нелепым. Писатель В. Гюго, воспевавший и античную
и готическую архитектуру, назвал собор Св. Петра в Риме «Пантеоном,
нагроможденным на Парфенон». На первых порах архитектура римского
Барокко еще сохраняла классичность композиции, симметрию фасадов, лишь
усиливая вертикализм и живописность ордерной разработки стен. Недаром
замечают, что раннее Барокко близко архитектуре античного Рима. В то
же время римские барочные церкви, с их базиликальным планом и
высокими, симметрично расположенными башнями на главном фасаде, по
композиции поразительно напоминают готические.
Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей
переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно
выразительными, а готические оставались в неприкосновенности. Во
многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым
барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах
барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия,
иррациональное понимание архитектурного пространства. Наступление эры
Барокко означало возвращение романтики архитектуре христианских
храмов. После центрических построек Ф. Брунеллески и Д. Браманте, не
отвечающих религиозной духовности (ведь капелла Пацци или Темпьетто
менее всего похожи на храм), происходило возрождение истинно
христианского искусства. В этом смысле примечательно высказывание О.
Шпенглера об эволюции творчества Микеланжело: «Из глубочайшей
неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь,
его вечно неутоленная потребность в выражении разбила
архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко...» А в
лице Микеланжелоскульптора «закончилась история европейского ваяния».
Действительно, Микеланжело подлинный «отец Барокко», поскольку в его
статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к
духовным ценностям средневековья и последовательное открытие новых
принципов формообразования. Этот гениальный художник, исчерпав
возможности классицистической пластики, в поздний период своего
творчества создавал невиданные ранее экспрессивные формы. Его
титанические фигуры изображены не по правилам пластической анатомии,
служившими нормой для того же Микеланжело всего какихнибудь десять лет
тому назад, а согласно иным, иррациональным формообразующим силам,
вызванным к жизни фантазией самого художника. Один из первых признаков
искусства Барокко: избыточность средств и смешение
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20