Учебная работа по дисциплине Государство и право

Реферат Судопроизводство в исламских государствах



Текст реферата Судопроизводство в исламских государствах

Страница: 2 из 10

составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы
и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом.
Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма
ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада “Али в
Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социальноэкономического развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого
ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался
весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике
по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских
странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны,
вокруг положения о взимании ссудного процента (риба’ ), а с
другой в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее
ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад
‘ Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что банковские
вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и,
следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба’ . Эта
фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие
с интересами национальной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в
мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских
положений (как в случае с риба’ ), но и оживление некоторых
традиционных принципов, имевших широкое распространение в период
мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы
торгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по
содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие
мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения,
действовавшие в различных частях мусульманского мира на
религиознообщинное основе (торговые дома и финансовые предприятия
исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение
средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но
которые по сути свей имели уже капиталистический или
полукапиталистичекий характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного
сознания. Это касается прежде всего процесса становления национального
самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого
процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о
единстве всех мусульман. Джамал алдин алАфгани формулирует идею
солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и
получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру.
Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех
мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский
национализм, сторонники которого выступают за обособление
мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские
религиознонационалистические идеи имели объективно двойственный
характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали
развитию национальноосвободительного
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10