Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). Локтев В.И.

М.: Архитектура-С, 2004. - 496 с.

Книга архитектора, художника, исследователя искусства Вячеслава Локтева - результат многолетнего изучения и осмысления проблем художественного стиля на материале итальянского искусства XVI-XVII вв. (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, сценографии, поэзии...).

Нетрадиционный метод анализа, имитирующий композиционно-образное мышление художника и критическое осмысление опыта предшествующих исследователей проблемы стиля итальянского барокко приводит автора к принципиально новой интерпретации искусства барокко в целом и творчества Микеланджело как инициатора архитектурного и изобразительного полифонизма в искусстве.

Книга рассчитана на профессиональную и непрофессиональную аудиторию (историков и теоретиков, студентов архитектурных и художественных вузов, а также любителей искусства).

Формат: djvu /.zip">Размер:18,5 Мб

Скачать / Download файл (Яндекс - Народ. Диск.) 1) Введите 6 цифр. 2) Нажмите зеленую кнопку. 3) На следующей странице (если стоит галочка) обязательно уберите галочку из графы "Установить Яндекс Бар", иначе Вы ничего не сможете скачать. 4) Нажмите ссылку и начнется скачивание.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................................................. 8

I часть

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.).................................................. 11

1. Скульптура................................................................................................................................................................................. . 13

Структура конфликта. Диалогическое восприятие........................................................................................................... . 13

Контрапост и анатомия............................................................................................................................................................ . 13

Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония.............................................. . 15

2. Живопись.............................................................................................................................................. ,................................... . 28

Композиционная техника противопоставлений................................................................................................................ . 28

Лексика архитектурного полифонизма .............................................................................................................................. . 30

Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника).................................................................................... . 31

Архитектурный «жест». Архитектурная «поза»................................................................................................................ 32

Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы)..................................................................................................... . 33

3. Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры...................................................... 66

Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа)............................................................. 67

Диапазон новой образности................................................................................................................................................... 68

4. Полифонический ансамбль (образ-метафора)................................................................................................................... . 88

Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений........................................................................................... 89

Политематическая композиция............................................................................................................................................. . 90

Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия

предшественников)................................................................................................................................................................... 91

Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции...................................................................... 92

Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд»...................................... 92

Конвертируемость композиционных приемов

(Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»)......................................................................................................... 94

Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания)...................................... 94

5. Этапы становления полифонической манеры............................................................................................................... 131

6. «Контрапост жизни».............................................................................................................................................................. 132

7. Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности.......................................................... 135

8. Композиция поведения......................................................................................................................................................... 138

9. Повод к драматизации мировосприятия

(духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» )................................................................................ 139

10. Предварительные итоги....................................................................................................................................................... 145

II часть

СИТЖЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

(середина XVI—начало XVII в.)................................................................................................................................................. 149

1. Художественная атмосфера................................................................................................................................................ 151

Разнообразие исторических периодизаций стиля........................................................................................................... 151

Разброс мнений....................................................................................................................................................................... 153

2. Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств» ________ 154

Необходимое условие формообразования...................................................................................................................... 155

Эстетическая рефлексия стиля............................................................................................................................................ 155

3. Художественная практика. Композиционный аспект.................................................................................................. 158

Маньеризм и его интерпретаторы...................................................................................................................................... . 158

Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность...................................... . 159

«Классицизирующий академизм»...................................................................................................................................... . 162

4. Картина музыкальной жизни............................................................................................................................................... 201

5. Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы.............................................. 206

Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия.................................................................................... 206

Эмоции, настроение............................................................................................................................................................... 206

Импровизация, естественность — расчет......................................................................................................................... 207

Уточнение к Г. Вёльфлину.................................................................................................................................................... 209

К истории базиликального фасада

(проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио)........................................................................ 210

Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс......................................................... 212

Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона)...................... 214

6. Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан................................................. 222

7. Микеланджело да Караваджо (1571—1610)................................................................................................................... 255

8. Музыкальный стиль Венеции............................................................................................................................................. 272

9. Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля.... 278

Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект................................. 278

Тематика театрально-изобразительного контрапоста.................................................................................................... 279

10. Проблемы содержания стиля и причина барокко........................................................................................................... . 284

Поиск идеологической подоплеки стиля .......................................................................................................................... . 284

Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра...................................................................... . 287

От мировоззрения к структурным вопросам изображения......................................................................................... 288

Готическое и барочное мироощущение.......................................................................................................................... 290

Потребность в гармонии и деструктивный фактор........................................................................................................ 293

Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства............................................................................... . 294

События «исторического значения».................................................................................................................................. 296

Контрреформация.................................................................................................................................................................. 296

К истории нестроения............................................................................................................................................................ 298

Идеи — жизнеощущение — стиль...................................................................................................................................... 300

Устроение и нестроение духовного мира......................................................................................................................... 300

От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению........................................................................... 302

Барочная парадигма и барочная форма........................................................................................................................... 306

11. Направление стилевой эволюции....................................................................................................................................... 310

III часть

САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ... 311

О различиях в подходе к барокко......................................................................................................................................... 312

Композиционный метод Высокого барокко.................................................................................................................... 313

Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании.............................................................................................. 313

1. Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667).................................................................................................... 316

Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению............................................ 316

Модель пространственного мироощущения .................................................................................................................. 317

Одновременность «изнутри и снаружи».......................................................................................................................... 318

Поток превращений .............................................................................................................................................................. 319

Утрированная («неправильная») перспектива................................................................................................................ 320

Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления................... 321

Сопричастность пространству.......................................................................................................................................... .... 324

Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения...................................... 325

Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития»................................ 326

Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины...................................................... 328

Градостроительный барочный ансамбль......................................................................................................................... ... 331

Барочные «интерьеры» города........................................................................................................................................... ... 331

2. Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля....................................... ... 369

Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия............................................ ... 370

Проект ц. S. Anna Reale. Париж................................................................................................................................... ... 371

Проект Casale S. Filippo Nerl и др................................................................................................................................. ... 372

Вторая композиционная реформа барокко..................................................................................................................... ... 373

Востребованность типологических стереотипов Возрождения................................................................................... 374

Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической

выразительности.............................................................................................................................................................. ... 375

Универсальный язык полифонизма............................................................................................................................ ... 375

Метафорическая образность. Театрализованная выразительность.................................................................... ... 377

Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа............................................................... ...... 379

Стилевая проблематика в философских категориях....................................................................................................... ... 380

Архитектурный образ бесконечности............................................................................................................................... ... 380

Язык Гварини в системе барочного полифонизма........................................................................................................ ... 383

Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям —

«Placita Philosophica» Г. Гварини................................................................................................................................ 384

Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью

«Метопа е architettura» ................................................................................................................................................. ... 384

Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка.

Стереометрия на службе контрапоста....................................................................................................................... 385

Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма.................................................. 386

Поэтика Гварини..................................................................................................................................................................... 386

Непрерывность полифонического ряда.................................................................................................................... 388

«Драматическая светотень»......................................................................................................................................... 388

Эстетическая ситуация.......................................................................................................................................................... 389

Гварини в ретроспективе стиля........................................................................................................................................... 389

3. Плафонисты и театральные декораторы конца XVIIXVIII в. От Высокого барокко

к «постбарочиой» манере...................................................................................................................................................... 416

Мастера театрального барокко........................................................................................................................................... 418

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ................................................................................................................................... 437

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке)........................................................ 454

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................................................... 475

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................................................................................................ 484