Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. Глазычев В.Л.

М.: Советский художник, 1989. - 416 с.

На примере многих памятников мировой художественной культуры автор показывает различные формы взаимозависимости исторического развития искусства и науки. Книга содержит богатый иллюстративный материал.

Формат: djvu /.zip">Размер:24,9 Мб

Скачать / Download файл (Яндекс - Народ. Диск.) 1) Введите 6 цифр. 2) Нажмите зеленую кнопку. 3) На следующей странице (если стоит галочка) обязательно уберите галочку из графы "Установить Яндекс Бар", иначе Вы ничего не сможете скачать. 4) Нажмите ссылку и начнется скачивание.

На основе множества интересных фактов из истории культуры в книге разносторонне рассматривается проблема, ярко сформулированная в словах Максимилиана Волошина: «В свое время Ренессанс еще до раздвоенности науки и искусства создал различные дисциплины для потребностей живописцев: художественную перспективу и художественную анатомию. Но в наши дни художник будет напрасно искать так необходимых ему художественной метеорологии, геологии, художественной ботаники, зоологии, не говорю уже о художественной социологии... Точно так же, как художник не имеет сотрудничества ученого, точно так же и ученый не имеет сейчас часто необходимого орудия эксперимента и анализа — отточенного тонко карандаша, потому что научный рисунок — художественная дисциплина, которую еще не знает современная художественная школа».

Гемма с изображением играющего на лире Аполлона служила великому польскому гуманисту и астроному Николаю Копернику личной печатью. Это не просто символ, а факт реального единства культуры Возрождения, в которой эстетические моменты играли конструктивную роль и для научного мышления. В наши дни наука и искусство разошлись так далеко, что их взаимосвязь, чрезвычайно усложнившуюся, приходится доказывать специально. Книга освещает некоторые малоизученные моменты этой взаимосвязи. Двадцатый век, поначалу завороженный успехами техники, после двух мировых войн ужаснулся перед ее мощью в преступных руках. Кризис культуры, порожденный войнами, фашизмом, угрозой атомного уничтожения и экологической катастрофой, подорвал веру в научно-технический прогресс как универсальное благо. Сегодня многие не без основания видят в искусстве, особенно в искусстве прошлого, основную силу, защищающую человеческое в человеке от всего безличного, машинного, рационально-бесчувственного.

Содержание
Введение
Искусство как свидетель истории
Мысль и изображение
Понятие и образ
Образ ученого в искусстве
Художник как исследователь
Заключение
Краткая библиография
Список иллюстраций