Курбе

"Художественная галерея" № 017, 2005.

М., 2005. — 30 с.

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877) — французский пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.


Формат: djvu / zip

Размер: 2,17 Мб

Скачать / Download файл

Биография

Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, расположенном в гористой местности в долине реки Лу, на границе с Швейцарией. Семейство Курбе жило в Орнане на протяжении многих поколений. Отец Гюстава был зажиточным землевладельцем: ему принадлежали дом и ферма, а также виноградники в близлежащем Флажи.

С 1837 г. Гюстав посещал художественную школу в Безансоне. Однако систематического художественного образования Курбе не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, писал с натуры в частных ателье, копировал картины старых мастеров в Лувре — Сурбарана, Веласкеса и др.
С 1841 г. Курбе упорно представляет свои произведения в Салон, однако жюри Салона столь же упорно отвергает их. С 1841 по 1847 гг. из представленных художником двадцати пяти картин были приняты только три.

В первые десять лет пребывания в Париже Курбе не удалось продать почти ни одной картины; в финансовом отношении он по-прежнему полностью зависел от родителей.

В эти годы Курбе познакомился с некоей Вирджинией Бине, которая вскоре стала его любовницей и в 1847 г. родила ему сына.

В Париже Курбе близко сошелся с поэтом Ш. Бодлером, писателем П. Прудоном, анархистом Ж. Шамфлери и критиком и другом детства М. Бушоном. Друзья регулярно встречались в пивной, располагавшейся через дорогу от студии Курбе. В скором времени это заведение получило название «Храм реализма».

Одна из выставленных в Салоне работ Курбе привлекла внимание голландского торговца картинами, и тот заказал художнику свой портрет и пригласил в Голландию. В 1847 г. Курбе посетил эту страну, где познакомился с живописью Рембрандта и Халса.

В 1848 г. во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая Вторую республику (1848—52 гг.). Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году в Салоне Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно.

Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму («Виолончелист» (Автопортрет), «Человек с трубкой» (Автопортрет)), Курбе полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа — «позитивное» (по выражению самого Курбе), воссоздающее окружающий мир таким, каков он есть. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», «Похороны в Орнане»). Курбе охотно обращается к теме труда, изображает людей из народа («Дробильщики камня», «Веяльщицы», «Купальщицы», «Уснувшая пряха», «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки»).

В 1849 г. картина «Послеобеденный отдых в Орнане» завоевала золотую медаль и была куплена правительством. Однако монументальное полотно «Похороны в Орнане», выставленное в Салоне в 1850—51 гг., вызвало крайне отрицательную реакцию критики. Столь же неблагоприятные отзывы получила картина «Деревенские барышни», выставленная годом позже. В 1855 г., после того как три картины Курбе не были приняты на Всемирную выставку, раздосадованный художник на свои собственные средства возводит павильон и выставляет в нем сорок своих работ. Центром экспозиции стала аллегорическая картина «Ателье». Выпустив каталог выставки, художник во вступлении обосновал свое понимание реализма в изобразительном искусстве.

В начале 1850-х гг. в личной жизни Курбе происходят довольно значительные перемены. В частности, забрав сына, от него уходит Вирджиния Бине.
После 1855 г. Курбе много путешествует. В Трувиле он встречается с Джеймсом Уистлером; организует удачный бизнес, исполняя заказы местных знаменитостей. В Этрета он работает с Клодом Моне. Выясняется, что за пределами Парижа популярность Курбе довольно высока. Художник выставляется в Германии, Голландии, Бельгии и Англии, и всюду на него сыплются почести, кульминацией которых стала Золотая медаль от Леопольда II Бельгийского и Орден Св. Михаила от Людвига II Баварского (обе награды присуждены художнику в 1869 г.).

В 1860-е — начале 1870-х гг. Курбе много работает в жанре пейзажа («Косули у ручья Плезир-Фонтен»), пишет целый ряд марин («Бурное море» (Волна), «Скала в Этрета после шторма»), создает портреты («Девушка с чайками», 1865, частная коллекция), пишет натюрморты («Фрукты», «Корзина цветов»), обнаженную натуру («Источник», «Женщина с попугаем», «Женщина в волнах») и сцены охоты (Травля оленя, 1867, Метрополитен-музей).

В 1870 г. правительство Франции награждает Курбе Орденом Почетного легиона, однако художник демонстративно отказался от этой награды.

В 1871 г. во время Парижской Коммуны Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. После падения Коммуны Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению и штрафу в 500 франков. В 1873 г. новое правительство обязало его выплатить штраф в размере 300 тыс. франков — в счет восстановления Вандомской колонны. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Умер Курбе в Тур-де-Пельц 31 декабря 1877 г. В 1919 г. его останки были перезахоронены в Орнане.