Клод Моне

М.: Директ-Медиа, 2009. — 48 с. (Сер. "Великие художники")

Четвёртый выпуск коллекции представляет творчество выдающегося французского живописца-пейзажиста, представителя и одного из основателей импрессионизма Клода Моне (1840-1926). Само название живописного направления «импрессионизм» произошло от названия от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872) (impression - впечатление).

Для Моне было важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами. Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. «Забыв» такой основополагающий принцип академической живописи, как постепенный переход от света к тени, Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет чётких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных рельефных пятен-мазков, передающих трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков. В работах раннего периода творчества Моне обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы («Лягушатник», «Сирень на солнце», «Бульвар капуцинок»). В 1877 году художник создаёт серию картин о вокзале Сен-Лазар, наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно. Простые сюжеты картин 1860-1870 годов уступают место более сложным. Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога», изображения Руанского собора, виды Лондона. В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.

Формат: djvu /.zip">Размер: 11,6 Мб

Скачать:

Народ.Диск (Примечание)

RGhost