Ренессанс и барокко. Генрих Вёльфлин

М.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.

Сочинение Вельфлина открыло современникам новые методы стилистического анализа и иной взгляд на саму категорию барокко. В основу книги легла редакция перевода Е.Лундберга, снабженная современным научным аппаратом. Издание содержит большое количество иллюстраций. Предназначено для специалистов и для всех интересующихся изобразительным искусством.

Формат: pdf / zip

Размер: 14,5 Мб

Скачать:

Народ.Диск (Примечание)

Onlinedisk (Примечание)

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
А. Якимович. Генрих Вёльфлин и другие • 9
Введение
1. Определение итальянского барокко 52
2. Определение римского барокко 53
3. Временные рамки • 54
4. Мастера • 56
5. Современная точка зрения на изменение стиля. Термин «барокко» • 65
6. Отношение к античности.
Чувство собственного достоинства • 67
I. СУЩНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ
Глава I. Живописный стиль
1. Понятие живописного стиля в целом «72
2. Живописный стиль в живописи «73
3. Линии и массы (свет и тень); плоскость и пространство • 74
4. Свободный стиль • 77
5. Необозримое и Непостижимое • 78
6. Разграничение живописного и цветного • 80
7. Живописный стиль в скульптуре 81
8. Применение понятия [живописного] к архитектуре барокко • 82
Глава II. Величественный стиль
1. Общее впечатление от ренессанса и барокко • 84
2. Величественный стиль.
Стремление к колоссальному »85
3. Упрощение и единство композиции »87
Глава III. Массивность
1. Увеличение массы и подчеркивание тяжести вплоть до потери формы • 94
2. Характер массы: мягкая, сочная. Вздутость • 98
3. Масса не вполне сформирована и расчленена 104
а) Связанные материей, мало различающиеся формы: пилоны, пилястры, лизены; утопленная в стену колонна 104
б) Умножение мотивов 109
в) Умножение начальных и заключительных мотивов 111
г) Границы и углы 111
д) Целое не является завершенным организмом. Замкнутая, неразвитая массивность • 114
Глава IV. Движение
1. Отношение силы и массы • 116
2. Устремление в высоту • 116
а) Неравное распределение пластического элемента 117
б) Разрушение горизонтали (ломка форм) 117
в) Ускорение движения линий 118
3. Устремление в высоту как мотив вертикальной композиции. Успокоение по вертикальной линии 119
4. Движение по горизонтали • 120
а) Ритм вместо метра • 121
б) Нарастание пластической экспрессии по направлению к середине 121
в) Волнообразное искривление фасада 121
5. Мотив напряженности: неудовлетворительные пропорции и формы • 123
6. Мотив перекрывания форм и необозримости • 125
7. Неограниченное: эффекты освещения во внутреннем пространстве 126
8. Заключение. Система пропорциональных соотношений в ренессансе и барокко «127
II. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ
1. Механическая и психологическая теории • 134
2. Испытание первой 136
3. Испытание второй • 139
4. Идеал тела в искусстве барокко 144
5. Истоки у Микеланджело • 147
6. Его настроение 149
7. Серьезность постренессанса 150
8. Поэзия • 150
9. Неопределенно-живописное. Возвышенное 153
10. Барокко как антипод античности и ренессанса 156
III. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ТИПОВ
Глава I. Церковная архитектура
1. Центрические и вытянутые в плане постройки 184
2. Системы фасада 187
3. Историческое развитие фасада • 198
4. Внутреннее пространство • 209
а) Продольный неф с капеллами 211
б) Бочарный свод 213
в) Отделка стен • 214
г) Формы купола и освещение «219
Глава II. Дворцовая архитектура
1. Общие замечания. Противопоставление фасада и внутреннего пространства. Частный и общественный типы дворца 222
2. Стена и ее членение. Соотношение стены и проемов «223
3. Горизонталь в композиции • 226
4. Вертикаль в композиции • 226
a) «Ultima maniera» Браманте и ее развитие «228
б) Фасады по образцу палаццо Фарнезе «229
в) Фасад с мезонином «229
5. Формы членения «231
6. Окна • 233
7. Ворота »235
8. Двор • 235
9. Лесгница • 240
10. Внутренние помещения «241
Глава III. Виллы и парки
1. Пригородный и сельский типы виллы • 244
2. Архитектура пригородной вшшы • 244
3. Архитектура сельской виллы • 248
4. Вход, площадки перед домом и позади него «250
5. Композиция парка: тектоническое и атектоническое »251
6. Величественный стиль. Выделение giardino secreto «255
7. Использование деревьев: группа, аллея ; роща 258
8. Использование воды • 260
а) Фонтан • 261
б) Каскад • 265
в) Бассейн (пруд) • 266
9. Шутихи • 267
10. Восприятие парка. Его общественный характер • 268
Литература 371
Примечания • 274
Список иллюстраций • 281
Указатель имен • 283