Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Баткин Л.М.

М.: 1990. – 415 с.

Книга посвящена всестороннему исследованию творческого гения Леонардо - наиболее полного воплощения гуманистической культуры Возрождения. Работа основана на конкретном рассмотрении живописного и графического наследия Леонардо, а также его рукописей. Затрагивается широкий круг вопросов на стыках искусствоведения с философией и теорией культуры, психологией, эстетикой, литературоведением.

Издание снабжено огромным количеством иллюстраций.

Формат: pdf / zip

Размер: 10,4 Мб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

Содержание
Введение.
Проблема итальянского возрождения.
О замысле и построении книги.
Несколько общих замечаний об изучении истории культуры.
Часть первая Внутренняя логика ренессансной культуры (категория „Варьета")
Глава I Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. О месте человека в мире.
Почему человек заслуживает восхищения?
Ответ Фичино.
Ответ Пико делла Мирандолы.
Перекличка двух философов.
Отношение созерцания и действия.
Противоречивость ренессансной антропологии.
Бог и человек.
Трудность гармонии.
К характеристике особенностей Возрождения.
Глава II Гуманистическое понятие природного „разнообразия" (Варьета)
Слово, ключевое для понимания типа культуры.
Из Кристофоро Ландино. Горизонталь и вертикаль.
Кастильоне о преимуществах живописи.
Зрелище мира у Джаноццо Манетти.
„Природа" и „Искусство".
Варьета в пасторальном мире „Аркадии".
Глава III Категория Варьета у Леона Баттисты Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма.
Внутренний спор „обилия" и „разнообразия". Прекрасное или характерное? Исходное противоречие классицизма возрождения.
Логика ренессансного индивидуализма.
Небесный шут Мом.
Некоторые предварительные выводы.
Глава IV Мнения Бальдассаре Кастильоне об индивидуальном совершенстве.
Характер диалогов Кастильоне. Постановка цели исследования.
Совершенство отдельного человека?
"Не все подходит каждому".
Норма („правила") и казус („обстоятельства").
Индивидуальный выбор.
О вреде скромности. Спор пред-определений личности.
О грации.
Возрождение на пути к самообоснованию индивида.
Глава V Фиренцуола и маньеризм. Кризис ренессансного идеала.
„Красавица вообще".
От Фичино к Фиренцуоле. Совершенство подробности и химеричность целого.
Приключения ренессансного классицизма.
О сущности маньеризма. Принцип фиренцуоловой „химеры" в живописи.
Часть вторая Воплощенная Варьета. Леонардо да Винчи
„Собрание без порядка".
Еще несколько историографических заметок.
Современники о Леонардо. Джорджо Вазари.
„И так далее".
Поль Валери о Леонардо.
Письмо к Моро.
64 термина из гидродинамики.
„Разнообразь как только можешь".
Фрагмент против начетчиков. Понятие „акцидентального".
„Примеры" и „правила".
Похвала глазу.
О том, что картины не должны не быть похожи на своих мастеров.
„Произведение никогда не перестает улучшаться".
Фрагмент о „вокабулах". Историзм Леонардо?
Против „авторов сокращенных изложений".
Что за человек был Леонардо.
„Мона Лиза Джоконда".
„Тайная вечеря".
Леонардова пещера.
„Пятна на стене".
„Точка". Существование ничто.
Два полюса варьета: Леонардо в сопоставлении с Микеланджело.
Леонардо и ренессансный тип культуры.
Вместо заключения.
Примечания.
Список иллюстраций.
Указатель имен.
Summary.