Новые примерные билеты по Информатике и ИКТ для 9 класса.

Скачать - 166 Кб, doc/zip; 21стр.

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01_14/08_01

ИНФОРМАТИКА

Билеты для государственной (итоговой) аттеста­ции по информатике в устной форме за курс основ­ного общего образования составлены на базе феде­рального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настояние время Обязательного минимума содержа­ния основного общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236) и Обя­зательного минимума содержания среднего (полно­го) общего образования (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56), которые практи­чески полностью реализуются в основной школе.

Представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государствен­ного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии традиционно при­сутствуют на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал неза­висим от конкретной реализации содержания пред­мета в существующих учебниках. Комплект можно считать универсальным, поскольку содержание тео­ретической части ориентировано на федеральный ком­понент государственного стандарта основного обще­го образовании, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере ИКТ. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из лю­бой смежной отрасли знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационных и коммуникационных тех­нологий. Содержание практических заданий может быть скорректировано учителем в зависимости от имеющейся компьютерной техники и используемого программного обеспечения.

Комплект из 20 билетов является примерным, то есть образовательное учреждение на их основе со­ставляет комплект билетов, непосредственно исполь­зуемых на экзамене, с учетом содержания учебной программы конкретного учителя, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.

Экзамен по "Информатике и ИКТ" является эк­заменом по выбору учащегося, поэтому предполага­ется, что содержание, форма и процедура проведе­ния будут скорректированы в конкретном образо­вательном учреждении в соответствии с Положением о государственной (итоговой.) аттестации вы­пускников IX и XI (XII) классов общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации.

Победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады по информатике можно засчитать экзамен по выбору без проведения про­цедуры сдачи по диплому или сертификату.

Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стан­дартом по предмету в разделы: "Информационные процессы" и "Информационные технологии". Содер­жание раздела "Информационные процессы" под­разделяется на следующие темы: "Представление информации", "Передача информации", "Обработ­ка информации. Алгоритмы", "Компьютер", "Инфор­мационные процессы в обществе". Содержание раз­дела "Информационные технологии" состоит из сле­дующих тем: "Технология обработки текста", "Тех­нология обработки графики", "'Технология обработ­ки числовой информации", "Технология хранения, поиска и сортировки информации и базах данных", "Телекоммуникационные технологии".

Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содер­жит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ уча­щихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их суще­ственных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Каче­ственные характеристики усвоения изученного ма­териала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, и других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и опе­ративного применения знаний учащимися. Описан­ные качественные характеристики являются крите­риями оценивания результатов обучения учащихся.

Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена - проверить у вы­пускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность умений оперировать теорети­ческими знаниями и изученным программным обес­печением, умение применять его для решения прак­тических задач).

Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс опера­ций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и уме­ния в области "Информатика и ИКТ": запуск про­грамм на исполнение, чтение и запись файлов дан­ных, выбор оптимального формата хранения и пред­ставления объектов. Задание такого формата позво­ляет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, прове­ряются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конк­ретно учебного материала, так и умения рацио­нальной учебной деятельности, т.е. умение плани­ровать учебную работу, рационально ее организо­вывать, контролировать ее выполнение.

Содержание практической части должно 6ыть представлено заданиями следующего содержания:

  1. Построение алгоритмов:

а) для управления учебным исполнителем (ос­новные алгоритмические структуры);

б) для обработки величин с реализацией на язы­ке программирования (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).

Возможны два варианта реализации по выбору: в среде учебного исполнителя или на изучаемом язы­ке программирования.

2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом. Организация индивидуального инфор­мационного пространства. Работа с архиваторами и антивирусными программами.

3. Создание и редактирование текстовых доку­ментов, в том числе с включением объектов (таб­лиц, изображений и пр.).

4. Создание графических изображений средства­ми графического редактора. Ввод изображения че­рез сканер или с цифрового фотоаппарата. Обра­ботка цифрового изображения.

5. Создание базы данных. Организация поиска информации в базах данных.

6. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по табличным данным. Прове­дение вычислительного эксперимента в среде элек­тронной таблицы.

7. Создание мультимедийной презентации на ос­нове шаблонов.

8. Поиск информации в Интернете с применени­ем языка запросов.

К комплекту билетов имеется приложение, где подобраны конкретные практические задания разного уровня сложности по заданным темам. В прило­жении уровень сложности заданий (отдельных пунктов заданий) помечен звездочкой для лучшего ори­ентирования учителя при подготовке комплектов билетов. Разный уровень сложности заданий предло­жен осознанно, поскольку существуют разные типы образовательных учреждений, а также классы в ос­новной школе, отличающиеся количеством часов на изучение предмета. Предлагаемые задании могут ис­пользоваться при подготовке учащихся к экзамену, а на экзамен учитель предлагает аналогичные.

По желанию учитель может включить в билеты третью часть в виде задач, ориентированных на бо­лее высокий уровень сложности. В этом случае вре­мя подготовки учащегося к ответу увеличивается на 15 минут.

Билеты предлагаются в традиционном виде и в виде таблицы возможных сочетаний теоретической и практической частей. Это сделано для равномер­ного распределения содержания предмета по биле­там. Таблица поможет учителю определить мини­мальную комплектацию билетов для конкретного контингента экзаменуемых.

Рекомендации по подготовке и проведению экзамена и оцениванию ответов.

Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне oт 10 до 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.

Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экза­менационной комиссии). При оценке ответа воз­можно использование традиционной формы оце­нивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге за экза­мен. Такой принцип оценивания подчеркивает зна­чимость всех видов деятельности, которым обучен выпускник по предмету.

Возможен иной подход к оцениванию, так назы­ваемая "накопительная шкала". Поскольку в соот­ветствии с целями изучения информатики и информационных технологий и требованиями к уровню подготовки выпускников основой школы во время экзамена проверяются обязательные умения рабо­тать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организо­вывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, а также устойчивые навыки применения средств ИКТ в учебной дея­тельности и в повседневной жизни, экзаменацион­ной комиссии рекомендуется вначале принять прак­тическое задание, которое оценивается дихотоми­чески: сдано/не сдано. Принятая комиссией прак­тическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендовать ни оценку «3» или удовлетворительно. Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.

На "4" оценивается ответ в целом на билет, если при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нару­шалась последовательность изложения или отсут­ствуют некоторые несущественные элементы со­держания.

На "5" оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть биле­та продемонстрировал системные полные знания и умен ил по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой фор­ме, раскрыл последовательно суть изученного мате­риала, демонстрируя прочность и прикладную на­правленность полученных знаний и умений, не до­пускал терминологически;» ошибок и фактических неточностей.

ПРИМЕРНЫЕ БИЛЕТЫ

Билет 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: есте­ственные и формальные языки. Основные информа­ционные процессы: храпение, передача и обработ­ка информации.

2. Построение алгоритма (основные алгоритми­ческие структуры) и его реализация и среде учебно­го исполнителя. Демонстрация полученного алго­ритма в среде учебного исполнителя.

Билет 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения инфор­мации.

2. Создание и редактирование текстового доку­мента (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка па­раметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

Билет 3

1. Дискретное представление информации: дво­ичные числа; двоичное кодирование текста в памя­ти компьютера. Информационный обьем текста.

2. Создание и обработка графических изображе­ний средствами графического редактора. Ввод изображение через сканер или с цифрового фотоаппара­та Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет 4

1. Дискретное представление информации: коди­рование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.

2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информа­ционного пространства (настройка элементов ра­бочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).

Билет 5

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информа­ции. Скорость передачи информации.

2. Создание мультимедийной презентации на ос­нове шаблонов. Выбор типа разметки слайда, при­менение таблица оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с исполь­зованием автоматической смены слайдов.

Билет 6

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебно­го исполнителя). Свойства алгоритма. Способы за­писи алгоритмов; блок-схемы.

2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых). Организация поиска информации в базах данных. Создание зап­росов разной сложности.

Билет 7

1. Основные алгоритмические структуры: следо­вание, ветвление, цикл; изображение на блок-схе­мах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогатель­ные алгоритмы.

2. Работа с электронной таблицей. Создание таб­лицы в соответствии с условием задачи, использова­ние функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет 8

1. Величины: константы, переменные, типы вели­чин, Присваивание, плод и вывод величин. Линей­ные алгоритмы работы с величинами.

2. Поиск информации в Интернете с применени­ем языка запросов.

Билет 9

1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвя­щихся и циклических алгоритмах.

2. Форматирование текстового документа. Уста­новка параметров страницы, вставка номеров стра­ниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение пара­метров шрифта и абзаца.

Билет 10

1. Представление о программировании: язык про­граммирования (на примере одного из языков вы­сокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.

2. Работа с архиваторами и антивирусными про­граммами. Создание многотомного архива, исполь­зование антивирусных программ.

Билет 11

1. Основные компоненты компьютера, их функ­циональное назначение и принципы работы. Про­граммный принцип работы компьютера.

2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветв­ление, цикл, линейный массив или вспомогатель­ные алгоритмы). Отладка программы и получение результатов.

Билет 12

1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компью­тером. Графический пользовательский интерфейс.

2. Создание мультимедийной презентации на ос­нове шаблонов. Выбор типа разметки слайда, при­менение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с ис­пользованием управляющих кнопок.

Билет 13

1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.

2. Организация поиска информации в готовой базе данных с применением составного логического вы­ражения.

Билет 14

1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.

2. Работа с электронной таблицей. Проведение вычислительного эксперимента в среде электрон­ной таблицы. Решение задачи с использованием электронной таблицы для изменяющихся началь­ных данных.

Билет 15

1. Технологии работы с текстовыми документа­ми. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.

2. Построение алгоритма и реализация на изучае­мом языке программирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгорит­ма в среде учебного исполнителя или отладка про­граммы и получение результатов.

Билет 16

1. Технологии работы с графической информаци­ей. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графи­ческий редактор. Основные инструменты и режимы работы.

2. Решение задачи по теме "Системы счисления" на изучаемом языке программирования или с ис­пользованием стандартной программы "Калькуля­тор".

Билет 17

1. Табличные базы данных (БД): основные поня­тия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и прин­ципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выраже­ния); порядок и ключи сортировки.

2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветв­ление, цикл, линейный массив или вспомогатель­ные алгоритмы). Отладка программы, получение результатов.

Билет 18

1. Технология обработки информации в элект­ронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таб­лицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.

2. Построение алгоритма для управления учеб­ным исполнителем (основные алгоритмические структуры). Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет 19

1. Основные принципы организации и функцио­нирования компьютерных сетей. Интернет. Ин­формационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ин­терактивное общение. Назначение и возможнос­ти электронной почты. Поиск информации в Ин­тернете.

2. Обработка цифрового изображения и графи­ческом редакторе. Например, устранение дефек­тов, ретуширование и тоновая коррекция фото­графии.

Билет 20

1. Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализа­ция информационных моделей на компьютере. При­мер применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.

2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветв­ление, цикл, линейный массив или вспомогатель­ные алгоритмы).