История культурологии. Под ред. Огурцова А.П.

М.: 2006 — 383 с.

Подготовленный коллективом известных отечественных ученых — сотрудников Института философии РАН, учебник посвящен истории концепций культуры, начиная с идей Просвещения и кончая XX в. В нем рассмотрены наиболее значительные направления культурологических исследований, типы и эволюция культуры, акты культурного творчества. Выделены особенности различных вариантов религиозного синтеза культуры — от православного до католического и протестантского. В панораме концепций культуры XX в. специальное внимание уделено таким концепциям, как диалог культур, семиотика культуры, постмодернистская критика культуры.

Вопросы, входящие в аспирантский курс культурологии, освещены с той степенью подробности, которая позволит студентам и аспирантам углубленно изучить историю концепций культуры и философские вопросы гуманитарной культуры применительно к своей специальности.

Формат: doc / zip

Размер: 481 Кб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

Формат: djvu / zip

Размер: 23,5 Мб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Часть I. Рождение идеи культуры
Раздел 1. Классические концепции культуры 21
Глава 1. Особенности классического понимания культуры 21
Глава 2. Просвещение и его концепции культуры 31
Глава 3. Философия трансцендентального идеализма И. Канта как философия культуры 47
Глава 4. Контр-Просвещение и романтическая философия культуры 61
Глава 5. Философия культуры абсолютного идеализма Г Гегеля 78
Раздел 2. Взлеты и падения классической культурологии 86
Глава 6. Историко-материалистическое понимание культуры К. Марксом 86
Глава 7. Позитивистская концепция культуры 98
Глава 8. Культура в системе «наук о духе» В. Дильтея 105
Глава 9. Трагедия европейской культуры в философии Ф. Ницше 115
Часть II. Панорама концепций культуры в XX в.
Раздел 1. Культурология перед выбором: культура — ценности или дух? 129
Глава 10. Учение о культуре как учение о ценностях 131
Глава 11. Учение о культуре как учение о духе 145
Раздел 2. От типологиями к эволюционизму в исследованиях культуры 149
Глава 12. Особенности концепций замкнутых культур 149
Глава 13. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 154
Глава 14. Морфологическая типология культур О. Шпенглера 164
Глава 15. Евразийство и типология культур 178
Глава 16. Трактовка эволюции русской культуры П.Н. Милюковым 187
Глава 17. Типология культур в середине XX в.: А. Вебер и А. Тойнби 190
Глава 18. Антропология культуры и альтернатива между типологизмом и эволюционизмом 201
Раздел 3. Новые альтернативы в культурологии: культура — произведение личности или выражение ментальности ? 208
Глава 19. Психологические концепции культуры 209
Глава 20. Культура как возрождение конкретного: П.М. Бицилли 215
Глава 21. Культура и «новая историческая наука» 225
Раздел 4. Пути христианско-религиозной интеграции культуры 230
Глава 22. Особенности православно-богословского синтеза культуры 230
§ 1. Эсхатологический персонализм: Н.А. Бердяев 233
§ 2. Культ как исток культуры: П.А. Флоренский 238
§ 3. Культура как строительство Нового Града: Г.П. Федотов 242
Глава 23. Протестантский синтез и теология культуры 249
§ 1. Философия культуры А. Швейцера 250
§ 2. Теология культуры П. Тиллиха 253
§ 3. Христианство и культура в интерпретации Р. Нибура 264
Глава 24. Католицизм и его отношение к культуре 272
§ 1. Критика новоевропейской культуры у Р. Гвардини 272
§ 2. Радикализация католической теологии 279
Раздел 5. Новые пути интерпретации культуры 282
Глава 25. Символизм и проекты возрождения русской культуры 282
Глава 26. Между богословием и натурализмом: В.В. Вейдле 286
Глава 27. Символическая философия культуры: Э. Кассирер 289
Глава 28. Онтология культуры: М. Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет 298
§ 1. Онтологический подход М. Хайдеггера к культуре и критика аксиологии 301
§ 2. Произведение искусства в просвете бытия истины 307
§ 3. Произведение культуры в дегуманизированном мире: X. Ортега-и-Гасет 312
Глава 29. Культура как диалог 317
§ 1. Существо диалогической философии 317
§ 2. Культура как встреча Я и Ты: М. Бубер 319
§ 3. Творческое многоголосие: М.М. Бахтин 325
§ 4. Идея диалога культур: B.C. Библер 329
Глава 30. Семиотика культуры 333
§ 1. Пражский лингвистический кружок 334
§ 2. Московская и Тартуская школы семиотики 338
§ 3. Социокоды и творчество 342
Глава 31. Постмодернизм и новый нигилизм 348
§ 1. Особенности постмодернизма 348
§ 2. Новый образ человека 351
§ 3. Постмодернизм и критика науки 355
§ 4. Культивирование деконструкции 356
§ 5. Культура как Текст 358
§ 6. Автор как функция: М. Фуко 361
§ 7. Постмодернизм и критика «книжной культуры» 362
§ 8. Дискурс как новая техника исследования культуры 363
§ 9. Общая оценка постмодернизма 365
Глава 32. Культура как образование 366
Заключение 372