Микроэкономика. Ивашковский С.Н.

3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. — 416 с.

Учебник представляет собой полный курс микроэкономической теории. Доступность учебного материала сочетается в нем с раскрытием содержания практически всех основных разделов современной микроэкономики. В каждой главе наряду с теоретической частью выделяются ключевые понятия, вопросы для обсуждения, задачи, упражнения и тесты, рекомендуемая литература. В конце приведен обширный словарь основных микроэкономических терминов.

Учебник рассчитан на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников, предпринимателей, менеджеров.

Формат: djvu / zip (3-е изд., 2002)

Размер: 4,43 Мб

Скачать / Download файл

Формат: pdf /.zip">Размер: 3,28 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................................. 7

РАЗДЕЛ I ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

ГЛАВА 1. История и предмет экономической теории.............................................. 12

1.1. Возникновение и развитие экономики как науки............................................. 13

1.2. Предмет экономической теории........................................................................ 25

1.3. Производственные возможности общества:

редкость, выбор, альтернативные издержки, эффективность........................ 28

РАЗДЕЛ II

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

ГЛАВА 2. Рынок и условия его формирования.................................................... 41

2 1 Сущность рынка, условия его возникновения и развития.............................. 42

2 2. Частная собственность как условие рыночного обмена................................. 45

2.3. Права собственности как "правила игры"

в хозяйственных системах...................................................................................... 48

ГЛАВА 3. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения ..................... 56

3 1. Понятие спроса.................................................................................................... 56

3 2 Функция спроса и закон спроса............................................................................. 58

3.3. Парадоксы закона спроса....................................................................................... 61

3 4 Кривая спроса и цена спроса................................................................................ 63

3.5. Предложение и его функция................................................................................. 65

3 6. Факторы изменения предложения. Цена предложения................................ 67

ГЛАВА 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное

равновесие...................................................................... 79

4 1 Модель частичного рыночного равновесия.

Сущность рыночного равновесия.......................................................... .79

4 2 Последствия установления неравновесных цен................................................ 84

4.3. Налоги и рыночное равновесие........................................................................... 87

4.4. Общественная выгода от конкурентного равновесия:

излишек потребителя и излишек производителя............................................. 90

4.5. Установление и динамика равновесной цены.

Устойчивость равновесия...................................................................................... 93

ГЛАВА 5. Эластичность спроса и эластичность предложения.............................. 111

5.1. Понятие эластичности........................................................................................... 111

5.2. Эластичность спроса по цене............................................................................. 112

5 3 Перекрестная эластичность спроса............................................................. 122

5.4. Эластичность спроса по доходу........................................................................ 123

5 5. Эластичность предложения............................................................................... 124

РАЗДЕЛ III

ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ГЛАВА 6. Общая и предельная полезность. Равновесие

потребителя.................................................................................................... 134

6.1. Понятие общей и предельной полезности блага.

Полезность и цена............................................................................................... 135

6.2. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция) 140

6.3. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетное ограничение Оптимум потребителя........................................................................................ 143

РАЗДЕЛ IV

ПРОИЗВОДСТВО И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ

ГЛАВА 7. Основы производства:

технология и производственная функция.............................................. 166

7 1 Понятие производства. Производство и обмен................................................ 167

7.2. Технология и производственная функция. Изокванта................................... 171

7.3. Производство в долгосрочном периоде: отдача от масштаба.................... 175

7.4. Производство в краткосрочном периоде:

закон убывающей предельной производительности..................................... 176

7.5. Равновесие производителя.................................................................................. 185

ГЛАВА 8. Фирма в рыночной экономике:

причины возникновения, цели, правовые формы............................... 191

8.1. Понятие и целевая функция фирмы................................................................. 192

8.2. Экономическая природа фирмы....................................................................... 193

8.3. Основные формы предприятий (фирм)........................................................... 197

ГЛАВА 9. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном

периодах. Равновесие фирмы.................................................................... 217

9.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий............ 218

9.2. Концепция издержек в экономической теории.............................................. 219

9.3. Классификация издержек фирмы. Издержки и доход фирмы..................... 224

9.4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы..................................... 229

РАЗДЕЛ V

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК: ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

ГЛАВА 10. Структура рынка: конкуренция и монополия........................................... 242

10.1. Классификация рыночных структур................................................................. 243

10.2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки

и преимущества. Оптимум Парето.................................................................... 245

10.3. Несовершенства рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику 250

10.4. Чистая монополия: объем выпуска и цена...................................................... 255

10.5. Несовершенная конкуренция и ее формы....................................................... 261

10.6. Показатели монопольной власти........................................................................ 274

РАЗДЕЛ VI РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 11. Общая характеристика и особенности рынков

факторов производства................................................................................ 286

11.1. Производство как сфера осуществления затрат.............................................. 286

11.2. Понятие и структура факторов производства................................................. 290

11.3. Равновесие фирмы на рынках факторов производства................................ 292

ГЛАВА 12. Рынок труда и заработная плата................................................................ 307

12.1. Человек в экономике.......................................................................................... 308

12.2. Труд как фактор производства: спрос и предложение................................ 310

12.3. Различия в заработной плате и их причины.................................................... 318

12.4. Теоретические подходы разных школ к анализу рынка труда..................... 319

12.5. Несовершенная конкуренция на рынке труда: влияние

профсоюзов и монопсонистов-нанимателей.................................................. 320

ГЛАВА 13. Рынок капитала и процент............................................................................ 334

13.1. Понятие капитала (инвестиционных ресурсов)......................................... 335

13.2. Формы капитала: основной и оборотный. Амортизация............................. 337

13.3. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа......................... 340

13.4. Стоимость денег во времени. Сложный процент

и дисконтирование................................................................................................ 345

ГЛАВА 14. Рынок земли и земельная рента................................................................ 358

14.1. Земля как фактор производства.......................................................................... 358

14.2. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.................... 360

14.3. Рента и цена земли................................................................................................ 366

ГЛАВА 15. Предпринимательство как фактор производства.

Прибыль предпринимателя................................................................. 371

15.1. Сущность и функции предпринимательства................................................ 371

15.2 Экономическая характеристика предпринимательства............................... 382

15.3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя................................... 384

Словарь микроэкономических категорий, понятий и терминов................................ 390