Экономика фирмы. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.

Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с.

В учебном пособии изложены ключевые организационно-управленческие и экономико-технологические вопросы формирования и развития фирм в период становления рынка в России. Приведены характеристики наличия и использования факторов производства, производственных процессов, хозяйственных и финансовых результатов, взаимоотношений с банками, финансовой, налоговой, таможенной системами. Предложенная структура пособия поможет глубже осмыслить систему экономических показателей развития фирм. Пособие предназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения и может быть полезно всем интересующимся вопросами экономики фирм.

Формат: pdf / zip

Размер: 1,47 Мб

Скачать / Download файл

Содержание
Предисловие 3
Раздел 1 Общие теоретические и методологические аспекты функционирования хозяйствующих субъектов
Глава 1
Фирма как субъект рыночной экономики ... 5
Вопрос 1.1. Общие проблемы организации рыночной экономики. 5
Вопрос 1.2. Важнейшие экономические инструменты рыночного механизма 10
Вопрос 1.3. Предпринимательство — важнейший вид экономической деятельности. Формы и виды предпринимательства 12
Вопрос 1.4. Понятие «фирма». Целевые установки системы ценностей 17
Вопрос 1.5. Фирменный стиль и товарный знак фирмы 19
Вопрос 1.6. Основные признаки фирмы и их классификация 23
Вопрос 1.7. Структура бизнеса и сферы деятельности фирмы 27
Вопрос 1.8. Основные формы деловых предприятий 29
Вопрос 1.9. Интеграция предприятий 32
Вопрос 1.10. Порядок образования и ликвидации фирмы 35
Ключевые термины и понятия 43
Вопросы для самопроверки 44
Глава 2
Фирма и ее среда 46
Вопрос 2.1. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность фирм 46
Вопрос 2.2. Внутренняя среда как фактор развития производства 48
Вопрос 2.3. В н е ш н я я с р е д а и ее состав 51
Вопрос 2.4. Финансовое обеспечение деятельности предприятия 54
Вопрос 2.5. Кредитные отношения в системе хозяйствования 55
Вопрос 2.6. Н а л о г о в о е и таможенное окружение 58
Ключевые термины и понятия 63
Вопросы для самопроверки 63
Глава 3
Организационно-управленческие экономико-технологические модели фирмы 65
Вопрос 3.1. Организационная структура фирмы 65
Вопрос 3.2. Лизинг — вид предпринимательской деятельности по инвестированию средств 71
Вопрос 3.3. Роль логистики в управлении материальными потоками 75
Вопрос 3.4. Внутрипроизводственные логистические системы 80
Вопрос 3.5. Инвестиции — основа формирования перспективной структуры фирмы 83
Вопрос 3.6. Показатели эффективности инвестиционной деятельности 86
Вопрос 3.7. Т е х н о л о г и ч е с к и е инновации и инновационная политика 89
Вопрос 3.8. Понятие качества. Показатели качества 95
Вопрос 3.9. Конкурентоспособность — степень соответствия общественным потребностям 99
Ключевые термины и понятия 1 0 2
Вопросы для самопроверки 1 0 2
Раздел 2 Ресурсы и их использование
Глава 4
Хозяйственные средства фирмы 104
Вопрс 4.1. Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста 1 0 4
Вопрос 4.2. Конечные результаты экстенсивности и интенсивности использования ресурсов 105
Вопрос 4.3. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов 1 0 7
Вопрос 4.4. Основной капитал и его роль в производстве 1 0 9
Вопрос 4.5. Классификация и структура основных средств ' . 1 1 1
Вопрос 4.6. Учет и оценка основных средств 1 1 4
Вопрос 4.7. Износ и амортизация основных средств 1 1 7
Вопрос 4.8. Показатели воспроизводства эффективности использования основных средств 1 2 3
Вопрос 4.9. Производственная мощность и ее использование 1 2 6
Вопрос 4.10. Оборотный капитал и его роль в хозяйственном обороте фирмы 1 3 2
Вопрос 4.11. Материальные ресурсы и их использование 1 3 4
Вопрос 4.12. Классификация и с о с т а в оборотных средств 1 3 8
Вопрос 4.13. Нормирование оборотных средств , 1 4 0
Вопрос 4.14. Показатели и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств 1 4 3
Ключевые термины и понятия 1 4 7
Вопросы для самопроверки 1 4 8
Глава 5
Трудовые ресурсы фирмы 150
Вопрос 5.1. Значение фактора «рабочая сила» в рыночной экономике 1 5 0
Вопрос 5.2. Занятость и безработица: формы и виды 1 5 3
Вопрос 5.3. Персонал фирмы. Планирование и подбор кадров. . 1 5 8
Вопрос 5.4. С о с т а в р а б о т а ю щ и х . Среднесписочная численность 1 6 2
Вопрос 5.5. П о к а з а т е л и движения п е р с о н а л а 1 6 4
Вопрос 5.6. Рабочее время и его использование 1 6 6
Вопрос 5.7. Нормирование труда — основа рациональной организации т р у д а 1 7 0
Ключевые термины и понятия 1 7 5
Вопросы для самопроверки 1 7 5
Глава 6
Производительность и оплата труда 177
Вопрос 6.1. Х а р а к т е р и с т и к а производительности т р у д а персонала фирмы 1 7 7
Вопрос 6.2. Показатели измерения производительности труда 1 7 9
Вопрос 6.3. Трансформация системы оплаты труда в современных условиях 1 8 5
Вопрос 6.4. Основы организации оплаты труда в соответствии с действующим законодательством 1 8 7
Вопрос 6.5. Формы системы оплаты труда 1 9 0
Вопрос 6.5.1. Тарифная система оплаты труда 1 9 0
Вопрос 6.5.2. Бестарифная система оплаты труда 1 9 3
Вопрос 6.5.3. Сдельная форма оплаты труда 1 9 6
Вопрос 6.5.4. Повременная форма оплаты труда 199
Вопрос 6.6. Фонд оплаты труда и его структура 201
Ключевые термины и понятия 203
Вопросы для повторения 204
Раздел 3 Результаты деятельности фирм: натуральные и стоимостные
Глава 7
Стоимостные и натуральные показатели результатов производства 205
Вопрос 7.1. Продукт и услуга: методы и единицы измерения 205
Вопрос 7.2. Маркетинговые исследования — основа планирования программы выпуска 207
Вопрос 7.3. Экономическое обоснование товарной политики фирмы 209
Вопрос 7.4. Стоимостные формы учета выпуска и реализации продукции (работ, услуг) 211
Ключевые термины и понятия 216
Вопросы для самопроверки 217
Глава 8
Издержки производства и цены 218
Вопрос 8.1. Понятие и виды издержек, их классификация 218
Вопрос 8.2. Постоянные и переменные затраты 225
Вопрос 8.3. Классификация затрат по экономическим элементам. Смета затрат 227
Вопрос 8.4. Калькуляция себестоимости и ее значение 229
Вопрос 8.5. Основные показатели себестоимости товарной продукции 235
Вопрос 8.6. Ценовая политика: понятие, цели и задачи 237
Вопрос 8.7. Ценообразование: э т а п ы и методы формирования 240
Вопрос 8.8. Системы цен. Виды цен 245
Вопрос 8.9. Ценовая стратегия фирмы 250
Ключевые термины и понятия 254
Вопросы для самопроверки 255
Глава 9
Финансовые результаты и оценка финансового состояния фирмы 257
Вопрос 9.1. Финансовые результаты деятельности фирмы 257
Вопрос 9.2. Формирование финансового результата в современных условиях. Состав балансовой прибыли. .. 260
Вопрос 9.3. Механизм распределения использования доходов фирмы 263
Вопрос 9.4. Рентабельность фирмы 2 6 8
Вопрос 9.5. Финансовая отчетность фирмы и ее значение 2 7 1
Вопрос 9.6. Оценка финансовой устойчивости фирмы 281
Вопрос 9.7. Оценка платежеспособности фирмы 285
Вопрос 9.8. Оценка д е л о в о й активности фирмы 293
Ключевые термины и понятия 295
Вопросы для самопроверки 295
Раздел 4 Планирование и прогнозирование деятельности фирмы
Глава 10
Планирование деятельности фирмы 297
Вопрос 10.1. Рынок и план. Роль планирования в организации и управлении производством 297
Вопрос 10.2. Организационные основы планирования. Методы и этапы планирования 300
Вопрос 10.3. Методологические основы планирования 303
Вопрос 10.4. Общая схема стратегического планирования 306
Вопрос 10.5. Оперативное планирование 311
Вопрос 10.6. Бизнес-планирование 3 1 4
Вопрос 10.6.1. Типы бизнес-планов 3 1 4
Вопрос 10.6.2. Структура и содержание внутрифирменного (производственного) бизнес-плана 320
Ключевые термины и понятия 335
Вопросы для самопроверки 335
Глава 11
Управление финансами фирмы 337
Вопрос 11:1. Финансовое направление деятельности фирмы 337
Вопрос 11.2. Управление финансовыми ресурсами, авансированными в оборотные средства 339
Вопрос 11.3. Управление затратами фирмы 341
Вопрос 11.4. Управление финансовыми результатами фирмы 344
Вопрос 11.5. Управление финансовыми обязательствами 346
Вопрос 11.6. Управление финансовыми рисками 348
Ключевые термины и понятия 351
Вопросы для самопроверки 352
Приложение № 1
Контрольное тестирование по курсу «Экономика фирм» 353
Тест 1 353
Тест 2 362
Приложение № 2
Практические рекомендации по составлению и продвижению бизнес-плана 374
Литература 380