Вопросы из новых примерных билетов по литературе для 9 класса.

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01_14/08_01

ЛИТЕРАТУРА

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменационного билета).

Собеседование предполагает развернутый ответ учащегося без предварительной подготовки по одной из ключевых тем курса (перечень тем известен ему заранее). Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, поскольку оно строится в форме свободного диалога между экзаменуемым и членами экзаменационной комиссии, которые вправе задать любой вопрос обобщающего или частного характера в рамках изученного курса.

Сдача экзамена в форме защиты реферата рекомендуется учащимся, проявившим интерес к самостоятельной деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает материал по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе исследованного материала, дается список использованной литературы. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс основной школы.

Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Некоторые изменения (в сравнении с предыдущим комплектом примерных билетов) коснулись отбора литературных произведений. Так, в соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по романам «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя (в прежних образовательных минимумах обстоятельное изучение этих произведений предполагалось в рамках программ средней (полной) школы).

Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.

В настоящем документе представлены 2 комплекта билетов: один предназначен для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, другой отражает специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Оба комплекта билетов ориентированы на названный выше нормативный документ и не нацелены на какую-либо из конкретных авторских программ.

В основу обоих комплектов заложены общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов есть свои особенности.

Комплект билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. В вопросы билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде случаев в образовательном стандарте они обозначены курсивом), в которых наиболее ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры, особенности русского национального характера (например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип «героя-праведника»).

В школе с родным (нерусским) языком обучения предполагается повторное изучение в 10 классе таких произведений, как романы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В 9 классе эти произведения изучаются не в полном объеме. В связи с этим и в билеты для итоговой аттестации учащихся 9 классов включаются вопросы, которые лишь частично проверяют знание этих произведений (например, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» даны вопросы только по двум новеллам: «Максим Максимыч» и «Бэла»).

Вопросы экзаменационных билетов, предлагаемые для данного типа школ, так же как и для школ с русским языком обучения, базируются на материале, который изучается в 9, частично в 8 и 7 классах. Однако в ряде случаев в билетах есть вопросы, требующие от учащихся знания произведений, изученных ранее (например, включены вопросы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

В приложении к билетам приведены два перечня произведений (для двух типов школ) для составления образовательным учреждением комплекта экзаменационных билетов. Данные перечни, с одной стороны, соотносятся с разделом стандарта основного общего образования по литературе (обязательный минимум содержания основных образовательных программ), с другой – включают произведения, рекомендуемые составителями билетов. Предлагаемые перечни носят рекомендательный характер. Полный перечень произведений, на основе которых образовательное учреждение будет формировать комплекты экзаменационных билетов, необходимо соотнести со школьной программой по литературе и довести его до сведения выпускников в начале учебного года. С комплектом экзаменационных билетов (или с кругом основных вопросов, включенных в комплект) учащиеся должны быть ознакомлены не позднее начала второго полугодия.

Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах, изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты билетов.

В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20).

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).

Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников. Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы).

Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).

Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.

В комплекте билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения вторые вопросы не нацеливают на анализ эпизода или стихотворения, поскольку это слишком трудная задача для выпускников подобных школ.

Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой – на материале литературы ХХ века.

Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способностиучащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.

Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения включает два предмета (русская и родная литературы) и строится на основе диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в преподавании русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, он нашел отражение в ряде формулировок первых и вторых вопросов экзаменационного комплекта билетов: в них выпускнику предлагается раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, показать черты их общности. Третье задание билетов для такого типа школ принципиально не отличается от подобных заданий билетов для школ с русским языком обучения.

В зависимости от уровня образовательной подготовки учащихся по предмету, задач проведения экзамена (аттестация за изученный курс или аттестация и одновременно отбор в профильные филологические классы) девятиклассникам на этапе подготовки к экзамену может быть предложен или полный комплект экзаменационных билетов, включающий все три вопроса, или «усеченный», т.е. не включающий либо третьи, либо вторые и третьи вопросы, с которыми учащиеся в этом случае ознакомятся только на самом экзамене (экспромтная ситуация позволит в сильном классе лучше выявить уровень обученности выпускников, степень сформированности общих и специальных умений).

Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов

При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;

• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;

• использование необходимых для ответа терминов и понятий;

• композиционная стройность ответа;

• умение выразительно читать наизусть;

• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых (если есть такая возможность) привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литератур.

Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям. В школе с родным (нерусским) языком обучения оценка «5» предполагает, чтобы учащийся, если это возможно, мог сопоставить произведение русской литературы с тематически близким произведением родной литературы, отметив их общие черты и национальное своеобразие. При условии если ответ учащегося свидетельствует о понимании сути проблемы, если в нем не допущены фактические ошибки, оценка «5» может быть выставлена учащемуся даже при наличии в его ответе нескольких негрубых речевых ошибок.

Ниже предложены критерии оценивания устного ответа по каждому типу вопросов.


Примечание: Ниже следует не оригинальный текст документа, а вопросы из экзаменационных билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы. (Билет 1)

2. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы? (Билет 21)

3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования? (Билет 19)

4. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого). (Билет 2)

5. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». (Билет 5)

6. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».) (Билет 15)

7. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».) (Билет 22)

8. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)

9. Тема маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». (Билет 3)

10. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».) (Билет 12)

11. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».) (Билет 6)

12. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова. (Билет 25)

13. Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне». (Билет 12)

14. Тематика и образы романтической поэзии В.А. Жуковского. (Билет 4)

15. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А. Жуковского «Светлана». (Билет 1)

16. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 6)

17. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 7)

18. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) (Билет 11)

19. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (Билет 18)

20. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 16)

21. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) (Билет 20)

22. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина. (Билет 8)

23. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина. (Билет 9)

24. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина. (Билет 10)

25. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел».) (Билет 23)

26. В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».) (Билет 7)

27. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Билет 12)

28. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Билет 13)

29. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 14)

30. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Билет 3)

31. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 24)

32. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».) (Билет 11)

33. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова. (Билет 15)

34. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова. (Билет 16)

35. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. (Билет 21)

36. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. (Билет 17)

37. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (Билет 8)

38. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». (Билет 22)

39. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 18)

40. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 19)

41. Тема судьбы и ее развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 20)

42. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 4)

43. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 5)

44. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 9)

45. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».) (Билет 13)

46. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 14)

47. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 21)

48. В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Билет 25)

49. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель». (Билет 2)

50. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 22)

51. Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 23)

52. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 24)

53. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 17)

54. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». (Билет 23)

55. Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши? (Билет 17)

56. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл. (Билет 6)

57. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». (Билет 20)

58. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». (Билет 7)

59. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини. (Билет 8)

60. Тема человека и природы в стихотворении А.А. Фета «Заря прощается с землею…». (Билет 13)

61. Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»? (Билет 3)

62. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина? (Билет 16)

63. В чем ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».) (Билет 14)

64. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»). (Билет 9)

65. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н. Толстого «После бала». (Билет 10)

66. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».) (Билет 5)

67. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». (Билет 4)

68. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш». (Билет 15)

69. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия». (Билет 18)

70. Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». (Билет 19)

71. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл. (Билет 11)

72. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»? (Билет 2)

73. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». (Билет 25)

74. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»). (Билет 24)

75. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя? (Билет 1)

Авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Мертвые души" 1842

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

М. Горький – (1868 – 1936)

"Челкаш" 1894

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Россия" 1908

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

Приложение

Перечень произведений для составления экзаменационных билетов по литературе

(образец)

Из древнерусской литературы

1. «Слово о полку Игореве».

Из русской литературы XVIII века

2. М.В. Ломоносов. Одно стихотворение по выбору (например, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

4. Г.Р. Державин. Два стихотворения по выбору (например, «Бог», «Памятник»).

5. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Из русской литературы первой половины XIX века

6. И.А. Крылов. Четыре басни по выбору (например, «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом»).

7. В.А. Жуковский. Два стихотворения по выбору (например, «Море», «Невыразимое»). Баллада «Светлана», а также одна баллада по выбору (например, «Лесной царь»).

8. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

9. А.С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «Деревня», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Няне», «Зимняя дорога», «Поэт», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Поэту», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору (например, «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Из Пиндемонти»).

Роман «Евгений Онегин». Одна романтическая поэма по выбору (например, «Цыганы»). Одна повесть из цикла «Повести Белкина» по выбору (например, «Станционный смотритель»). Роман «Капитанская дочка».

10. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору (например, «Журналист, читатель и писатель», «Тучи», «Листок»). Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» («Бэла», «Максим Максимыч»).

11. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души».

Из русской литературы второй половины XIX века

12. А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору (например, «Свои люди – сочтемся!»).

13. И.С. Тургенев. Одно произведение по выбору (например, рассказ «Бежин луг» из книги «Записки охотника»).

14. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору (например, «Весенняя гроза», «Фонтан», «Тени сизые смесились…»).

15. А.А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору (например, «В дымке-невидимке…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Как беден наш язык!..».

16. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору (например, «Тройка», «Размышления у парадного подъезда»).

17. М.Е. Салтыков-Щедрин. Три сказки по выбору (например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).

18. Ф.М. Достоевский. Одно произведение по выбору (например, рассказ «Мальчик у Христа на елке»).

19. Л.Н. Толстой. Два рассказа по выбору (например, «Кавказский пленник» и «После бала»).

20. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также два рассказа по выбору (например, «Тоска», «Толстый и тонкий»).

Из русской литературы ХХ века

21. И.А. Бунин. Два рассказа по выбору (например, «Лапти», «Танька»).

22. А.А. Блок. Три стихотворения по выбору (например, «О, весна без конца и без краю…», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

23. В.В. Маяковский. Три стихотворения по выбору (например, «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни»).

24. С.А. Есенин. Три стихотворения по выбору (например, «Береза», «Гой ты, Русь моя родная...», «Пороша»).

25. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин»: три главы по выбору (например, «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).

26. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

27. В.М. Шукшин. Два рассказа по выбору (например, «Срезал», «Чудик»).

28. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

29. Три произведения отечественной прозы (три автора по выбору):

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов (например, В.Г. Распутин. «Уроки французского», Ч.Т. Айтматов. «Белый пароход», В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»).

30. Стихотворения трех поэтов по выбору: И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджавы, Н.М. Рубцова (например, Н.М. Рубцов. «Звезда полей», Б.Ш. Окуджава. «Музыкант», В.С. Высоцкий. «Баллада о детстве»).

ШКОЛЫ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература:

К уроку литературы

К сочинению

Анализ текста

Готовые сочинения

Экзамены, тесты

Студентам

Кратк. содержание

Произведения

Рефераты

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее <