Экзаменационные билеты по литературе 9 класс.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения экзаменов по выбору может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Учащийся для экзамена по выбору может избрать любой предмет, изучавшийся в IX классе. На экзаменах по выбору по всем учебным предметам проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.

В предложенный материал по всем учебным предметам можно внести изменения, дополнить его, исходя из местных условий, другими вопросами и заданиями, а также разработать свои с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

«Вестник образования» № 4; февраль 2006.

ЛИТЕРАТУРА

Для проведения экзамена по литературе предлагаются билеты для общеобразовательных школ (два варианта), школ (классов) с углубленным изучением предмета (два варианта).

Первый вариант соответствует содержанию курса концентрической структуры, в котором литературный процесс представлен от древности до современности. В билетах этого варианта, предназначенных для общеобразовательных школ, первый вопрос связан с произведениями русской литературы XIX века или более раннего периода, второй – с литературой XX века. Для школ (классов) с углубленным изучением предмета, кроме того, предлагается еще и анализ художественных произведений или отрывков из них (по выбору учащегося).

Второй вариант билетов соответствует содержанию курса линейной структуры на историко-литературной основе, в котором курс IX класса завершается первой половиной XIX века. Билеты этого варианта для основной школы включают вопросы по литературе XX века. Билеты для школ (классов) с углубленным изучением предмета составлены с учетом жанрово-родового принципа и опираются на произведения русской литературы XVIII и первой половины XIX века. Все варианты билетов предполагают чтение стихотворений наизусть. Предложенный комплект экзаменационных билетов носит примерный характер, то есть помогает учителю сориентироваться в подходах к проведению экзамена, но не исключает корректировку билетов с учетом тех программ, по которым работает образовательное учреждение.

Примечание: Ниже следует не оригинальный текст документа, а вопросы из экзаменационных билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

Общеобразовательная школа

ВАРИАНТ I

1. «Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра. (Билет 22)

2. «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве». (Билет 1)

3. Прославление родины, мира, науки, просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. (Билет 2)

4. Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблема воспитания в комедии. (Билет 3)

5. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести. (Билет 8)

6. Басни И.А. Крылова. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях. Чтение наизусть одной басни. (Билет 4)

7. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть отрывка из комедии. (Билет 5)

8. Стихотворения А.С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. (Билет 6)

9. Стихотворения А.С. Пушкина о природе. Чтение наизусть одного из них. (Билет 10)

10. А.С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них. (Билет 7)

11. Образ «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Чтение наизусть отрывка из поэмы. (Билет 8)

12. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». (Билет 9)

13. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Чтение наизусть отрывка из романа. (Билет 11)

14. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна. Чтение наизусть отрывка из романа. (Билет 12)

15. Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений. (Билет 14)

16. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика поэмы. Связь «Песни...» М.Ю. Лермонтова с устным народным творчеством. (Билет 13)

17. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Сюжет и проблематика романа. (Билет 15)

18. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность. (На примере одной повести.) (Билет 16)

19. Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. (Билет 21)

20. Идея гуманизма в повести Н.В. Гоголя «Шинель». (Билет 17)

21. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести. (Билет 20)

22. Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 18)

23. Живая Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 19)

24. Произведение И.С. Тургенева, которое вы прочитали. Охарактеризуйте главных героев, проблематику. (Билет 24)

25. Гражданская лирика Н.А. Некрасова. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 30)

26. Произведение Ф.М. Достоевского (по выбору учащегося), его герои и проблематика. (Билет 27)

27. Пьеса А.Н. Островского, которую вы прочитали. Охарактеризуйте главных действующих лиц, проблематику. (Билет 23)

28. Основные мотивы лирики А.В. Кольцова или И.С. Никитина. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 28)

29. Стихотворения Ф.И. Тютчева или А.А. Фета о природе. Чтение наизусть одного из них. (Билет 26)

30. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору учащегося). Реальное и фантастическое в сказке. (Билет 29)

31. Н.С. Лесков «Левша». Своеобразие жанра. (Билет 25)

32. Произведение Л.Н. Толстого (по выбору учащегося), его тематика и герои. (Билет 31)

33. Идейный смысл рассказа Л.Н. Толстого «После бала». (Билет 10)

34. Тематика и герои юмористической прозы А.П. Чехова. (На примере двух-трех рассказов.) (Билет 28)

35. Идеал свободного человека в рассказе М. Горького «Макар Чудра». (Билет 1)

36. Тема подвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 4)

37. Стихотворения А.А. Блока о родине. Чтение наизусть одного из них. (Билет 3)

38. Стихотворения С.А. Есенина о любви. Чтение наизусть одного из них. (Билет 21)

39. Стихотворения С.А. Есенина о природе. Чтение наизусть одного из них. (Билет 27)

40. Стихотворения С.А. Есенина о родине. Чтение наизусть одного из них. (Билет 7)

отрывка из поэмы. (Билет 8)

41. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Чтение наизусть отрывка из его стихотворения. (Билет 23)

42. Сатирические стихотворения В.В. Маяковского. Чтение наизусть одного из них (или отрывка). (Билет 9)

43. Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина. (На примере одного рассказа.) (Билет 2)

44. Ваш любимый рассказ И.А. Бунина. (Размышления о прочитанном.) (Билет 5)

45. Реальность и фантастика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». (Билет 22)

46. Москва в лирике М.И. Цветаевой. Чтение наизусть одного из стихотворений. (Билет 16)

47. Проблематика и герои произведений А.П. Платонова. (На примере одного рассказа.) (Билет 6)

48. Ваши любимые стихи А.А. Ахматовой. Чтение наизусть одного из них. (Билет 15)

49. Стихотворения А.Т. Твардовского о войне. Чтение наизусть одного из них. (Билет 20)

50. Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Чтение наизусть отрывка из поэмы. (Билет 18)

51. Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.) (Билет 11)

52. Герои прозы В.М. Шукшина. (На примере одного рассказа.) (Билет 26)

53. Духовная красота героев В.П. Астафьева. (На примере одного произведения.) (Билет 13)

54. Произведение В.Г. Распутина (по выбору учащегося). Его идейный смысл. (Билет 14)

55. Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.) (Билет 12)

56. Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 31)

57. Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 25)

58. Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения. (Билет 17)

59. Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 19)

60. Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.(Билет 24)

61. Современная авторская песня. (На примере двух-трех произведений.) (Билет 29)

62. Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.) (Билет 30)

Авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Герой нашего времени" 1840

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Старуха Изергиль" 1895

А.А. Блок – (1880 – 1921)

цикл "Родина" 1907-1916

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Собачье сердце" 1925

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Современная авторская песня. (На примере двух-трех произведений.)

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

ВАРИАНТ II

Билет № 1

1. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. (Билет 1)

2. Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни). (Билет 20)

3. Гуманистический смысл трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» (победа истинной любви над предрассудками и враждой). (Билет 6)

4. Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». (Билет 5)

5. Темы, идеи, образы од М.В. Ломоносова. (На примере одного произведения.) (Билет 2)

6. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения родине в произведениях Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина. (На примере произведения одного из авторов – по выбору учащегося.) (Билет 3)

7. Романтический герой произведений Дж.Г. Байрона. (На примере одного произведения.) (Билет 8)

8. Защитники «века минувшего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть одного из монологов Фамусова. (Билет 8)

9. «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова. Чтение наизусть одного из монологов Чацкого или Фамусова. (Билет 4)

10. Любовная лирика А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 7)

11. Мотивы дружбы в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 6)

12. «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений. (Билет 5)

13. Общая характеристика главного героя одного из произведений А.С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель». (Билет 9)

14. Противоречивость характера главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа. (Билет 12)

15. «Татьяны милый идеал». (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) Чтение наизусть отрывка из романа. (Билет 13)

16. Взаимоотношения главного героя и общества в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа. (Билет 14)

17. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

18. Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.). Чтение наизусть стихотворения «Родина». (Билет 17)

19. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – роман о трагедии незаурядной личности. Смысл названия романа. (Билет 16)

20. Печорин и его окружение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 18)

21. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра. (Билет 20)

22. «Мертвые и живые души» в поэме Н.В. Гоголя. (Билет 19)

23. Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика. (Билет 10)

24. Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 11)

25. Главные герои повести И.С. Тургенева «Ася». Смысл их взаимоотношений. (Билет 21)

26. Сюжет и герои одного из рассказов А. Грина (по выбору учащегося). (Билет 18)

27. Тема и идея рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма». (Билет 17)

28. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 16)

29. Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.) (Билет 11)

30. Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.) (Билет 2)

31. Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка. (Билет 4)

32. Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка. (Билет 7)

33. Какие книги вы любите читать? (На примере одного-двух произведений.) (Билет 19)

34. Ваше любимое произведение современной литературы. (Билет 15)

35. Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка. (Билет 21)

36. Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка. (Билет 14)

37. Ваш любимый литературный герой. (Билет 3)

38. Ваш любимый литературный герой. (Билет 12)

39. Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.) (Билет 13)

40. Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.) (Билет 1)

41. Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений. (Билет 9)

42. Современная авторская песня. (На примере одного-двух произведений.) (Билет 10)

Авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Бородино" 1837

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Мертвые души" 1842

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Ася" 1857

А.С. Грин – (1880 – 1932)

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Современная авторская песня. (На примере двух-трех произведений.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Какие книги вы любите читать? (На примере одного-двух произведений.)

Школа (классы) с углубленным изучением предмета

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.

Национальная школа

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература:

К уроку литературы

К сочинению

Анализ текста

Готовые сочинения

Экзамены, тесты

Студентам

Кратк. содержание

Произведения

Рефераты

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее <