Основы менеджмента. Под ред. Вачугова Д.Д.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.

В учебнике рассматриваются основные положения "менеджмента" применительно к российским условиям. Важное место отведено анализу развития теории и практики управления в процессе развития рыночной экономики в стране, даны современные западные концепции управления, освещены психологические аспекты управления личностью и коллективом, руководства организацией в целом.

Для студентов экономических специальностей вузов, слушателей курсов переподготовки, специалистов-экономистов, руководителей разного уровня.

Формат: djvu / zip

Размер: 20,6 Мб

Скачать / Download файл (Яндекс - Народ. Диск.) 1) Введите 6 цифр. 2) Нажмите зеленую кнопку. 3) На следующей странице (если стоит галочка) обязательно уберите галочку из графы "Установить Яндекс Бар", иначе Вы ничего не сможете скачать. 4) Нажмите ссылку и начнется скачивание.

Формат: pdf / zip

Размер: 35,8 Мб

Скачать / Download файл (Яндекс - Народ. Диск.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................ 3

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА................................................ 6

Глава 1. Менеджмент: наука и практика............................................................. 6

§ 1. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия .... 6

§ 2. Научные основы менеджмента. Предмет и метод....................................... 9

§ 3. Виды и функции менеджмента.................................................................... 16

§ 4. Общие принципы управленческой деятельности..................................... 19

Глава 2. Идеи, теории и практические подходы

в менеджменте..................................................................................... 23

§ 1. Промышленный переворот и новые подходы к управлению.................. 23

§ 2. Классическая, или административная, школа менеджмента..................... 28

§ 3. Школа человеческих отношений и поведенческие

концепции менеджмента . ...................................................................... 34

§ 4. Системный и ситуационный подходы к управлению................................ 37

Глава 3. Понятие и свойства личности............................................................... 43

§ 1. Сущность и условия формирования личности......................................... 43

§ 2. Мышление и способности личности........................................................... 46

§ 3. Черты характера и формы их проявления................................................ 49

§ 4. Ценностные ориентации, притязания и ролевое поведение личности. . 52

Глава 4. Трудовой коллектив............................................................................... 56

§ 1. Коллектив и его виды.................................................................................. 56

§ 2. Формирование и развитие трудового коллектива................................... 59

§ 3. Психологические характеристики трудового коллектива....................... . 64

§ 4. Новый человек в трудовом коллективе.................................................... 69

Глава 5. Кадровый потенциал предприятия...................................................... 71

§ 1. Научный подход к управлению кадровым потенциалом......................... 71

§ 2. Численность персонала и его структура................................................... 76

§ 3. Должности и основные группы работ на предприятии............................ . 78

§ 4. Организация труда персонала.................................................................... 83

Глава 6. Организация, ее виды и структура....................................................... . 86

§ 1. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда. . . 86

§ 2. Законы организации.................................................................................... 90

§ 3. Виды организаций....................................................................................... 92

§ 4. Функциональная и дивизиональная организационные структуры ... 96
§ 5, Адаптивные структуры.............................................................................. 99

Глава 7. Управленческая структура организации........................................... 103

§ 1. Понятие управленческой структуры...................................................... 103

§ 2. Взаимосвязь организационной и управленческой структур................. 105

§ 3, Виды управленческих структур.............................................................. 107

Глава 8. Организационно-правовые основы управления

предприятиями............................................................................... 113

§ 1. Основополагающие правовые признаки предприятия........................... 113

§ 2. Хозяйственные товарищества, общества и кооперативы....................... 115

§3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия . . . . 118

§ 4. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы»

учреждения и объединения юридических лиц........................................ 120

Глава 9. Организационная культура.................................................................. .. 124

§ 1. Понятие и элементы организационной культуры................................... .. 124

§ 2. Функции организационной культуры...................................................... 127

§ 3. Виды организационных культур.............................................................. 130

§ 4. Имидж организации................................................................................... .. 134

Глава 10. Власть менеджера................................................................................ 136

§ 1. Основы власти............................................................................................ .. 136

§ 2. Власть и влияние. Формальная и реальная власть.................................. .. 142

§3. Способы реализации власти....................................................................... .. 144

§ 4. Последствия неограниченной власти и безвластия................................. .. 147

Глава 11. Полномочия субъектов управления................................................ .. 1S1

§ 1. Полномочия и их виды............................................................................... 151

§ 2. Должностные права и обязанности руководителей................................ 158

§ 3. Делегирование полномочий....................................................................... .. 162

Глава 12. Выбор стиля управления.................................................................... 169

§ 1. Общее понятие о стилях управления........................................................ .. 169

§2. Авторитарный стиль................................................................................... .. 174

§3. Демократический стиль............................................................................... 176

§ 4. «Многомерные» стили управления.......................................................... 179

§ 5. Концепции ситуационного менеджмента.................................................. 181

Глава 13. Конфликты и способы их разрешения............................................ 188

§ 1. Понятие конфликта.................................................................................... 188

§ 2. Виды конфликтов и конфликтная ситуация............................................ .. 190

§3. Фазы развития конфликта.......................................................................... .. 193

§ 4. Стратегия и тактика разрешения конфликта .......................................... .. 195

* § 5. Переговоры как способ преодоления конфликтов................................. .. 200

ЧАСТЬ II. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.............................. .. 207

Глава 14. Управленческая информация........................................................... .. 207

§ 1. Информация и ее восприятие.................................................................... .. 207

§ 2. Понятие информационной системы и технологии.................................... .. 210

§ 3. Аппаратные средства................................................................................. .. 213

Г л а в а 15. Управленческие проблемы и их решение................................... .. 215

§ 1. Управленческие проблемы и причины их возникновения...................... .. 215

§ 2. Решение проблем........................................................................................ .. 217

§ 3. Методы принятия решений и их реализация........................................... .. 219

Глава 16. Планирование деятельности организации..................................... .. 223

§ 1. Сущность, принципы и организация планирования............................... .. 223

§ 2. Методы разработки планов...................................................................... .. 226

§ 3. Перспективные и стратегические планы.................................................. 231

§ 4. Особенности текущих планов.................................................................... .. 234

Глава 17. Управление качеством продукции и контроль............................. .. 238

§ 1. Контроль как функция менеджмента....................................................... .. 238

§ 2. Виды и этапы управленческого контроля............................................... .. 240

§ 3. Контроль качества продукции.................................................................. .. 241

Глава 18. Мотивация к труду............................................................................. .. 244

§ 1. Мотивы и мотивация................................................................................. 244

§ 2. Теории мотивации и потребности человека............................................. .. 248

§ 3. Экономические методы мотивации........................................................... 254

§ 4. Нематериальные стимулы к труду.......................................................... 260

Глава 19. Управление рабочим временем........................................................ 263

§ 1. Рабочее время и его структура................................................................ 263

§ 2. Анализ затрат рабочего времени............................................................. 266

§ 3. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста .... 269

Глава 20. Цели в менеджменте............................................................................ 273

§ 1. Понятие цели и ее роль в управлении..................................................... 273

§ 2. Виды целей................................................................................................. ... 275

§ 3. «Цена» достижения целей......................................................................... 280

§ 4. Управление по целям................................................................................ ... 282

Глава 21. Управленческая стратегия................................................................ 284

§ 1. Стратегия и ее элементы........................................................................... 284

§ 2. Стратегии функционирования фирмы.................................................... 288

§ 3. Стратегии развития................................................................................... 290

§ 4. Стратегический прогноз........................................................................... 292

§ 5. Методы портфельного анализа и формирования стратегий................. 294

§ 6. Выработка стратегий на основе построения кривых.............................. 298

Глава 22. Стратегическое и оперативное управление................................... 299

§ 1. Управление на основе предвидения изменений...................................... 299

§ 2. Управление решением стратегических задач.......................................... 302

§ 3. Управление по слабым и сильным сигналам........................................... ... 304

§ 4. Оперативное управление.......................................................................... 307

§ 5. Управление материальными запасами..................................................... ... 309

Глава 23. Основы финансового менеджмента.................................................. 311

§ 1. Финансы организации и функции финансового менеджмента . . . . 311

§ 2. Финансовое планирование и финансовый контроль............................... 314

§ 3. Управление прибылью и рентабельностью............................................ 317

§ 4. Управление финансовыми инвестициями................................................ 319

§ 5. Управление текущими финансовыми операциями................................. 322

Глава 24. Управление рисками........................................................................... ... 324

§ 1. Понятие и виды риска............................................................................... 324

§ 2. Общие подходы к управлению риском................................................... 328

§ 3. Финансовые риски..................................................................................... 330

§4. Страхование рисков................................................................................... ... 331

§ 5. Хеджирование как инструмент управления рисками............................ 334

Глава 25. Управление маркетингом.................................................................. ... 338

§ 1. Место маркетинга в управлении организацией...................................... 338

§ 2. Управление разработкой товара............................................................. ... 339

§ 3/ Управление сегментацией рынка и позиционированием товара . . . 343

§ 4. Управление процессом товародвижения................................................. 345

§ 5, Управление ценообразованием................................................................ ... 347

§ 6. Управление контактами с потребителями............................................... ... 350

§ 7. Биржа как форма оптовой торговли....................................................... ... 351

Глава 26. Основы инновационного менеджмента........................................... ... 357

§ 1. Понятие и виды инноваций....................................................................... ... 357

§ 2, Этапы инновационного процесса............................................................. ... 359

§ 3. Организационные формы инновационной деятельности....................... ... 361

§ 4. Организация творческой работы............................................................. ... 365

Приложения........................................................................................................... 368

Литература............................................................................................................. 373