Философия. Вишневский М.И.

Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 480 с.

Написано в соответствии с требованиями типовой учебной программы курса "Философия". Дается обзор истории философской мысли. Излагаются основные проблемы философии. Значительное внимание уделяется рассмотрению актуальных вопросов современной философии. Показана образовательная направленность философских учений и идей.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего, для студентов педагогических специальностей.

Формат: pdf / zip

Размер: 23,2 Мб

Скачать:

Народ.Диск (Примечание)

Onlinedisk (Примечание)

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ 5
Глава 1. Роль философии в жизни общества 5
1.1. Философия как мировоззрение 5
Истоки и жизненный смысл мировоззрения 9
Мифологическое и религиозное мировоззрение 16
Специфика философского мировоззрения 23
1.2. Основные философские проблемы, их взаимосвязь 33
Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение 33
Онтологическая проблема. Материализм и идеализм ...... 38
Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика 44
Гносеологическая проблема 47
Аксиологическая проблема 49
Социальная философия и философия человека 51
Контрольные вопросы 57
Глава 2. Генезис философии и ее исходные исторические типы 58
2.1. Философские идеи и учения Древнего Китая 58
Конфуцианство 60
Даосизм 65
2.2. Философские учения Древней Индии 69
Упанишады 70
Джайнизм 74
Буддизм 77
2.3. Древнегреческая философия 83
Милетская школа 85
Гераклит 87
Элеаты 88
Демокрит 90
Софисты 92
Сократ 94
Платон 99
Аристотель 106
Философия эллинистической эпохи 113
Контрольные вопросы 119
Глава 3. Основные идеи философии средневековья и эпохи Возрождения 120
3.1. Средневековая христианская философия 120
Августин 123
Схоластика. Реализм и номинализм 128
Фома Аквинский 131
3.2. Философская мысль эпохи Возрождения 137
Никколо Макиавелли 140
Николай Кузанский 141
Контрольные вопросы 145
Глава 4. Философия Нового времени: начальный период 145
4.1. Научная революция XVII в. и философские выводы из нее 145
«Коперниканский переворот» 146
Становление экспериментально-математической науки 148
Ф. Бэкон 151
4.2. Линии рационализма и эмпиризма 154
Р. Декарт 154
Б. Спиноза 160
Т. Гоббс 165
Дж. Локк 166
Г.В. Лейбниц 172
Дж. Беркли 176
Д. Юм 179
Философские идеи эпохи Просвещения 181
Контрольные вопросы 185
Глава 5. Философия Нового времени: от Канта до Маркса 186
5.1. И. Кант 186
Исходные проблемы и идеи 186
Учение о чувственном и рассудочном познании 189
Учение о теоретическом и практическом разуме 194
Философия Канта - выдающееся достижение теоретической мировоззренческой мысли 199
5.2. Развитие немецкого идеализма 202
И.Г. Фихте 202
Ф.В.И. Шеллинг 205
5.3. Г.В.Ф. Гегель 208
Общая характеристика гегелевской философии 208
Логика. Учение о бытии 214
Логика. Учение о сущности 217
Логика. Учение о понятии 219
Философия природы 222
Философия духа 223
5.4. Л. Фейербах. Философия Маркса 229
Антропологический материализм Фейербаха 229
Теоретические предпосылки философии Маркса 230
Материалистическое понимание истории 232
Контрольные вопросы 240
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 241
Современная ситуация и новые пути развития философии 241
Идея мировоззренческого синтеза в философии B.C. Соловьева 248
Глава 6. Поиски нового осмысления бытия 251
6.1. Бытие как материя 251
Материя и ее атрибуты 251
Материалистическая диалектика 256
Бытие природы. Экологический императив 260
Особенности си.нергетической карттшы мира 264
6.2. Бытие как жизнь 269
A. Шопенгауэр 269
Ф. Ницше 272
B. Дильтей 274
А. Бергсон 276
6.3. Феноменология и фундаментальная онтология 282
Э. Гуссерль 282.
М. Хайдеггер 286
Контрольные вопросы 292
Глава 7. Проблема человека 292
7.1. Феномен человека, многообразие путей его философского осмысления 292
Учение Тейяра де Шардена 293
Марксистская концепция человека . 298
Проблема идеального 302
Учение о личности 304
Фрейдизм и неофрейдизм . 306
Философская антропология 310
7.2. Экзистенциальная философия 318
С. Кьеркегор 318
Экзистенциализм в XX в.: концептуальная реконструкция
О.Ф. Больнова 321
Ж.П. Сартр 325
Н.А. Бердяев . 327
7.3. Философия образования .. .. 335
СИ. Гессен 336
Л.С. Выготский -. 341
Дж. Дьюи 345
Контрольные вопросы 351
Глава 8. Познание и наука 352
8.1. Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика 352
О. Конт 352
Л. Витгенштейн 357
К. Поппер 364
Т. Кун 366
П. Фейерабенд 369
М. Полани 371
Х.-Г. Гадамер 376
8.2. Некоторые вопросы методологии науки 381
Общая характеристика современной науки 381
Сознание. Познание. Истина 384
Методы научного исследования, формы научного
знания 391
Контрольные вопросы 401
Глава 9. Социальная философия и аксиология 402
9.1. Философия истории 402
Социологический номинализм и социологический реализм 402
Общество. Социально-исторический организм. Культура 404
Н.Я. Данилевский 408
О. Шпенглер 410
A. Тойнби 413
B. Парето 416
Критика историцизма 419
9.2. Социальное познание и ценности 422
Р. Дж. Коллингвуд 422
К. Манхейм 425
П. Бурдье 430
М. Вебер 436
В. Виндельбанд 439
Ю. Хабермас 443
Ценность интуиции 448
9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания 452
Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина 454
Мировоззренческие дискуссии в эпоху Контрреформации и церковной унии 456
Социально-философская мысль в XIX-XX вв 459
Социально-философские аспекты идеологии белорусского государства 463
Контрольные вопросы 467
3аключение 468
Литература 473