Курс политологии. Общ. ред. Грязновой А.Г.

М.: 2002. - 460 с.

Данная работа является вторым изданием учебника «Курс политологии» (дополненным и исправленным). В нем излагаются вопросы политологии, а также проблемы взаимодействия экономики и политики. Это первый в отечественной литературе учебник по политологии, написанный специально для студентов, получающих экономическое образование. Он предназначен также для тех, кто интересуется вопросами развития политической сферы общества и ее взаимодействия с экономической системой.

Формат: djvu / zip

Размер: 6 Мб

Скачать: ifolder.ru

Onlinedisk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступительная статья 3
Часть I ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Глава I ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ 18
1. Общество в целом и составляющие его сферы 19
2. Структура политической системы общества 22
3. Отличительные характеристики политической системы общества и выполняемые ею функции 24
4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией 26
5. Основные закономерности развития политической системы общества 29
6. Задачи политологии и ее взаимодействие с другими общественными науками 31
7. Политическая система общества и политика 35
Глава II КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛИТОЛОГИИ 45
1. Понятия и категории 46
2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии 49
3. Эмпирические приемы политологического анализа 53
4. Диалектика и синергетика 56
5. Познавательная ценность политологии 60
Глава III ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 66
1. Власть как общественное явление. Политическая власть 67
2. Основания политической власти, ее легитимность 69
3. Структура политической власти 74
4. Ресурсы политической власти 76
5. Основные функции и формы политической власти 79
6. Новые тенденции в развитии политической власти 81
7. Современные концепции власти 82
Глава IV ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 87
1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства 88
2. Политический лидер и политическое лидерство 90
3. Факторы, определяющие характер политического лидерства 93
4. Типология политических лидеров 97
5. Функции политических лидеров 99
6. Современные тенденции в развитии политического лидерства 102
7. Современные теории политического лидерства 104
Глава V ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА 110
1. Понятие «политическая элита» 111
2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые ^ля выполнения этих функций 115
3. Механизм формирования политической элиты 119
4. Властвующая элита: понятие и структура 121
5. Теории элит 123
Глава VI ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 129
1. Понятие и сущность государства как политического института. Его основные характеристики, элементы, задачи и функции 130
2. Формы государственного устройства в современном мире 133
3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку 138
4. Новые тенденции в развитии современных государств 139
Глава VII ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 147
1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации 148
2. Демократический политический режим 150
3. Тоталитарный политический режим 152
4. Авторитарный политический режим 156
5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические 159
Глава VIII ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 165
1. «Гражданское общество» как категория политологии 166
2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования 171
3. Структура гражданского общества и основные направления его активности 174
4. Гражданское общество и государство 178
5. Становление гражданского общества в Российской Федерации 182
Глава IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 189
1. Политическая партия: сущность, структура и партогенез 190
2. Основные функции политических партий 193
3. Типология политических партий 195
4. Партийные системы 198
5. Общественно-политические движения 202
6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем 203
7. Становление партийной системы в России 205
Глава X ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 211
1. Законодательство об избирательной системе 212
2. Типы избирательных систем 215
3. Заявление кандидата о его решении баллотироваться на выборную должность 219
4. Предвыборная кампания 223
5. Использование средств массовой информации 225
6. Избирательная система в современной России 227
7. Современные концепции избирательных систем 237
Глава XI ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 246
1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы 247
2. Функции политической культуры 251
3. Политические субкультуры 253
4. Типология политической культуры 255
5. Основные пути формирования политической культуры :.. 258
6. Факторы, влияющие на формирование политической культуры 259
7. Современные концепции политической культуры 261
Глава XII ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 266
1. Понятие «процесс» и его формы 267
2. Общие и частные политические процессы 268
3. Общий политический процесс и тенденции его развития 270
4. Частные политические процессы: структура и характеристики 272
5. Этапы развития частного политического процесса 274
6. Типология частных политических процессов 275
7. Общий политический процесс в современной России 276
8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов 279
Часть II ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
Глава XIII ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА 286
1. Экономическая сфера как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы 287
2. Роль политической системы общества в развитии экономической сферы 290
3. Экономическая и политическая власть 295
4. Специфика взаимодействия экономической и политической систем в современной России 296
Глава XIV РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА В СТАНОВЛЕНИИ И ЛЕГИТИМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 302
1. Финансирование становления политической власти 304
2. Роль экономического фактора в легитимации политической власти 308
3. Организация политической власти и уровень экономического развития государств 312
Глава XV ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 322
1. Определение экономической политики и ее структура 323
2. Цели, задачи и механизмы проведения экономической политики 325
3. Особенности экономической политики в переходный к рыночной экономике период 330
4. Экономическая политика и использование зарубежного опыта 336
5. Экономическое измерение политики 338
Глава XVI ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 347
1. Экономическая сфера гражданского общества как феномен рыночной экономики 348
2. Причины и условия образования экономической сферы гражданского общества 351
3. Основные характеристики экономической сферы гражданского общества, ее структура и цели функционирования 353
Глава XVII БИЗНЕС И ПОЛИТИКА 360
1. Политическое обеспечение бизнеса 361
2. Бизнес как субъект политики Збб
3. Российские предприниматели в структурах политической власти 368
4. Инвестиции в политику. Школа общественного выбора 371
Глава XVIII ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ 379
1. «Политический рынок» и «политический товар» 380
2. Понятие «политический маркетинг» 382
3. Основные функции и виды политического маркетинга 383
4. Основные этапы политического маркетинга 384
5. Роль рекламы в политическом маркетинге 387
Глава XIX ЛОББИЗМ В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 394
1. Причины возникновения «института лоббизма» 395
2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы 397
3. Властные структуры и направления лоббирования 400
4. Основные этапы процесса лоббирования 400
5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России 402
Глава XX ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ 407
1. Понятие, сущность и функции политической идеологии 408
2. Либерализм и неолиберализм 411
3. Консерватизм и неоконсерватизм 413
4. Социал-демократическая идеология 415
5. Идеологическое обеспечение реформ в России 419
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема 1 Возникновение и основные этапы развития политической науки 428
Тема 2. Политико-правовой статус личности в политической системе общества 436
Тема 3. Этнополитические отношения и межнациональные конфликты 439
Тема 4. Мировая политическая система 444
Тема 5. Политическое прогнозирование 448