Психология в вопросах и ответах. Тертель А.Л.

М.: ТК Велби, Проспект, 2005 - 176 с.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса "Психология", содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты. В нем рассмотрены психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, всех интересующихся психологией.

Формат: pdf / zip

Размер: 981 Кб

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1
Определение психологии. Определение психики. Развитие психики в филогенезе.
История развития психологического знания.
Экспериментальная психология.
Предмет психологии 3
Что такое психология? 3
Что такое психика? 3
Каковы основные стадии развития психики в филогенезе? 4
Какие различия существуют между психикой животных и человека? 8
Каковы главные этапы развития психологии?
Как на разных этапах развития психологии понималась природа психического? 11
Как развивалась экспериментальная психология в конце XIX —начале XX в.? 15
Как возникает сознание и каковы основные характеристики сознания человека? 16
Каковы возможности и ограничения метода интроспекции?
Каковы основные положения психологии поведения?
Бихевиоризм и необихевиоризм 19
Что такое гештальтпсихология? 20
Фрейд и теория бессознательного. Какие принципы
работы психики открыл 3. Фрейд? 20
Что является предметом психологии? 22
Глава 2
Современная психология. Отрасли психологии. Методы психологии 25
Каковы основные достижения отечественной психологии начала XX в.? Принцип деятельности в психологии 25
Как охарактеризовать структуру современной психологии? 26
Методы психологии. Каковы наиболее известные методы психологии? 28
Какие измерения проводятся в психологии? В чем разница между шкалированием и тестированием? 32
В чем особенность проективных методов исследования личности? 40
Глава 3
Когнитивная психология. Психологические процессы и состояния 42
Какие процессы изучает когнитивная психология? 42
Каковы основные свойства ощущений? 43
Каковы основные свойства восприятия? 46
Общая характеристика мышления 48
Последовательные стадии развития мышления 50
Как мышление связано с развитием речи? 50
Какая связь существует между мышлением и решением задач? 51
Какие виды мышления существуют? 52
Что представляет собой память? 55
Какие функции выполняет двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память? 56
Какие факторы влияют на произвольное и непроизвольное запоминание? 56
Какие процессы памяти известны? Каковы их функции? 58
Чем внимание отличается от других познавательных процессов? 60
Чем различается произвольное и непроизвольное внимание? 61
Какие основные свойства внимания существуют? 62
Что такое воображение и каковы его основные функции? 65
В чем специфика различных форм воображения? 66
Каковы характеристики воображения? 68
Глава 4
Личность. Исследования 70
Каково основное понятие о личности в отечественной психологии? 70
Каковы основные этапы процесса формирования личности? 71
В чем состоят критерии сформировавшейся личности? 73
Главные направления в зарубежной теории личности 74
Что такое Я-концепция? Как происходит формирование Я-концепции индивида? 78
Символический интеракционизм 79
Что такое самооценка? Что отражает адекватная и неадекватная самооценка? 81
Какие функции выполняют защитные механизмы личности? 83
Глава 5
Строение индивидуальной деятельности человека. Деятельность 86
Каковы основные общепсихологические свойства деятельности? 86
В чем суть мотивационной теории А. Маслоу? 87
Почему потребности считаются основным источником активности личности? 88
Какие функции выполняют мотивы? 90
Что составляет мотивационную сферу личности? 92
Как возникают эмоции и какова их функция? 93
Какова связь между мотивами, потребностями и эмоциями? 94
Какие виды деятельности можно выделить? 96
Что такое ведущая деятельность? 97
Какова роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка? 98
Роль игры в психическом развитии ребенка 99
В чем специфика учебной деятельности? 100
Какова структура учебной деятельности? 101
Какие факторы влияют на успешность учебной деятельности? 104
Как вырабатываются навыки и умения? 106
Глава 6
Междисциплинарные понятия психологии 109
Какие существуют виды эмоциональных состояний?
Что такое чувства? 109
Что такое волевые процессы и каковы их основные функции? 111
Глава 7
Индивидуальные особенности человека 115
Какие типы темперамента существуют? Какова их связь с типами нервной системы? 115
Характер. Каковы общие представления о характере? 119
В чем разница между акцентуацией характера и психопатией? 120
Насколько велика роль наследственности в формировании характера? Как влияют свойства темперамента на характер человека? Может ли человек изменить свой характер? 121
Способности. Как происходит формирование способностей? 122
Изучение одаренности 125
Глава 8
Общение 127
Каковы общие характеристики общения? 127
Как охарактеризовать структуру общения? 127
Чем различается вербальная и невербальная коммуникация? 128
Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе? 133
Какова характеристика и структура интерактивной стороны общения? 135
Что такое социальная перцепция? 140
Каковы механизмы восприятия человека человеком? 142
Что такое межличностная аттракция? 147
Глава 9
Современные психологические методики 149
Что такое психологическое консультирование? 149
Чем отличается психологическое консультирование от психотерапии? 150
Каковы основные этапы психолога-консультанта? 152
В чем особенность арт-терапии как психотерапевтической техники? 161
Каковы психотерапевтические цели арт-терапии? 164
Какова роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем? 165
Как провести терапию с помощью проективного рисунка? 167