Педагогическая психология. Столяренко Л.Д.

2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.

В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, психологические особенности обучающихся и педагогов, психологические характеристики обучения в начальной и средней школе, профессионального образования, проблемы воспитания. В него включены психодиагностические методики по выявлению индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, мотивации, профессиональных склонностей.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей ФПК, изучающих дисциплину `Педагогическая психология`, а также преподавателей школ, техникумов, вузов, интересующихся проблемами педагогической психологии.

Формат: pdf / zip

Размер: 3,68 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология как наука
1.1. Предмет и задачи педагогической психологии 3
1.2. Методы исследования 7
1.3. История становления отечественной педагогической психологии 16
Глава 2. Психология образовательной деятельности 26
2.1. Образование и образовательные системы 26
2.2. Теории обучения 29
2.3. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского 34
2.4. Уровни и формы научения 38
2.5. Стратегии формирования новых знаний и способностей 41
Стратегия формирования психики — стратегия интериоризации 41
Стратегия экстериоризации 47
Стратегия проблематизации и рефлексии 48
2.6. Процесс и концепции обучения 49
Направления современного обучения 53
2.7. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 55
Принципы педагогического проектирования .: 58
Виды педагогического творчества 59
Технологии обучения , 59
Глава 3. Психология учебной деятельности 62
3.1. Структура учебной деятельности , 62
3.2. Учебные задачи и учебные действия 70
3.3. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения
Глава 4. Психология обучающихся (школьника, студента) 93
4.1. Соотношение обучения и развития
4.2. Развитие познавательной сферы и интеллекта 98
4.3. Развитие личности 107
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 113
Концепции развития личности по Адлеру и Э. Берну 118
Теория интенционалъности (намерений) 119
Гуманистический подход к развитию личности 122
4.4. Развитие деятельности 124
4.5. Обучаемость и ее критерии 125
4.6. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников 127
4.7. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте . 140
4.8. Подросток как субъект учебной деятельности -
4.9. Старшеклассник как субъект учебной деятельности 152
4.10. Студент как субъект учебной деятельности 160
4.11. Мотивация и учебные мотивы 167
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей 168
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса 173
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта . 175
4.12. Индивидуальные особенности темперамента, психосоциотипа, характера обучающихся 177
Типы темперамента и их психологическая характеристика 177
Акцентуации характера 183
4.13. Я-концепция и самооценка школьника 187
4.14. Агрессивность и агрессивное поведение молодежи
Научные подходы к объяснению агрессивности преступности 200
Приложение к главе 4. Психодиагностические методики
Характерологические особенности личности учащихся 215
Глава 5„ Психология педагога
5.1. Структура педагогической деятельности
Методологическая структура педагогической деятельности 230
Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность 232
Самосознание педагога и структура педагогической деятельности 235
5.2. Профессия педагога и педагогические способности .;
5.3. Направленность личности педагога и типы педагогов
5.4. Педагогическая социальная перцепция 255
Глава 6. Педагогическая психология школьного обучения
6.1. Философия школьного обучения 263
6.2. Развивающее обучение 265
6.3. Психология обучения в начальной школе 268
6.4. Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации 274
6.5. Формирование начальных логических приемов мышления 277
6.6. Психологические умения
6.7. Специфические приемы познавательной деятельности 295
6.8. Умение учиться 298
6.9. Младшие школьники. «Группы риска» 300
Гиперактивностъ
Леворукостъ 303
Дети с эмоциональными нарушениями 306
6.10. Психологическая служба в школе 308
6.11. Взаимоотношения одноклассников 311
Приложение к главе 6. Психологические методики 318
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе 318
Изучение психологического климата коллектива 327
Школьный тест умственного развития (ШТУР) 329
Глава 7. Психология воспитания 349
7.1. Воспитание и его закономерности 349
7.2. Нравственное развитие 358
7.1.1. Общая характеристика превентивного поведения несовершеннолетних 360
7.2.2. Нарушения социализации 372
7.2.3. Группировка характеров и их недостатков 376
7.2.4. Виды педагогической и психологической коррекции «трудных подростков» 383
Глава 8. Психология профессионального образования 399
8.1. Предгяет, задачи, история развития психологии профессионального образования 399
8.2. Профессиональное самоопределение и классификация профессий 406
8.3. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений 414
8.3.1. Психодинамическое направление 414
8.3.2. Сценарная теория 418
8.3.3. Теория профессионального развития Д. Съюпера 421
8.3.4. Типологическая теория Дж. Холланда 422
8.3.5. Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга 425
8.4. Профессиональная пригодность» профориентация и профотбор „, 429
8.5. Психологические аспекты профессионального становления личности . —
8.6. Профессиональное обучение дидактически запущенных учащихся в средних специальных учебно-профессиональных заведениях
8.7. Производственно-профессиональное обучение: формирование профессиональных умений и навыков 451
8.8. Профессиональное обучение и формирование профессионального мышления
8.9. Психологические и дидактические основы построения учебных курсов
8.10. Психологические особенности усвоения знаний и проблема формирования индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности 472
8.11. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания
8.12. Педагогическое общение
Приложение к главе 9. Психодиагностические методики 508
Профориентационная работа и выбор профессии 508
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Классификация профессий и опросник «Выбор профессии» Холланда , 510
Тестовые задания по контролю знаний
Литература