Гендерная психология. Бендас Т.В.

СПб.: Питер, 2006 - 431 с.

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками.

Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.


Формат: doc / zip

Размер: 836 Кб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
Глава 1. Введение в гендерную психологию 9
Краткая история формирования гендерной психологии 9
Стратификация полов в разных культурах 33
Предмет, задачи и методы гендерной психологии . 38
Теории и концепции 42
Выводы 55
Вопросы для самопроверки 58
Учебные задания 58
Глава 2. Индивидные характеристики 60
Рост 60
Вес 65
Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии 66
Питание и отношение к еде 69
Телосложение 71
Некоторые физиологические показатели 80
Выводы 82
Вопросы для самопроверки 83
Учебные задания 84
Глава 3. Гендерная демография 85
Здоровье и болезни 85
Пропорция полов в обществе 89
Продолжительность жизни и смертность 97
Выводы 102
Вопросы для самопроверки 102
Учебные задания 103
Глава 4. Психомоторика 104
Моторика в детском возрасте 104
Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного напряжения, волевое усилие 107
Скорость, точность и тренировка психомоторики 114
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 17
Лифтинг и причины половых различий в моторике 122
Выводы 124
Вопросы для самопроверки 125
Учебные задания 126
Глава 5. Ощущения и восприятие 127
Зрительная модальность 127
Зрительно-пространственные способности 139
Слуховая модальность 152
Тактильная модальность 156
Другие модальности 159
Социальная перцепция 165
Выводы 169
Вопросы для самопроверки 172
Учебные задания 173
Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174
Внимание и память 174
Общий интеллект, речь и математические способности 182
Эмоциональные состояния 192
Выводы . 197
Вопросы для самопроверки 198
Учебные задания 199
Глава 7. Личностные характеристики 200
Мотивация достижения и аффилиации 213
Мотивация власти и доминантность 221
Другие характеристики личности 229
Выводы . 238
Вопросы для самопроверки 240
Учебные задания 241
Глава 8. Социальное поведение 243
Стиль поведения 243
Успешность деятельности 252
Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 263
Выводы 272
Вопросы для самопроверки 274
Учебные задания 274
Глава 9. Гендерные отношения . 276
Гендерная сегрегация в детских группах 279
Мужчины и женщины в деловом мире 293
Дружеские и сексуальные гендерные отношения 299
Супружеские отношения 309
Взаимоотношения родителей и детей в семье 318
Девиантные отношения 325
Выводы 333
Вопросы для самопроверки 335
Учебные задания 336
Глоссарий 337
Литература 346
Приложение к главе 1 371
Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371
Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) 372
Приложение к главе 2 393
Методика Люшера 393
Приложение к главе 3 394
Методика самооценки С. Я. Рубинштейн 394
Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) 394
Приложение к главе 4 395
Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца 395
Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой 396
Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского 396
Приложение к главе 5 397
Методики изучения зрительно-пространственных способностей 397
Методики изучения социальной перцепции 398
Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони 400
Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400
Приложение к главе 7 403
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403
Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) 405
Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас) 405
Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка в модификации Т. В. Бендас 406
Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас 410
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас 410
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V 411
Приложение к главе 8 417
Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 417
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера, модификация Т. В. Бендас 424
Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас 425
Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин» (разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация Т. В. Бендас) 427
Предметный указатель 429