Психология. Курс лекций. Тертель А.Л.

М.: Проспект, 2006 - 248 с.

В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса "Психология": предмет, методы, задачи, принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.

Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами психологии.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,67 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 3
Предмет психологии 5
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7
Житейская психология 7
Развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе 8
Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения 10
Развитие психологии в Новое время 12
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ 20
Экспериментальная психология сознания 20
Бихевиоризм и необихевиоризм 24
Гештальтпсихология 25
Психоанализ и теория бессознательного 26
Когнитивная психология 27
Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии 28
Культурно-исторический подход в психологии 29
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 31
Метод наблюдения 31
Метод эксперимента 33
Метод опроса: интервью и анкетирование 34
Шкалирование 36
Тестирование 37
Основные требования к тесту 39
Основные разновидности тестов личности 40
ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ 46
Основные стадии развития психики в филогенезе 46
Различие между психикой человека и животного 51
Возникновение сознания как главное событие антропогенеза 53
Научение 55
Реактивное научение 55
Активное научение. Оперантное обуславливание 57
Научение через наблюдение 58
Когнитивное научение 59
Инсайт 60
ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 61
Схема анализа деятельности 62
Социальная адаптация 64
Виды деятельности 66
Игровая деятельность 68
Роль игры в психическом развитии ребенка 69
Учебная деятельность 70
Структура учебной деятельности. Основные положения теорий учения и обучения 71
Успешность учебной деятельности 73
Навыки и умения 75
ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ 78
Потребности. Виды потребностей 78
Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 79
Психоаналитические теории мотивации 80
Гуманистические теории мотивации 81
Удовлетворение потребностей 83
Мотивы 84
Мотивационная сфера личности 86
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями 86
ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ 88
Эмоции 88
Функции эмоций 88
Виды эмоциональных состояний 92
Стресс 94
Воля 95
Волевой акт и структура волевого акта 97
Воля как активность 98
Локализация контроля 98
ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ 101
Ощущения 101
Свойства ощущений 102
Виды ощущений 103
Измерение ощущений 104
Восприятие 105
Восприятие пространства и движения 107
Память 109
Основные психологические подходы в исследованиях памяти ... 110
Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память 113
Произвольная и непроизвольная память 114
Эксплицитная и имплицитная память 115
Кратковременная, оперативная и долговременная память 116
Основные мнемические процессы 117
Внимание 119
Произвольное и непроизвольное внимание 121
Основные свойства внимания 122
Теоретические направления в исследованиях внимания 125
Воображение 127
Основные функции воображения 128
Формы воображения 129
Характеристики воображения 130
ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 132
Общая характеристика мышления 132
Процесс мышления и решение задач 135
Основные виды мышления 136
Творческое мышление 138
Язык и речь. Связь мышления с развитием речи 139
Коммуникативная функция речи 140
Интеллектуальная функция речи 141
Концепция внутренней речи Л. С. Выготского 141
Практические приложения использования речи 142
Интеллект 146
ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ 149
Представление о личности в отечественной психологии 149
Личность и индивидуальность 151
Основные этапы формирования личности 152
Критерии сформировавшейся личности 154
Главные направления в зарубежной теории личности 155
Бихевиоризм 155
Психоаналитическая теория личности 158
Функции «защитных механизмов» личности 160
Аналитическая теория личности 162
Гуманистическая психология 164
Когнитивная теория личности 166
Когнитивный диссонанс 168
Диспозициональная теория личности 170
Формирование Я-концепции индивида. Самооценка 174
Создание основ теории Я 174
Символический интеракционизм 175
Представления об идентичности 175
Феноменалистический подход 176
Самооценка 177
ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 180
Сангвинический темперамент 181
Флегматический темперамент 181
Холерический темперамент 181
Меланхолический темперамент 182
Характер 183
Способности 186
Доказательства врожденности способностей 187
Доказательства возможности формирования способностей 187
Изучение одаренности 189
ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ 190
Вербальная и невербальная коммуникация 191
Вербальная коммуникация 191
Невербальная коммуникация 193
Обмен информацией в коммуникативном процессе 195
Виды взаимодействия при общении 197
Стили взаимодействий 198
Взаимодействие как организация совместной деятельности 199
Социальная перцепция 201
Типы восприятия людьми друг друга 203
Межличностная аттракция 207
ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 209
Основные направления практической психологии 209
Сферы практического применения психологического знания 212
ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ 220
Психологическое консультирование 220
Основные этапы работы психолога-консультанта 223
Семейная психотерапия 231
Направления в семейной психотерапии 233
Арт-терапия 236
Психотерапевтические цели арт-терапии 239
Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем 240
Методика проективного рисунка 241