Молот ведьм. Я. Шпренгер, Г. Инститорис

Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. Лозинский С. М., 1932.

Jacobi Sprengeri et Henrici Institoris. Malleus maleficarum: de lamiis et strigibus et sagis aliisque et daemoniacis eorumque arte et potestate et pocna. 1487.

Перевод названия этой книги не совсем точен. «Malleus Maleficarum» - скорее переводиться не как «молот ведьм», а как «молот вредителей», «молот зловредов», так как малефицум это причинение зла, вредительство. Книга написана монахом-доминиканцем Яковом Шпренгером (1436-1495) и деканом Кельнского университета, приором Генрихом Крамером, на церковной латыни Инсисторисом (1430-1505) в 1487 году.

"Молот ведьм" - бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.

Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Руководство для охоты на ведьм переиздавалось, по крайней мере, 13 раз до 1520г. и еще не менее 16 изданий вышло между 1574 и 1669 гг. - многие ранние издания выходили без указания места и времени издания.

Для современного читателя книга представляет несомненный интерес тем, что "Молот ведьм" книга о которой все слышали, но никто не читал. Вот как описывает встречу своего героя с книгой «Молот ведьм» Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы»: «Слишком велика моя ненависть к этому позору человечества… Мне кажется, что я сам становлюсь участником злодеяний и несу за них ответ. Так вот, книга, лежащая перед нами, - это чудовище, замучившее несметное число людей, главным образом женщин. Мне противно трогать ее страницы, с них, кажется, и сейчас капает кровь».

Читатель может составить собственное мнение о книге состоящей из трех частей, первая из которых содержит высказывания отцов церкви и античных мыслителей о дьяволе и его почитательницах. Вторая часть содержит перечень способов, которыми ведьмы вредят честным христианам. А третья - подробные инструкции, как добиться от ведьмы чистосердечного признания в ведовстве, какие пыточные инструменты применять.

Формат: doc / zip

Размер: 400 Кб

Скачать / Download файл

Формат: chtml / zip

Размер: 337 Кб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие С.Лозинского.

Часть I. О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении

· Существует ли колдовство?

· Действует ли дьявол совместно с колдуном?

· Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?

· Какими демонами совершается инкубат и суккубат?

· Откуда берет начало преумножение чародейств?

· О ведьмах, предающихся демонам.

· Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть?

· Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле?

· Придают ли ведьмы людям облики животных?

· Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? Происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения?

· О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам.

· Необходимо ли божье попущение при колдовстве?

· Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: дьявол, виновник всякого зла, впал в грех, прародители тоже впали, вследствие чего чародеяния ведьм с полным правом допускаются богом.

· Рассматривается ужас колдовства.

· Объясняется, что ведьмы околдовывают как невинных, так и грешников.

· Объясняется высказанная истина сравнением чародеяний с другими видами суеверий.

· Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов.

· Указание, как надо проповедовать против пяти возражений мирян, которые пытаются доказать, что бог не дает дьяволу и ведьмам власти производить подобные чародеяния.

Часть II. Вторая часть "молота ведьм" трактует о способах околдования и о том, как таковое можно снять. Она содержит только два главных вопроса, которые, однако, обсуждаются в нескольких главах

· Кому колдун не может вредить.

· Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств?

Глава I. О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия.

Глава II. О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм.

Глава III. О способе, коим ведьмы переносятся с места на место.

Глава IV. О способе, коим ведьмы предаются демонам и инкубам.

Глава V. Об общем способе, коим ведьмы посредством церковных таинств выполняют свои лиходейства, и о способе, коим они имеют обыкновение задерживать производящую силу и насылать другие лишения на все твари, за исключением небесных тел.

Глава VI. О способе, коим ведьмы имеют обыкновение задерживать силу деторождения.

Глава VII. О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена.

Глава VIII. Каким образом ведьмы придают людям облики зверей?

Глава IX. Как демоны проникают в тела и в головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств?

Глава X. О способе, коим демоны с помощью чародейств телесно берут человека в обладание.

Глава XI. О способах, коими ведьмы могут наслать всякого рода болезни с помощью колдовства.

Глава XII. О способе, коим ведьмы насылают другие болезни, и главным образом, на людей.

Глава XIII. О способе, коим повивальные бабки причиняют величайшие вредительства, убивая детей или посвящая их демона.

Глава XIV. Как ведьмы наводят различную порчу на домашний скот?

Глава XV. Как ведьмы производят градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных?

Глава XVI. О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех разделах и в последнем из них - о стрелках из луков.

Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения.

Глава I. Церковные средства против инкубов и суккубов.

Глава II. Средства врачевания для тех, чья способность к соитию околдована.

Глава III. Средства врачевания для обуреваемых чрезвычайной любовью или чрезвычайной ненавистью из-за околдования.

Глава IV. Средства врачевания для тех, у которых, вследствие обмана чувств, устранены детородные органы, а равно и для тех случаев, когда людям придаются личины зверей.

Глава V. Средства врачевания тех, которые стали одержимыми вследствие околдования.

Глава VI. Средства врачевания экзорцизмом против насланных болезней и указания, как экзорцировать одержимых.

Глава VII. Средства против градобития и при лечении околдованных домашних животных Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола.

Глава VIII. Некоторые сокровенные средства против некоторых тайных искушений дьявола.

Часть III. Следует третья часть всего сочинения,

· Рассматривающая способы искоренения или, по крайней мере, наказания ереси подлежащим духовным или светским судом и содержащая тридцать пять вопросов; общий вступительный вопрос предшествует им.

· Каково продолжение процесса?

· Следует третья часть сей последней части: как этот религиозный процесс достойным образом заканчивается заключительным приговором.

Послесловие