Экзаменационные билеты по риторике 11 класс.

(старые, для школ, не перешедших на профильное обучение, 2004/05г.)

Скачать - 25 Кб, doc/zip; 12стр.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ УСТНОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В 2004/05 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12ФЗ с изменениями на 22 августа 2004 года, освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Выпускник XI (XII) класса для итоговой устной аттестации может выбрать любые предметы, изучавшиеся на ступени среднего (полного) общего образования.

На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.

Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

При подготовке к устной итоговой аттестации выпускников рекомендуется учесть особенности изучения различных учебных предметов.

Начальник Управления государственного надзора

по соблюдению законодательства Российской Федерации

в сфере образования В.И. ГРИБАНОВ

Вестник образования № 5–6 10.Март, 2005

РИТОРИКА

Экзаменационные билеты составлены на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову».

Каждый билет содержит три вопроса. Первый – теоретический, требующий знаний риторической теории и истории, второй – практический, дающий возможность показать умения и навыки риторического анализа, третий – творческий, подразумевающий умение быстро подготовить и произнести краткую публичную речь.

Билет № 1

1. Когда, где и почему возникла риторика как наука и мастерство? Назовите имена первых известнейших риторов античности.

2. Прочитайте помещенный ниже текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Бездонно звездное небо. О, Фет, певец бездонности звездной! Зачем жесткое невежество разрушителей лишает меня даже духовной радости читать тебя! <...> Не могу подумать о бездонной бездне звездной, чтобы не вспомнить того, <...> кто сказал: «Меж теми звездами и мною/ Какая-то связь родилась». <...> Это общение с тысячами, с миллиардами светящихся молчаний поднимает ощущение одиночества до степени слияния с беспредельным космосом (С. Волконский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Один в поле не воин (русская пословица).

Билет № 2

1. Как определяется предмет риторики в «Кратком руководстве к красноречию» М.В. Ломоносова и в «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского? Когда появились эти книги? Какова их роль в развитии русской риторической культуры?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

О, звон словесный, как оскорбительно твое трескучее движение! Столь же оскорбительно, как тупая недвижимость невнемлющего молчания. И всегда предносится памяти моей наставление митрополита Филарета: «Да не будет слово твое праздно, да не будет молчание твое бессловесно» (С. Волконский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Друзья познаются в беде (русская пословица).

Билет № 3

1. Какую речь можно назвать эффективной? Почему? Подготовьте полный ответ, приведите примеры такой речи.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Все физически стремится книзу: вода течет в долину, растительность сгущается вкруг вод, люди собираются туда же – внизу людность, вверху одиночество. Вниз тянут нас заботы материальные, вверх зовут интересы духовные, как человек распределен: вверху голова, мысль, духовные стремления, внизу желудок, животные стремления, – так вся природа построена в соответствии с этим двойственным делением живущего в ней человека (С. Волконский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Готовь сани летом, а телегу зимой (русская пословица).

Билет № 4

1. Как можно определить современную риторику? Как это определение отражает особенности современного красноречия?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Есть некая странная, скажу – античная в Пушкине холодность. <...> Как бы близко он ни подошел к вам, он никогда не возьмет вас под руку: в нем нет запанибратства. Как сочетать эту холодность с горячим отношением к жизни?

<...> Никогда горя без надежды! Проливной дождь при ярком солнечном сиянии – вот Пушкин. Удивительное равновесие отражений. Но всякое равновесие холодно, даже равновесие самых горячих ощущений, самых жгучих колебаний. И это равновесие есть та нить, что проходит из прошлого в вечность сквозь игольное ушко смерти (С. Волконский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): С ростом богатства растут и заботы (Гораций. Оды).

Билет № 5

1. Что изучает современная общая риторика? Назовите ее основные разделы. Чем отличаются от нее частные риторики?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Нас воспитывают с пеленок в понятии добра, нас блюдут свободные от повседневного труда зоркие очи родителей, к нам приставлены пестуны. <...> А у них не то. Обессиленные физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, они, тем не менее, сами должны искать путь <...>. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны! (Ф.Н. Плевако).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Взялся за гуж, не говори, что не дюж (русская пословица).

Билет № 6

1. Почему первый закон современной риторики назван законом гармонизирующего диалога? В каком отношении к нему находятся остальные законы риторики?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

...На мимолетных, плохо вяжущихся между собой впечатлениях урядников и полиции построили тяжелое обвинение. Не верьте ему, господа судьи! Но подстрекатели были. Я нашел их и с головой выдаю вашему правосудию: они – подстрекатели, они – зачинщики, они – причина всех причин... Бедность, безысходная бедность, <...> бесправие, беззастенчивая эксплуатация, всех и все доведшая до разорения, – вот они, подстрекатели! (Ф.Н. Плевако).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): О вкусах не спорят. (Латинская пословица, авторство приписывается Плинию Младшему; сравните с русской – «На вкус, на цвет товарища нет».)

Билет № 7

1. Каким принципам речевого поведения должен следовать говорящий, чтобы «возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово»?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Одновременно, потому что одинаково невыносимо всем становилось, вспыхнуло негодование люторовцев против бесцеремонного попирания божеских и человеческих законов, и начали думать они, как им отстоять себя. И за эту драму сидят теперь они перед вами. Вы скажете, что это невероятно. Войдите в зверинец, когда настанет час бросать пищу оголодавшим зверям, войдите в детскую, где проснувшиеся дети не видят няни. Там – одновременное рычание, здесь – одновременный плач. Поищите между ними подстрекателя. И он найдется не в отдельном звере, не в старшем или младшем ребенке, а найдете его в голоде или в страхе, охватившем всех одновременно... (Ф.Н. Плевако).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): О себе самом следует говорить, соблюдая меру, о других – с почтением (латинское изречение).

Билет № 8

1. Почему второй закон риторики назван законом передвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Господа присяжные заседатели! Все, что я до сих пор говорил, походило на спокойный рассказ. Уголовной драмы как будто даже издалека не было видно. Однако же, если вы сообразите все предыдущее, то для вас станет ясно, какая страшная громада навалилась на душу Андреева. С этой минуты, собственно, и начинается защита. В жизни Андреева произошло нечто вроде землетрясения, совсем как в Помпее или на Мартинике. Чудесный климат, все блага природы, ясное небо. Вдруг показывается слабый свет, дымок. Затем черные клубы дыма, гарь, копоть. Все гуще. Вот уже и солнца не видать. Полетели камни. Разливается огненная лава. Гибель грозит отовсюду. Почва колеблется. Безвыходный ужас. Наконец, неожиданный подземный удар, треск, и – все погибло (С.С. Андреевский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет (русская пословица).

Билет № 9

1. О чем говорит третий закон современной риторики? Как он называется? Почему?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Наконец вышел в свет так давно и так нетерпеливо ожиданный перевод Илиады! Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частию устремились на блестящие безделки, когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности, когда поэзия не есть благоговейное служение, но токмо легкомысленное занятие, – с чувством глубоким уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига. Русская Илиада перед нами (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем (русская пословица).

Билет № 10

1. Назовите и сформулируйте четвертый закон современной риторики. Возможны ли его проявления в неприятных или трагических ситуациях? Почему?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апоффегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий.

<...> Нравственные его размышления своею иноческою простотою дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Не стыдно не знать, стыдно не учиться (русская пословица).

Билет № 11

1. Что такое смысловая схема (смысловой эскиз) речи? Для чего она служит? Как ее разработать? Приведите пример, самостоятельно выбрав предмет речи.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. <...> Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму [гонению]; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Кто хочет много знать, тому надо мало спать (русская пословица).

Билет № 12

1. Каковы основные риторические принципы описания? (Сформулируйте их и покажите на одном собственном примере.) Почему работу ритора при создании описания можно назвать режиссурой?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Отрадно предаться безумию тогда, когда это уместно. (Гораций; сравните с русской пословицей «Делу время, потехе час».)

Билет № 13

1. Какие вы знаете риторические стратегии повествования? Используйте один из вариантов, продемонстрировав на собственном примере.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. Его титло: спаситель России; его памятник: скала Cвятой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы еще радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?

И мог ли Барклай де Толли совершить им начатое поприще? Мог ли он остановиться и предложить сражение у курганов Бородина? Мог ли он после ужасной битвы, где равен был неравный спор, отдать Москву Наполеону и стать в бездействии на равнинах Тарутинских? Нет! (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Трудности преодолеваю терпением. (Гораций; сравните с русской пословицей «Терпенье и труд все перетрут».)

Билет № 14

1. Что такое хрия? Почему она занимала и занимает особое положение в общей риторике? Каково происхождение этого термина?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Если мысленно перенесемся мы к 1791 году, если вспомним тогдашние политические обстоятельства, если представим себе силу нашего правительства, наши законы, не изменившиеся со времен Петра I, их строгость, в то время еще не смягченную двадцатипятилетним царствованием Александра, самодержца, умевшего уважать человечество; если подумаем, какие суровые люди окружали еще престол Екатерины, – то преступление Радищева покажется нам действием сумасшедшего. Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины! (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): И дым отечества сладок. (Овидий. Письма с Понта; сравните – Державин: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен» и Грибоедов: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой,/ И дым Отечества нам сладок и приятен!»)

Билет № 15

1. Какова структура строгой хрии? Возьмите любую тему и покажите, как строить рассуждение в соответствии со структурой строгой хрии.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Если б «Недоросль», сей единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор, если б «Недоросль» явился в наше время, то в наших журналах, посмеясь над правописанием Фонвизина, с ужасом заметили бы, что Простакова бранит Палашку канальей и собачьей дочерью, а себя сравнивает с сукою (!!). «Что скажут дамы! – воскликнул бы критик, – ведь эта комедия может попасться дамам!» – В самом деле страшно! Что за нежный и разборчивый язык должны употреблять господа сии с дамами! Где бы, как бы послушать (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Поспешишь – людей насмешишь (русская пословица).

Билет № 16

1. Чем отличается структура обратной хрии от структуры хрии строгой? Возьмите любую тему и покажите, как строить рассуждение в соответствии со структурой обратной хрии.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Для тех, которые любят Катулла, Грессета и Вольтера, для тех, которые любят поэзию не только в ее лирических порывах или в унылом вдохновении элегии, не только в обширных созданиях драмы и эпопеи, но и в игривости шутки, и в забавах ума, вдохновенных ясной веселостию. Искренность драгоценна в поэте. Нам приятно видеть поэта во всех состояниях, изменениях его живой и творческой души: и в печали, и в радости, и в парениях восторга, и в отдохновении чувств, и в Ювенальном негодовании, и в маленькой досаде на скучного соседа... (А.С. Пушкин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Каждый сам своего счастья кузнец. (Латинская пословица; сравните с аналогичной русской.)

Билет № 17

1. Что общего и что различного между метафорой и метонимией? Как они используются в речи? Приведите примеры, самостоятельно выбрав предмет речи.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Мои дорогие сограждане, матери, жены и сестры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжкие раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием... (А. Ахматова).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Поэтами рождаются, ораторами становятся (латинское изречение).

Билет № 18

1. Чем хороша ирония в качестве риторического средства? Расскажите об иронии Сократа: в чем ее особенности?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.

<...> Нет, город, вырастивший таких женщин, не может быть побежден. Мы, ленинградцы, переживаем тяжелые дни, но мы знаем, что вместе с нами вся наша земля, все ее люди. Мы чувствуем их тревогу за нас, их любовь и помощь. Мы благодарны им, и мы обещаем, что мы будем все время стойки и мужественны... (А. Ахматова).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Вершины достигаются не сразу, мастерство приобретается постепенно (латинское изречение).

Билет № 19

1. Что общего между иронией и парадоксом? Как используется парадокс в речи?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Памятник Пушкина был и моей первой встречей с черным и белым: такой черный! такая белая! <...> – и так как черный был явлен гигантом, а белый – комической фигуркой, и так непременно нужно выбрать, я тогда же и навсегда выбрала черного, а не белого, черное, а не белое: черную думу, черную долю, черную жизнь (М. Цветаева).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Договоры следует выполнять. (Латинское изречение, до сих пор служащее одним из основных положений международного права.)

Билет № 20

1. В чем риторические выгоды и опасности намека?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Поэзия и проза, как в древней России, так и в новой, образовали единый поток, который нес на своих волнах, очень беспокойных, но очень мощных, драгоценную ношу русской культуры. В новейшее время этот поток обнаруживает наклонность разбиваться на отдельные ручейки.

Явление грозное, но, конечно, временное, как карточная система продовольствия. Поток, разбиваясь на ручейки, может потерять силу и не донести драгоценной ноши, бросив ее на разграбление хищникам, которых у нас всегда было и есть довольно (А. Блок).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): В здоровом теле – здоровый дух (латинская пословица).

Билет № 21

1. Что такое риторическая фигура? Назовите основные группы риторических фигур и приведите примеры.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что все те, от лица которых я говорю, радостно и с ясной душой приветствуют вас как поэта, но ясность эта омрачена горькой заботой о том, как бы вас уберечь. Потерять поэта очень легко, но приобрести поэта очень трудно: а поэтов, как вы, на свете сейчас очень немного. <...> Самое чудесное здесь то, что многое пройдет, что нам кажется незыблемым, а ритмы не пройдут, ибо они текучи, они, как время, неизменное в своей текучести. Вот почему вас, носителя этих ритмов, поэта, мастера, которому они послушны, сложный музыкальный инструмент, мы хотели бы и будем стараться уберечь от всего, заграждающего путь музыкальной волне (А. Блок. Юбилейное приветствие М. Кузмину. 20 сентября 1920 г.).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Всем, сколько можешь, помогай (латинское изречение).

Билет № 22

1. В чем, по вашему мнению, состоит долг современного оратора? Докажите вашу точку зрения.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Кончая обвинение, я не могу не повторить, что такое дело, как настоящее, для разрешения своего потребует больших усилий ума и совести. Но я уверен, что вы не отступите перед трудностью задачи <...>. Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное, нахожу, что, постановив жесткий приговор над своею бедною и ни в чем не повинною женою, он со всей строгостью привел его в исполнение. Если вы, господа присяжные, вынесете из дела такое же убеждение, как и я, если мои доводы подтвердят в вас это убеждение, то я думаю, что не далее как через несколько часов, подсудимый услышит из ваших уст приговор, конечно, менее строгий, но, без сомнения, более справедливый, чем тот, который он сам произнес над своею женою (А.Ф. Кони).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Жареный голубь не залетит тебе в рот (средневековая латинская пословица).

Билет № 23

1. Каковы задачи оратора во введении к речи? А в заключении? С помощью каких риторических средств эти задачи выполняются?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Вечный визг махового колеса, адский шум машин <...>, около которых ютятся как мало значащие винтики рабочие люди... Машина блестит чистотой и изяществом своих частей, и только они, заменимые в случае порчи, винтики, чужды любви и внимания. Это ли условие подъема личности? Выйдем из фабрики... Кое-где виднеется церковь, одна-две школы, а ближе и дальше – десятки кабаков и притонов разгула. Это ли здоровое условие нравственного роста? Есть кое-где шкаф с книгами, а фабрика окружена десятками подвалов с хмельным, все заботы утоляющим вином. Это ли классический путь к душевному оздоровлению рабочего <..>? Пожалеем его (Ф.Н. Плевако).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Не для школы, а для жизни мы учимся (латинское изречение).

Билет № 24

1. Что такое эпидейктическая речь? В каких ситуациях она возникает? Каковы ее подлинные темы и что может служить ее предметом?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Но все же эти люди, куда бы вы ни послали их, – к станку или в тюрьму и ссылку, услышав в вашем приговоре голос, осторожный в признании вины и свободный в приложении милости, исполнятся чувства нравственного удовлетворения. Они увидят, <..> что и им, воздавая по заслугам, судейская совесть сотворила написанное на роду милосердие, внушенное русскому правосудию с высоты первовластия. И пусть из их груди, чуткой ко всякой правде, им дарованной, дорожащей всякою крупицей внимания со стороны вашей, вырвутся благодарные клики, обращенные к тому, чьим именем творится суд на Руси, клики, какие, правда, по иным побуждениям вырывались из груди гладиаторов Рима: «Vive, Caesar, morituri te salutant!», «Слава, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» (Ф.Н. Плевако).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): За все браться – ничего не сделать (русская пословица).

Билет № 25

1. Что такое аргументирующая речь? В каких ситуациях она появляется? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела, почему Гомер дает ему эпитет крылатого. Оно льется, как водный поток, и блестит, как небесный свет. Речь и река происходят от одного корня; мы говорим: течение речи, плавная (от глагола плыть) речь; русское баять имеет при себе в прочих индоевропейских языках родственные слова со значением света; припомним выражения: красно говорить, красная речь. Под влиянием таких воззрений слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии (А.Н. Афанасьев).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Не давши слова – крепись, а давши – держись (русская пословица).

Билет № 26

1. Какой может быть тактика оратора в аргументирующей речи в зависимости от настроения аудитории?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, <...> короче сказать: слово это может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей божественной природы... (А.Н. Афанасьев).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Капля долбит камень не силой, но частым паденьем. (Овидий. Послание с Понта; сравните со сходной по смыслу русской пословицей «Капля камень долбит (точит)».)

Билет № 27

1. Как управлять вниманием слушателей? Как использовать имеющиеся у аудитории интересы и как создавать новые? Что еще важно, чтобы овладеть и управлять вниманием?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою (Л.Н. Толстой).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Мы можем столько, сколько мы знаем (латинская пословица).

Билет № 28

1. Какое из свойств хорошего собеседника самое важное? Чем отличается «я-подход» в беседе от «ты-подхода»?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единства всего дерева (М.М. Пришвин).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Если живешь в Риме – живи по римским обычаям. (Латинская пословица; сравните с русской «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».)

Билет № 29

1. Назовите основные фазы светской беседы. Определите главные задачи собеседников на каждом этапе.

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже все до последней нотки фальшивое, и тогда она принята и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но все-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою (Ф.М. Достоевский).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (русская пословица).

Билет № 30

1. Как определить сущность деловой беседы? Как к ней готовиться?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Какое мне дело до этих греков и римлян? Они умерли и мертвы, а мы живы. Что они могут мне рассказать, чего бы я не знал не хуже их?.. Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои... Друзья мои, ну и улов!, я вытягивал таких карпов, таких щук! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных... и они жили, плясали... А я-то считал их мертвыми! (Ромен Роллан).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь (русская пословица).

Билет № 31

1. Назовите основные этапы беседы, разрешающей конфликт. Каковы основные задачи говорящего на каждом этапе? Какие ошибки можно сделать на каждом этапе и как их избежать?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Вся русская иконопись представляет собой отклик на эту беспредельную скорбь существования – ту самую, которая выразилась в евангельских словах: «Душа моя скорбит смертельно». Только теперь, в дни мировой войны, мы почувствовали весь ужас этой скорби; но по этому самому именно теперь более, чем когдалибо, мы в состоянии понять захватывающую жизненную драму иконы. Только теперь нам начинает открываться и ее радость, потому что теперь, после всего того, что мы перетерпели, – мы жить не можем без этой радости. Мы почувствовали, наконец, как она глубоко выстрадана, сколько видела икона многовековых терзаний души народной, сколько слез перед нею пролито и как властно звучит ее ответ на эти слезы (Е.Н. Трубецкой).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Труд человека кормит, а лень портит (русская пословица).

Билет № 32

1. Какие ошибки и уловки спорщики допускают по отношению к тезису спора? К аргументам? К демонстрации?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Отсутствие сопротивления будет источником великого соблазна для народов! Чтобы они не вообразили, что царство звериное есть все во всем, надо положить конец этой нечестивой и безобразной его похвальбе. Пусть видят народы, что мир управляется не одним животным эгоизмом и не одной техникой. Пусть явится в человеческих делах и в особенности в делах России и высшая духовная сила, которая борется за смысл мира. Будем помнить, что мы боремся, и пусть эта мысль удесятерит наши силы. И да будет наша выстраданная победа предвестницей той величайшей радости, которая покрывает всю беспредельную скорбь и муку нашего существования (Е.Н. Трубецкой).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Береги платье с нова, а честь смолоду. (Русская пословица; сравните с эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Береги честь смолоду.)

Билет № 33

1. Как охарактеризовать тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре? Что нужно контролировать? Чего избегать? К чему стремиться?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Подобно пестрому платью, украшенному всевозможными цветами, демократия пестрит всевозможными нравами; и как женщинам и детям нравится пестрое, так и она вследствие этого многим кажется прекрасною. Кто хочет заниматься государственным строительством, тот пусть идет в демократию; там, как на ярмарке форм общежития, он найдет все, что ему нравится. В образцах недостатка не будет. В этом государстве нет необходимости быть способным к правлению, чтобы управлять, и нет надобности подчиняться управлению, если этого не хочешь; нет нужды воевать, когда воюют другие, ни жить в мире, когда другие заключают мир, разве что сам захочешь мира. И если тебе придет в голову, ты можешь там судить и властвовать, хотя бы закон тебе воспрещал и то и другое. Чем это – не сладкая и не божественная жизнь? (Платон).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): В чужом глазу сучок велик, а в своем и бревна не видит. (Русская пословица, возникшая на основе евангельского источника; сравните «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» – Евангелие от Матфея. Гл. 7:3–5.)

Билет № 34

1. Что такое риторический идеал? Как охарактеризовать риторический идеал софистов? Сократа (Платона)?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Есть дивный поэтический образ, который как нельзя более ярко олицетворяет самую сущность наших современных переживаний. Это – древнее сказание о городе Китеже, чудесно спасшемся в дни татарского нашествия. Геройски пали его защитники; но, по молитве святых, рука Всевышнего покрыла город; он стал невидим и не откроется до самого пришествия Христова; только прошедшие через многотрудный подвиг любви и самоотвержения слышат колокольный звон невидимых церквей и видят их умными очами. И вот теперь мне кажется, что сказание становится былью. Душе открылись невидимые храмы, и ухо явственно слышит их звон, зовущий к радости. Он возвещает нам победу смысла над бессмыслицей и торжество жизни над смертью (Е.Н. Трубецкой).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент до 5 минут): Без труда не вынешь и рыбку из пруда (русская пословица).

Билет № 35

1. Каковы истоки и основные особенности русского риторического идеала?

2. Прочитайте текст. Какие риторические тропы и фигуры вы можете указать в приведенном отрывке? Какова их роль?

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да и светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Евангелие от Матфея).

3. Придумайте содержание и произнесите речь-рассуждение на следующую тему (регламент 5 минут): Что посеешь, то и пожнешь (русская пословица).

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и другие предметы.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее <