Экзаменационные билеты по обществознанию 11 класс.

(новые, для школ, перешедших на профильное обучение, 2006г.)

Скачать - 113 Кб, doc/zip; 12стр.

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ

ПЕРЕХОД НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 20 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение. Они позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня (базового или профильного), на котором велось обучение по предмету.

Образовательным учреждениям, не перешедшим на профильное обучение, рекомендуются примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, опубликованные в предыдущем году в журнале «Вестник образования» (№ 5–6, 2005) и размещенные в этом году на сайте журнала www.vestnik.edu.ru.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. № 135).

Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: экзамен по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).

Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня, на котором велось обучение по предмету (базового или профильного). Экзаменационные билеты разработаны по 20 общеобразовательным предметам:

1. Русский язык

2. Литература

3. Иностранный язык

4. Алгебра и начала анализа

5. Геометрия

6. История России

7. Всеобщая история

8. Обществознание

9. Экономика

10. Право

11. География

12. Физика

13. Химия

14. Биология

15. Естествознание

16. Информатика и ИКТ

17. Мировая художественная культура (МХК)

18. Технология

19. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

20. Физическая культура

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 25 билетов, каждый билет включает три вопроса (за исключением комплекта по естествознанию, где предложено по два вопроса в билете). К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки об особенностях проведения устного экзамена по предмету. В них объяснена принципиальная разница между комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета и комплектами, составленными с учетом профильного уровня изучения предмета, дана характеристика структуры экзаменационного билета в целом, прокомментированы различия первого, второго и третьего вопросов билета. Во всех пояснительных записках указано примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, описаны подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер, даны разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения.

Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер: общеобразовательное учреждение имеет право в экзаменационный материал внести изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение; частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать собственные экзаменационные материалы для проведения экзаменов по выбору в устной форме.

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

Руководитель В. БОЛОТОВ

Вестник образования № 5–6 26.Март, 2006

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – XI класс

Предлагаемые примерные комплекты билетов по обществознанию подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. С учетом переходного периода в билеты для базового уровня включались вопросы, отражающие содержание, имеющееся одновременно в нормативных документах как 1998–1999 гг., так и 2004 г. («область совпадения») и, следовательно, освещаемое во всех учебниках по обществознанию, рекомендованных для использования в 2000–2005 гг. Предлагаемый экзаменационный материал базового уровня не зависит от конкретного учебника по предмету. В билеты с учетом профильного уровня включались вопросы, не входившие в нормативные документы 1998–1999 гг. Поэтому для сдающих экзамен по обществознанию потребуется привлечение адресованной школьникам дополнительной учебной литературы, более обстоятельно раскрывающей вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.).

Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах.

Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.

Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:

• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

• верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни

общества как целостной системы);

• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);

• показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

• на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.

Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Оценка ответа на третий вопрос связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.);

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

• предвидеть последствия определенных социальных действий.

Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.

Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Билет № 1

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

2. Духовный мир личности. Мировоззрение.

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

Билет № 2

1. Правовое государство.

2. Свобода в деятельности человека.

3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.

Билет № 3

1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

2. Религия как феномен культуры.

3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

Билет № 4

1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.

2. Потребности и интересы.

3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.

Билет № 5

1. Основные институты общества.

2. Познание мира. Виды человеческих знаний.

3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

• свобода высказывания мнений;

• свобода мысли и свобода выбора;

• равенство людей перед законом;

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;

• отсутствие бюрократизма;

• гласность.

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития.

2. Понятие истины, ее критерии.

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 7

1. Понятие общественного прогресса.

2. Политический процесс.

3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

Билет № 8

1. Экономика и экономическая наука.

2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.

Билет № 9

1. Рынок труда. Безработица.

2. Наука. Естественные и социальногуманитарные науки.

3. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи». Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Билет № 10

1. Спрос и предложение.

2. Мораль, ее категории.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

Билет № 11

1. Роль государства в экономике.

2. Искусство, его формы, основные направления.

3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», – говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.

Билет № 12

1. Государственный бюджет.

2. Избирательная кампания в Российской Федерации.

3. Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.

Билет № 13

1. Экономический рост и развитие.

2. Социализация индивида.

3. На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.

Билет № 14

1. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

2. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.

Билет № 15

1. Социальные группы.

2. Общественная значимость и личностный смысл образования.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Билет № 16

1. Социальная стратификация.

2. Отклоняющееся поведение и его типы.

3. У французского писателя и философа XVII в. Блеза Паскаля есть такие высказывания:

А) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все наши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».

В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым».

Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

Билет № 17

1. Виды социальных норм. Социальный контроль.

2. Понятие власти.

3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.

Билет № 18

1. Социальный конфликт.

2. Государство, его функции.

3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

Билет № 19

1. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

2. Типология политических режимов.

3. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, повашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?

А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).

Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский).

В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу,

людей и самого себя» (Н.И. Пирогов).

Билет № 20

1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

2. Политическая система.

3. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.

Билет № 21

1. Семья и брак.

2. Демократия, ее основные ценности и признаки.

3. Утверждают, что к концу XX в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.

Билет № 22

1. Право в системе социальных норм.

2. Гражданское общество и государство.

3. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.

Билет № 23

1. Система российского права.

2. Политические партии и движения.

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

Билет № 24

1. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

2. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.

3. Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца – значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие – мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.

Билет № 25

1. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2. Научное познание. Основные особенности научного мышления.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения?

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.

Аргументируйте свой ответ.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Билет №1

1. Человек как результат биологической и социально-культурной эволюции.

2. Политическая система, ее структура и функции.

3. Сформулируйте критерии сопоставления различных типов обществ: традиционного, индустриального, постиндустриального. Проведите по данным критериям сравнительный анализ характеристик этих обществ. Оформите результаты в сравнительную таблицу.

Билет № 2

1. Свобода и необходимость в деятельности человека.

2. Государство в политической системе. Понятие бюрократии.

3. Исследуя человеческую деятельность, ученые выделяют ее парные разновидности: а) материальная – духовная; б) индивидуальная – коллективная; в) репродуктивная – творческая. Определите основания каждой из классификаций. Покажите проявления репродуктивной и творческой деятельности на примере игры.

Билет № 3

1. Религия как одна из форм культуры. Принцип свободы совести.

2. Этническое многообразие современного мира. Межнациональное сотрудничество и конфликты.

3. Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни. Определите основные функции каждого из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.

Билет № 4

1. Научное познание. Дифференциация и интеграция научного знания.

2. Конституционные основы социальной политики в Российской Федерации.

3. Составьте два небольших текста сообщений на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное наследие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.

Билет № 5

1. Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума.

2. Демократия, ее основные ценности и принципы.

3. Ниже приведены статистические данные, отражающие изменение числа приверженцев мировых религий, а также изменение численности нерелигиозного населения за 60-летний период.

Какие выводы об эволюции числа адептов мировых религий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие факторы оказали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующие годы? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.

Билет № 6

1. Массовая культура, ее основные направления, формы и жанры.

2. Малая группа. Межличностные отношения в группе.

3. Японский публицист в начале прошлого века писал: «Мне представляется, что цивилизация путем лжесовершенствования и приукрашивания интеллекта уводит человека от природы и заставляет его вести образ жизни, который с точки зрения физиологии вреден, а с точки зрения морали лжив».

О какой цивилизации, на ваш взгляд, говорит автор? Что лежит в основе вашего вывода? Разделяете ли вы взгляд публициста на эту цивилизацию?

Билет № 7

1. Социальные науки, их классификация. Особенности социального познания.

2. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

3. Покажите на конкретном материале связь реформ и революций. Из истории и современной жизни приведите примеры реформ, которые:

А) Подтолкнули, спровоцировали революцию.

Б) По оценкам исследователей предотвратили возможную революцию.

В) Явились следствием революции.

Билет № 8

1. Многообразие форм общественного развития. Типология обществ.

2. Политическая элита, политическое лидерство.

3. Ниже приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт.

Совместное проживание, эмоциональная связь, заключение брачного контракта, первичная социализация детей, юридические права супругов, совместное ведение хозяйства, взаимная моральная поддержка.

Билет № 9

1. Общество как система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

2. Общение как обмен информацией и межличностное взаимодействие.

3. Покажите на конкретных примерах, чем престижность профессий отличается от их социальной востребованности. Укажите факторы, которыми вы лично собираетесь руководствоваться при выборе будущей профессии. Проранжируйте эти факторы, начиная с наиболее для вас значимых и кончая наименее значимыми.

Билет № 10

1. Политический режим, типы политических режимов.

2. Сущность, проявления и последствия глобализации в современном обществе.

3. Психологи провели следующий эксперимент. Ученикам V класса, внутригрупповые отношения в котором отличались соперничеством, часто переходящим в конфликты, предложили выполнить задание-проект, основанное на технике составления картинки-головоломки. Класс разделили на шесть групп, каждая из которых получила свой фрагмент биографии выдающегося деятеля. При этом каждая группа должна была составить полное представление о биографии этого человека. После работы по выполнению задания уровень сплоченности в группе возрос, конфликтов стало существенно меньше.

Раскройте суть стратегии по укреплению внутригрупповой сплоченности, использованной в данном случае. Опираясь на знания из курса и собственный опыт, укажите другие способы ослабления соперничества и конфликтов в малой группе.

Билет № 11

1. Общественный прогресс, его критерии, противоречия, «цена».

2. Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания.

3. Немецкий социолог М. Вебер так описывал следующую ситуацию: «Крестьяне со своей продукцией (чаще всего это ткани) приезжают в город, продают ее за установленную плату скупщику, у которого свой устоявшийся круг клиентов. Последние доставляют товар непосредственно покупателю. Скупщик имеет небольшой, но устойчивый доход, ведет размеренную жизнь семейного человека».

Какому типу общества соответствует данная ситуация? Опираясь на знания, полученные при изучении курса, назовите основные черты этого общества.

Билет № 12

1. Социальная стратификация, ее критерии. Проблема социальной справедливости.

2. Мировоззрение, его виды и формы.

3. В рамках изучения социологическими службами общественного мнения в конце 2005 г. ставился вопрос о том, сколько и каких партий необходимо сейчас нашей стране. Были получены следующие данные: 38% опрошенных считают, что России необходима одна сильная правящая партия, 39% предпочли бы две или три большие партии, 4% – много относительно небольших партий, а 7% утверждают, что политические партии вообще не нужны. Чаще всего в пользу однопартийной системы высказываются сторонники КПРФ (44%) и «Единой России» (42%), а также 53% склонных голосовать против всех.

Проанализируйте представленные данные. Опираясь на знания, полученные при изучении курса и собственный социальный опыт, объясните причины выбора модели однопартийной системы представителями указанных групп. Как бы вы ответили на поставленный вопрос? Почему?

Билет № 13

1. Социальная мобильность, ее виды, социальные «лифты».

2. Индивид, индивидуальность, личность. Политическая идеология. Роль идеологии в политической жизни.

3. В современных производствах на одно рабочее место, требующее преимущественно физических усилий работника, приходится четыре-пять мест, требующих умственного труда. О какой особенности постиндустриального общества говорит данный факт? Назовите другие черты этого общества.

Билет № 14

1. Мышление и деятельность

2. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

3. В Италии президента избирают члены обеих палат парламента, а также представители областей. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать две трети голосов. Президент избирается сроком на семь лет.

Можно ли на основании приведенных фактов утверждать, что в Италии существует президентская республика? Свой вывод обоснуйте.

Билет № 15

1. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.

2. Глобальные проблемы современности, их сущность, проявления, пути разрешения.

3. Исследователи различают стили лидерства по тому, ориентируется ли лидер на решение задачи или у него на первом плане сохранение хороших отношений в группе. Опираясь на знания, полученные при изучении курса и собственный социальный опыт, покажите сильные и слабые стороны каждой из этих моделей лидерства. В каких ситуациях эффективна та или иная модель?

Билет № 16

1. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

2. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.

3. Уже в первый год прихода Гитлера к власти в Германии были осуществлены следующие меры: введен запрет на свободный выезд граждан из страны, опубликованы «черные» списки «неистинных немецких писателей», издан закон об обеспечении единства партии и государства, день 1 мая объявлен праздником национального труда.

Какие черты тоталитарного режима проявились в этих фактах? Опираясь на знания из курса, назовите другие черты тоталитаризма.

Билет № 17

1. Человек в политической жизни. Политическое участие.

2. Социальный конфликт и пути его разрешения.

3. Проанализируйте статистические данные, приведенные в таблице.

Доля выпускников наших вузов, устроившихся по специальности (в %)

Представьте данную статистическую информацию в форме круговой диаграммы. Какую тенденцию отражают эти данные? В чем ее причины?

Билет № 18

1. Правовое государство и гражданское общество, их взаимосвязь.

2. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры.

3. Изучите приведенную ниже таблицу.

Структура капитала в странах Запада (в %)

Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе.

Билет № 19

1. Истина, ее критерии. Относительность истины.

2. Общественная и личная значимость образования в современном мире.

3. Классный руководитель объявил на родительском собрании, что располагает некоторыми денежными средствами, которые можно потратить либо на закупку специальной учебной литературы для учащихся, либо на ремонт классного помещения, либо на экскурсионную поездку всем классом в каникулы. Мнения родителей разделились, возник спор. Опираясь на знания, полученные при изучении курса, собственный опыт, опишите возможные модели поведения в рамках данного конфликта: соперничество, поиск компромисса, уклонение, сотрудничество.

Билет № 20

1. Социальные статусы и роли. Социальные роли в юношеском возрасте.

2. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.

3. Немецкий социолог М. Вебер так описывал следующую ситуацию: «Молодой человек из среды скупщиков переселяется из города в деревню, тщательно подбирает ткачей, усиливает контроль за ними. Одновременно он устанавливает связь с магазинами розничной торговли, лично встречается с покупателями, стремится, чтобы качество продукции «было им по вкусу», полученные доходы вкладывает в развитие производства».

О становлении какого типа общества свидетельствует данная ситуация? Используя полученные при изучении курса знания, укажите основные черты, присущие данному обществу.

Билет № 21

1. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

2. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

3. Немецкий философ Гегель утверждал: «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается». Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие этот вывод.

Билет № 22

1. Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности.

2. Роль СМИ в жизни современного общества.

3. «Цель общества состоит не в придумывании мнимых свобод, которые могут обернуться полной анархией, а в защите существующих свобод, основывающихся на традиции».

Приверженцу какой идеологии могут принадлежать эти слова? Что привело вас к такому выводу? Используя полученные при изучении курса знания, укажите, какие еще идеи присущи этой системе взглядов.

Билет № 23

1. Политический конфликт, пути его урегулирования.

2. Противоречивость и неравномерность общественного развития.

3. 1400 лет тому назад Маконский церковный собор перевесом лишь в один голос пришел к заключению, что у женщины, хотя существа и низшего, все же имеется душа, хотя не столь «качественная», как у мужчины.

Какой гендерный стереотип нашел отражение в этом факте? Приведите примеры гендерных стереотипов, которые существуют в нашем обществе.

Билет № 24

1. Сущность и факторы процесса социализации личности.

2. Политическая идеология. Роль идеологии в политической жизни.

3. Опрос населения, проведенный в конце 2005 г. по проблеме коррумпированности руководителей разного уровня, выявил следующие данные. Почти половина (45%) опрошенных сочла, что за последние 6 лет воровства и коррупции в руководстве страны стало больше, 38% считают, что этих явлений столько же, сколько было ранее, 10% полагают, что их стало меньше, 7% затруднились ответить. Из респондентов моложе 40 лет рост коррумпированности отмечают 38%, снижение – 43%; после 40 лет соотношение мнений меняется: 51% указывают на рост, 34% – на снижение уровня коррумпированности.

Проанализируйте представленные данные. Как возрастные характеристики влияют на оценку степени коррумпированности? Чем это можно объяснить? При ответе на последний вопрос используйте знания, полученные при изучении курса, и собственный социальный опыт.

Билет № 25

1. Формации и цивилизации.

2. Интеграция в малых группах различного уровня. Групповая сплоченность.

3. Проанализируйте данные социологических опросов, представленные в приведенной ниже таблице. Респонденты отвечали на вопрос: какой политики должно придерживаться наше правительство в условиях роста числа приезжающих из других стран?

Преобразуйте данную информацию из табличной формы в форму столбчатой диаграммы. Что можно сказать о динамике общественного мнения по данному вопросу? Чем можно объяснить изменения?

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание:

К уроку

Экзамены, тесты

Рефераты

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и др.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее <