Экзаменационные билеты - Технология, 11 класс.

(новые, для школ, перешедших на профильное обучение, 2006г.)

Скачать - 34 Кб, doc/zip; 23стр.

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ

ПЕРЕХОД НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что подготовлены новые комплекты примерных билетов по 20 предметам федерального базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Новые комплекты экзаменационных билетов разработаны для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение. Они позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня (базового или профильного), на котором велось обучение по предмету.

Образовательным учреждениям, не перешедшим на профильное обучение, рекомендуются примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, опубликованные в предыдущем году в журнале «Вестник образования» (№ 5–6, 2005) и размещенные в этом году на сайте журнала www.vestnik.edu.ru.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 с изменениями от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. № 135).

Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: экзамен по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).

Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня, на котором велось обучение по предмету (базового или профильного). Экзаменационные билеты разработаны по 20 общеобразовательным предметам:

1. Русский язык

2. Литература

3. Иностранный язык

4. Алгебра и начала анализа

5. Геометрия

6. История России

7. Всеобщая история

8. Обществознание

9. Экономика

10. Право

11. География

12. Физика

13. Химия

14. Биология

15. Естествознание

16. Информатика и ИКТ

17. Мировая художественная культура (МХК)

18. Технология

19. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

20. Физическая культура

Каждый экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 25 билетов, каждый билет включает три вопроса (за исключением комплекта по естествознанию, где предложено по два вопроса в билете). К экзаменационным билетам по всем предметам разработаны краткие пояснительные записки об особенностях проведения устного экзамена по предмету. В них объяснена принципиальная разница между комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета и комплектами, составленными с учетом профильного уровня изучения предмета, дана характеристика структуры экзаменационного билета в целом, прокомментированы различия первого, второго и третьего вопросов билета. Во всех пояснительных записках указано примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, описаны подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие рекомендательный характер, даны разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне общеобразовательного учреждения.

Билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер: общеобразовательное учреждение имеет право в экзаменационный материал внести изменения, учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой строилось обучение; частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать собственные экзаменационные материалы для проведения экзаменов по выбору в устной форме.

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

Руководитель В. БОЛОТОВ

Вестник образования № 5–6 26.Март, 2006

ТЕХНОЛОГИЯ

Примерные экзаменационные билеты по технологии составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Сочетание требований этих двух нормативных документов обеспечивается наличием трех вариантов комплектов примерных билетов для базового уровня. Эти варианты разработаны с учетом основных направлений технологической подготовки в учебных заведениях различного типа в переходный период, что предоставляет руководителям учебных учреждений возможность выбрать вариант, наиболее соответствующий их технологической подготовке, или, используя предложенные вопросы, составить свой вариант билетов.

Экзамен по технологии проводится по выбору выпускников. В практике проведения экзаменов по технологии для выпускников XI классов существуют следующие формы: экзамен по билетам, собеседование, защита творческого проекта. Анализ опыта школ по проведению экзамена по технологии показал, что его можно проводить в два этапа: на первом этапе выполняется практическая работа (или защита проекта), которая занимает достаточно много времени, на втором этапе выпускники отвечают на теоретические вопросы.

В экзаменационный комплект рекомендуется включать не более 30 билетов (увеличение их числа не будет содействовать нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена).

Принципиальное различие между комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета, и комплектами, составленными с учетом профильного уровня, состоит в том, что технологическая подготовка выпускника по выбранному профилю включает в себя как специальные технологические знания и умения, так и углубленную общетехнологическую подготовку, что нашло свое отражение в соответствующих комплектах экзаменационных билетов.

Объем проверяемых знаний и умений, заложенный в комплектах билетов, соответствует обязательному минимуму, определенному в федеральном компоненте государственного стандарта по технологии.

Экзаменационные вопросы составлены таким образом, что их содержание охватывает все основные разделы и темы образовательной области «Технология». В каждый билет включены два вопроса из разных разделов программы с целью расширения проверяемого круга знаний выпускника и практическое задание. Государственный экзамен по технологии на базовом уровне должен определить у учащихся уровень технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, и деловых межличностных отношений, а также оценить уровень приобретенных умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовой адаптации на основе профессионального самоопределения.

Выполнение практической работы предлагается с целью выявления специальных трудовых навыков, учитывая, что технология – основная практико-ориентированная образовательная область в школе. Выполнение практической работы должно наглядно демонстрировать сформированность:

– технологических умений по владению ручным инструментом;

– навыков работы на различном оборудовании;

– умения читать и применять в работе технологическую документацию;

– применения на практике знаний по материаловедению, правильных безопасных приемов работы и т.д.

Практическая работа в третьем вопросе билета может быть заменена презентацией творческого проекта. Выполнение и защита творческого проекта позволяет наиболее объективно оценить творческий потенциал выпускника. В приложении к методическим рекомендациям предлагаются примерные направления исследований в творческих проектах.

Примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу на теоретические вопросы – 50 минут, а на выполнение практической работы – не менее двух часов.

Итоговая отметка за ответ выпускника на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:

– логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

– правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

– верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные технологические процессы, выделяя их существенные признаки;

– обнаружил умение подбирать материалы и средства труда в соответствии с целями деятельности;

– проявил умение оценивать экологические последствия применения различных технологий.

Не влияют на отметку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил незначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Оценка ответа на третий вопрос (выполнение практической работы) связана прежде всего с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в практической работе задания могут быть востребованы умения:

– рационально выбирать, размещать и применять материалы, инструменты и оборудование;

– использовать безопасные приемы труда в технологическом процессе;

– контролировать ход процесса и результаты своего труда;

– осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.);

– осуществлять необходимые вычисления на условных примерах.

Для оценки результатов практических работ желательно разработать карты пооперационного контроля, по которым легко определить степень владения безопасными приемами труда, умение выбирать инструменты, приспособления и материалы для работы, понимание технологической документации, точность и аккуратность выполнения технологического задания. Экзаменационная комиссия может с высокой точностью и объективностью оценить все эти параметры при выполнении учащимися технологических операций.

В зависимости от условий практические работы могут выполняться выпускниками как индивидуально, так и фронтально по двум-трем выбранным вариантам. Фронтальное проведение практической работы позволяет объективно оценить уровень сформированности практических умений по заранее разработанной карте пооперационного контроля*, так как мельчайшие детали практической работы всех выпускников оцениваются одинаковым количеством баллов по одинаковым количественным и качественным критериям. Такая система позволяет провести проверку и оценку практических работ не только быстро, но и объективно.

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

•пояснительная записка: общее оформление, обоснование проекта и формулировка задач, разработка опорной схемы размышления, анализ идей, технология изготовления изделия, экологическая, эстетическая, экономическая оценка изделия, описание окончательного варианта проекта;

•изделие: оригинальность конструкции, качество, практическая значимость;

•презентация проекта: формулировка проблемы, четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний и эрудиция, самооценка, ответы на вопросы.

Экзаменационная комиссия должна обратить особое внимание на определение следующих качеств выпускников:

а) способность определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в производстве;

б) умение находить и использовать необходимую информацию;

в) умение выдвигать план решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) способность планировать, организовывать и выполнять работу;

д) умение оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продуктов деятельности.

Предложенные выше рекомендации по оценке ответов не носят исчерпывающего характера, а являются лишь общим ориентиром.

В качестве аудиторий для проведения экзаменов целесообразно использовать школьные кабинеты и мастерские, обстановка которых привычна участникам и настраивает их на работу. В помещениях необходимо обеспечивать комфортные условия: тишина, чистота, свежий воздух, достаточная освещенность рабочих мест, температура 20–22 °С, влажность 40–60%.

Для выполнения практических работ у каждого участника должно быть свое рабочее место, оснащенное всем необходимым для работы. Например, в швейной мастерской должно быть оборудовано не менее двух рабочих мест для ВТО: гладильная доска, утюг, проутюжильник, вода для отпаривания.

В аудитории должны постоянно находиться преподаватель для оперативного решения возникающих вопросов, механик для устранения неполадок в работе оборудования, два дежурных. В мастерских должны быть таблицы по безопасным приемам работы.

Защиту проектов лучше всего проводить в актовом зале, который способен вместить всех желающих. В зале обычно имеется сцена с занавесом, который позволяет организовать быструю смену моделей и декораций.

Вход в зал должен быть с противоположной стороны от места защиты проекта. В актовом зале желательно устроить выставку творческих работ учащихся. Для проведения конкурса необходимо наличие компьютера, проекторамультимедиа, экрана, устройства для крепления плакатов, изделий, демонстрационных столов (3 штуки), манекенов, скотча для крепления экспонатов.

Для образовательной области «Технология» представлены три комплекта билетов для базового уровня и три комплекта для индустриально-технологического профиля по направлениям: «Швейное дело», «Кулинария», «Электротехника/радиоэлектроника».

* В книге: Кожина О.А. Технология: Метод. рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.: ил.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Вариант 1

Билет № 1

1. Классификация машин по выполняемым ими функциям.

2. Гальванические источники тока, аккумуляторы. Принцип действия и область применения.

Практическая работа: наберите, отредактируйте и отформатируйте текст на компьютере. Получите твердую копию текста.

Билет № 2

1. Особенности гибких технологий.

2. Типовые детали машин.

Практическая работа: введите в Excel данные в числовом формате, постройте график, аппроксимируя данные подходящей функцией.

Билет № 3

1. Конструкционные материалы, применяемые в машиностроении, их физические, механические и технологические свойства.

2. Особенности устройства и принципы действия станков с ЧПУ.

Практическая работа: выберите заготовку и составьте технологическую карту изготовления детали по ее чертежу.

Билет № 4

1. Какие технологии внесли коренные изменения в основы современного производства.

2. Черные металлы и сплавы на их основе. Легирование стали. Зависимость свойств сплавов от их состава.

Практическая работа: осуществите замену кран-буксы на смесительном водопроводном устройстве.

Билет № 5

1. Требования к оформлению технической документации, определяемые ЕСКД.

2. Виды резьбы по дереву. Инструменты, материалы, технология выполнения.

Практическая работа: составьте семейный бюджет на x человек, его доходную и расходную части.

Билет № 6

1. Роль техники и технологии в развитии цивилизации.

2. Какие параметры детали необходимо контролировать при ее изготовлении.

Практическая работа: выберите заготовку по чертежу и составьте технологическую карту изготовления детали из металла.

Билет № 7

1. Инструменты и основные виды технологии ручной обработки древесины.

2. Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и личностным качествам предпринимателя.

Практическая работа: разработайте бизнес-план по реализации предпринимательской идеи.

Билет № 8

1. Какие изобретения в технике и технологии являются наиболее значимыми?

2. Инструменты, станочное оборудование и основные виды технологии машинной обработки древесины.

Практическая работа: выберите заготовку по чертежу и составьте технологическую карту изготовления детали из древесины.

Билет № 9

1. Инструменты и основные виды технологии ручной обработки металла.

2. Основные формы и виды предпринимательства.

Практическая работа: осуществите поиск информации по заданной теме с использованием Интернет-ресурсов.

Билет № 10

1. Инструменты, станочное оборудование и основные виды механической обработки металла.

2. Цветные металлы и сплавы на их основе. Зависимость свойств сплавов от их состава.

Практическая работа: выберите измерительные инструменты, выполните эскиз детали и проставьте размеры, необходимые для ее изготовления.

Билет № 11

1. Общие принципы обработки материалов давлением.

2. Виды художественной обработки металла.

Практическая работа: из предложенного набора выберите необходимое средство измерения и определите размеры диаметров детали с точностью до 0,1 мм.

Билет № 12

1. Общие принципы технологии порошковой металлургии.

2. Основные правила безопасной работы с электрооборудованием.

Практическая работа: определите координаты отверстий корпусной детали с точностью до 0,1 мм.

Билет № 13

1. Устройство управления и защиты электрооборудования.

2. Строение и свойства древесины, породы деревьев, пороки древесины.

Практическая работа: выберите измерительные приборы, определите основные параметры резьбового соединения, необходимые для его изготовления, нанесите размеры на эскиз.

Билет № 14

1. Применение измерительных приборов для определения параметров электросети.

2. Основы устройства и технологии простейшего ремонта санитарно-водопроводной сети.

Практическая работа: выполните шиповое соединение двух деталей из древесины.

Билет № 15

1. Электродвигатели постоянного тока, области их применения.

2. Основы технологии малярных работ.

Практическая работа: разметьте и выдолбите паз в бруске под установку дверного замка.

Билет № 16

1. Способы обработки и защиты поверхности изделий из древесины.

2. Устройства ввода, хранения и вывода информации в компьютере.

Практическая работа: выберите измерительные приборы, определите основные параметры кронштейна, необходимые для его изготовления, нанесите размеры на эскиз.

Билет № 17

1. Принципы действия бытовых электроосветительных приборов.

2. Основы технологии штукатурных работ.

Практическая работа: продемонстрируйте знания и умения работы со штангенциркулем и микрометром.

Билет № 18

1. Принципы действия бытовых электронагревательных приборов.

2. Основы технологии оклейки стен обоями.

Практическая работа: выберите измерительные приборы, определите основные параметры пружины, необходимые для ее изготовления, нанесите размеры на эскиз.

Билет № 19

1. Асинхронные двигатели переменного тока, области их применения.

2. Мягкие и твердые породы древесины, их свойства и область применения.

Практическая работа: выберите измерительные приборы, определите основные параметры корпусной детали, необходимые для ее изготовления, нанесите размеры на эскиз.

Билет № 20

1. Способы соединения деталей из древесины.

2. Перечислите профессии, необходимые для развития вашего региона. Пути получения этих профессий.

Практическая работа: выполните монтаж и пайку простой электронной схемы.

Билет № 21

1. Механизмы передачи и преобразования движения.

2. Правила выбора заготовки для изготовления детали из металла.

Практическая работа: выполните фрагмент геометрической резьбы по дереву по прилагаемому эскизу.

Билет № 22

1. Правила выбора заготовок для изготовления деталей из древесины.

2. Преимущества внедрения гибких технологий в современном производстве.

Практическая работа: просверлите в детали сквозное отверстие и нарежьте резьбу (по прилагаемому эскизу).

Билет № 23

1. Способы получения электроэнергии, их преимущества и недостатки.

2. Способы защиты металлов от коррозии.

Практическая работа: дайте технологическую характеристику детали, определите технологические операции, необходимые для ее изготовления.

Билет № 24

1. Контрольно-измерительные приборы, применяемые при обработке металлов.

2. Бытовые электрические приборы, правила безопасной работы с ними.

Практическая работа: выберите измерительные приборы, определите основные параметры детали типа тела вращения, необходимые для ее изготовления, нанесите размеры на эскиз.

Билет № 25

1. Виды соединений деталей машин. Приведите примеры.

2. Способы обработки поверхности металлических деталей. Инструменты и оборудование.

Практическая работа: выполните по чертежу разметку детали из листовой стали.

Вариант 2

Билет № 1

1. Классификация машин по выполняемым ими функциям.

2. Способы производства, передачи и использования электроэнергии.

Практическая работа: наберите, отредактируйте и отформатируйте текст на компьютере. Получите твердую копию текста.

Билет № 2

1. Типовые детали в конструкции швейной машины.

2. Особенности современных технологий, применяемых в текстильной промышленности.

Практическая работа: подготовьте швейную машину к работе.

Билет № 3

1. Материалы, применяемые в швейной промышленности.

2. Особенности устройства и технологические возможности швейных машин с ЭВМ.

Практическая работа: составьте технологическую карту обработки накладного кармана.

Билет № 4

1. Свойства натуральных и химических волокон.

2. Какие технологии внесли коренные изменения в основы современного производства?

Практическая работа: поиск информации по заданной теме с использованием Интернет-ресурсов.

Билет № 5

1. Требования к оформлению технической документации, определяемые ЕСКД.

2. Какие изобретения в технике и технологии являются наиболее значимыми?

Практическая работа: составьте семейный бюджет на х человек, его доходную и расходную части.

Билет № 6

1. Перечислите профессии, необходимые для развития вашего региона. Пути получения этих профессий.

2. Роль техники и технологии в развитии цивилизации.

Практическая работа: выполните описание модели по ее эскизу.

Билет № 7

1. Инструменты и основные виды технологии ручных работ с тканью.

2. Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и личностным качествам предпринимателя.

Практическая работа: выполните моделирование пелерины по чертежу основы плечевого изделия.

Билет № 8

1. Инструменты, оборудование и основные виды технологии машинной обработки ткани.

2. Механические, физические (гигиенические), технологические свойства тканей.

Практическая работа: составьте технологическую последовательность изготовления конической юбки.

Билет № 9

1. Инструменты и основные виды технологии механической обработки овощей.

2. Устройства передачи и преобразования движения.

Практическая работа: выполните моделирование брюк по эскизу модели.

Билет № 10

1. Инструменты и оборудование для тепловой обработки продуктов.

2. Сущность и функции предпринимательской деятельности.

Практическая работа: выполните раскладку выкройки юбки на ткани в полоску, в клетку, с направленным рисунком.

Билет № 11

1. Применение лазеров в современной технике и технологиях.

2. Области применения электрической энергии.

Практическая работа: составьте суточное меню для старшеклассника с использованием справочных материалов.

Билет № 12

1. Общие принципы рационального питания.

2. Основные правила безопасной работы с электрооборудованием.

Практическая работа: подготовьте выкройку сумки по предложенной модели.

Билет № 13

1. Устройство управления и защиты электрооборудования.

2. Традиционные виды декоративно-прикладного искусства и ремесел вашего региона.

Практическая работа: выполните измерение фигуры человека для изготовления плечевого изделия и запишите результаты, применяя условные обозначения мерок.

Билет № 14

1. Применение измерительных приборов для определения параметров электросети.

2. Основы устройства и технологии простейшего ремонта санитарно- водопроводной сети.

Практическая работа: выполните эскиз декоративного панно в технике лоскутного шитья (с применением компьютера).

Билет № 15

1. Электродвигатели постоянного тока. Области их применения.

2. Основы технологии малярных работ.

Практическая работа: выполните рациональную планировку кухни-столовой площадью 12 кв. м.

Билет № 16

1. Бытовые электронагревательные приборы, правила их эксплуатации.

2. Достоинства и недостатки основных методов конструирования и моделирования одежды (муляжный, расчетно-конструкторский).

Практическая работа: определите доброкачественность яиц.

Билет № 17

1. Принципы действия бытовых электроосветительных приборов.

2. Виды тепловой обработки пищевых продуктов и особенности их применения.

Практическая работа: внесите изменения в чертеж основы блузки по описанию модели.

Билет № 18

1. Сохранность витаминов и минеральных веществ в зависимости от вида тепловой обработки продуктов.

2. Основы технологии оклейки стен обоями.

Практическая работа: внесите изменения в чертеж основы прямой юбки по эскизу модели.

Билет № 19

1. Особенности механической обработки различных видов пищевых продуктов.

2. Основные виды ремонтно-отделочных работ.

Практическая работа: выполните расчет калорийности блюда указанной рецептуры.

Билет № 20

1. Санитарно-гигиенические и экологические требования к приготовлению пищи в походных условиях.

2. Чем вызвана необходимость разработки и применения отраслевых, государственных и международных стандартов?

Практическая работа: разработайте бизнес-план швейного предприятия.

Билет № 21

1. Предпринимательство. Сущность, формы и виды.

2. Технологические, эстетические, эргономические и экономические требования к выбору ткани для рабочей одежды.

Практическая работа: приготовьте салат из вареных овощей, используя нарезку кубиками.

Билет № 22

1. Роль жиров, белков, углеводов в жизнедеятельности организма человека. Особенности питания детей и подростков.

2. Преимущества внедрения гибких технологий в современном производстве.

Практическая работа: выполните эскиз модели швейного изделия по его описанию.

Билет № 23

1. Возможности современных швейных машин.

2. Способы длительного хранения продуктов.

Практическая работа: определите доброкачественность консервированных продуктов.

Билет № 24

1. Правила безопасной работы с бытовыми электрическими приборами.

2. Виды соединений деталей машин.

Практическая работа: приготовьте фруктовый салат с применением фигурной нарезки.

Билет № 25

1. Преимущества и недостатки гидро-, тепло- и атомной энергетики.

2. Новые свойства волокон, тканей и нетканых материалов, которые применяются в различных сферах человеческой деятельности.

Практическая работа: выполните сервировку стола к обеду.

Вариант 3

Билет № 1

1. Технология как часть общечеловеческой культуры.

2. Виды и формы получения профессионального образования.

3. Рассчитайте стоимость израсходованной за месяц электроэнергии при заданных потребителях энергии и заданном времени работы.

Билет № 2

1. Взаимосвязь науки, технологии, техники и производства.

2. Планирование профессиональной карьеры.

3. Постройте третий вид детали по двум заданным.

Билет № 3

1. Современные технологии.

2. Рынок труда и профессий.

3. Нанесите размеры на заданном чертеже.

Билет № 4

1. Автоматизация технологических процессов.

2. Применение методов творческого решения практических задач.

3. Постройте аксонометрическую проекцию заданной детали.

Билет № 5

1. Технологическая культура и ее составляющие.

2. Разделение и кооперация труда

3. Выполните технический рисунок заданной детали.

Билет № 6

1. Производство и окружающая среда.

2. Научная организация труда.

3. Выполните эскиз заданной детали.

Билет № 7

1. Рынок потребительских товаров и услуг. Потребительская культура.

2. Защита интеллектуальной собственности.

3. Выполните изделие в материале (бумаге) по его развертке.

Билет № 8

1. Основы проектирования.

2. Профессиональная деятельность в сфере перспективных технологий.

3. Составьте бизнес-план реализации предпринимательской идеи.

Билет № 9

1. Проектирование в профессиональной деятельности.

2. Структура современного производства.

3. Составьте план работ и произведите расчет стоимости ремонта заданной комнаты.

Билет № 10

1. Потребительские качества товара.

2. Профессиональная деятельность в среде индустриального производства.

3. Составьте принципиальную электрическую схему изображенной электрической цепи.

Билет № 11

1. Источники информации для выполнения проекта.

2. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности.

3. Начертите план своей квартиры (дома) с простановкой размерных линий.

Билет № 12

1. Планирование проектной деятельности.

2. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании.

3. Наберите на компьютере и распечатайте заданное деловое письмо.

Билет № 13

1. Анализ востребованности изделия для выполнения проектов.

2. Нормирование и оплата труда.

3. С помощью графического редактора постройте и распечатайте заданный чертеж детали.

Билет № 14

1. Создание банка идей продуктов труда.

2. Профессиональная деятельность в сфере агропромышленного производства.

3. Наберите на компьютере и распечатайте заданную таблицу.

Билет № 15

1. Усовершенствование существующих изделий.

2. Применение экологически чистых и безотходных технологий, утилизация отходов.

3. Наберите на компьютере и пошлите по заданному адресу электронной почты данное письмо.

Билет № 16

1. Выбор материалов при выполнении проектов.

2. Трудовая и технологическая дисциплина.

3. Распечатайте материал, полученный по заданному Интернет-адресу.

Билет № 17

1. Понятия творчества и изобретательства. Этапы решения творческой задачи.

2. Введение в производство новых материалов и современных технологий.

3. Выполните необходимый разрез детали.

Билет № 18

1. Применение методов творческого решения практических задач.

2. Этика и психология общения в трудовом коллективе и в семье.

3. Постройте на компьютере заданный график.

Билет № 19

1. Документальное представление проектируемого продукта труда.

2. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг.

3. Перечислите различные составляющие семейного бюджета.

Билет № 20

1. Организация технологического процесса. Составление технологической карты на изготовление электрической цепи или заданного изделия из древесины, металла или из ткани.

2. Обеспечение безопасности труда.

3. По заданным значениям прямых и косвенных финансовых затрат на производство продукции определите ее себестоимость, а по ожидаемой прибыли (в процентном отношении к себестоимости) – продажную цену продукции.

Билет № 21

1. Организация рабочего места.

2. Основы графического проектирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности.

3. Перечислите основные потребительские расходы, укажите пути их снижения.

Билет № 22

1. Выполнение работ по созданию продуктов труда.

2. Защита человека от негативных последствий хозяйственной деятельности.

3. Перечислите основные составляющие доходной и расходной статей бюджета.

Билет № 23

1. Расчет себестоимости изделия.

2. Тенденции развития технологий и техники.

3. Приведите графические изображения известных вам маркировок на товарах и поясните, что они обозначают.

Билет № 24

1. Анализ результатов выполнения проектов.

2. Современные энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии.

3. Опишите порядок создания предприятия малого бизнеса.

Билет № 25

1. Презентация проектов.

2. Народные ремесла и промыслы в России.

3. Составьте резюме и план самопрезентации при приеме на работу.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Выпускникам предоставляется право сдавать экзамен как по базовому уровню, так и по профильному, если таковой имеется в их образовательном учреждении. Экзаменационные билеты по выбранному профилю также включают в себя два теоретических вопроса и выполнение практического задания или защиту творческого проекта.

Технологическая подготовка в старшей школе имеет многопрофильный характер. Здесь приведены примеры экзаменационных билетов для трех наиболее распространенных профилей: «Кулинария», «Швейное дело», «Электротехника и радиоэлектроника».

Теоретические вопросы по направлению «Кулинария» включают проверку знаний о правилах санитарии и гигиены при приготовлении пищи, о безопасных приемах работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, о возможностях современной бытовой техники при приготовлении кулинарных блюд, о роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, о принципах рационального питания, о видах механической и тепловой обработки продуктов, о сроках хранения и способах определения качества продуктов, об особенностях технологии приготовления различных кулинарных блюд, о способах хранения и консервирования овощей, фруктов и ягод, о правилах сервировки и оформления стола.

Практические работы по «Кулинарии» включают в себя составление суточного меню, выполнение механической обработки овощей, определение доброкачественности продуктов, приготовление несложных кулинарных блюд, сервировку стола.

Теоретические вопросы по направлению «Швейное дело» включают проверку знаний о технологии производства и свойствах натуральных, искусственных и синтетических волокон и тканей на их основе, о технологических возможностях современных швейных машин и правилах работы на швейной машине, о способах измерения фигуры человека, правилах записи мерок и построения чертежей швейных изделий, о различных стилях в одежде, о видах художественной отделки швейных изделий, о видах декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни общества и формировании материально-духовной среды, о способах моделирования различных швейных изделий, о правилах подготовки выкройки и особенностях ее раскладки на тканях различной ширины, рисунка и фактуры поверхности, о технологии обработки различных деталей и узлов швейных изделий, о последовательности технологической обработки различных швейных изделий, о профессиях, занятых в текстильном и швейном производствах.

Практические работы по «Швейному делу» включают в себя выполнение чертежей основы различных швейных изделий, нанесение линий фасона на чертеж основы швейного изделия, подготовку выкройки швейного изделия ее раскладку на ткани, выполнение различных технологических операций ручным и машинным способами.

Теоретические вопросы по направлению «Электротехника и радиоэлектроника» включают проверку знаний о путях получения и использования электрической энергии, о технологиях передачи информации в радиотехнических системах, о структурных схемах передатчиков и приемников, о коллекторных и асинхронных двигателях, о системах автоматики, о профессиях, связанных с использованием электрической энергии.

Практические работы в билетах этого профиля включают задания по составлению принципиальных схем и сборке электрических цепей, в том числе с электромагнитными реле и полупроводниковыми приборами, по проверке работоспособности диодов и биполярных транзисторов.

Практические работы по профильному уровню необходимо проводить в специально оборудованных мастерских с соблюдением всех необходимых правил санитарии, гигиены и безопасных приемов работы.

К У Л И Н А Р И Я

Билет № 1

1. Санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой.

2. Значение и место блюд из мяса, птицы, субпродуктов в питании человека. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов, способы определения качества мяса. Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов.

Практическая работа: составьте суточное меню подростка с учетом калорийности блюд.

Билет № 2

1. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

2. Значение первых блюд в рационе питания. Сорта говядины, используемые для приготовления мясных бульонов и супов. Правила варки мясного бульона. Способы очистки бульона. Украшение бульона зеленью и подача к столу.

Практическая работа: приготовьте бутерброды и горячий напиток для чайного стола.

Билет № 3

1. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты.

2. Виды домашней птицы. Кулинарное употребление домашней птицы. Способы определения качества птицы. Санитарные условия механической обработки птицы.

Практическая работа: приготовьте яичницу с овощами.

Билет № 4

1. Пищевые инфекции и заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций.

2. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из птицы. Время приготовления блюд из птицы и способы определения готовности. Способы разделки птицы и оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практическая работа: определите качество яиц. Приготовьте омлет.

Билет № 5

1. Пищевые отравления, их классификация. Профилактика пищевых отравлений.

2. Пищевая ценность субпродуктов. Виды субпродуктов, используемых в кулинарии. Способы определения качества субпродуктов. Механическая обработка и особенности кулинарного использования субпродуктов.

Практическая работа: определите количество нитратов в овощах (фруктах). Приготовьте салат из сырых овощей (фруктов).

Билет № 6

1. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.

2. Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях.

Практическая работа: приготовьте салат из вареных овощей.

Билет № 7

1. Правила оказания первой помощи при ожогах, поражении электрическим током, пищевых отравлениях.

2. Природные источники воды, способы обеззараживания и определения качества воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях.

Практическая работа: выполните украшение салата.

Билет № 8

1. Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека. Процесс пищеварения и усвояемость пищи. Значение режима питания для нормального пищеварения и обмена веществ.

2. Виды теста. Технология приготовления теста для пельменей. Инструменты для раскатки и формования теста. Технология приготовления пельменей, вареников, чебуреков. Правила их варки, оформление готовых блюд и подача их к столу.

Практическая работа: приготовьте сельдь «под шубой».

Билет № 9

1. Обмен веществ в организме человека. Факторы, влияющие на обмен веществ. Энергетическая ценность пищи. Значение рационального питания для здоровья человека. Принцип составления суточного меню.

2. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления и разделки теста. Продукты для приготовления мучных кондитерских изделий. Вкусовые и ароматические вещества. Виды разрыхлителей теста.

Практическая работа: приготовьте пиццу.

Билет № 10

1. Роль витаминов в обмене веществ. Правила хранения продуктов и технология приготовления кулинарных блюд, обеспечивающие сохранность витаминов и наилучшую их усвояемость.

2. Технология приготовления опарного и безопарного дрожжевого теста. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Выпечка изделий из дрожжевого теста, требования к качеству. Виды начинок и украшений.

Практическая работа: приготовьте молочную овсяную кашу.

Билет № 11

1. Значение минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Технология приготовления кулинарных блюд, обеспечивающая минимальные потери минеральных веществ.

2. Особенности технологии приготовления пресного слоеного теста. Выпечка изделий из слоеного теста. Виды начинок и украшений.

Практическая работа: приготовьте блюдо из творога.

Билет № 12

1. Виды бутербродов. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

2. Состав и технология приготовления песочного теста. Влияние компонентов теста на его пластичность и рассыпчатость готовых изделий. Виды кремов и технология их приготовления. Изделия из песочного теста, требования к качеству.

Практическая работа: приготовьте гарнир из крупы.

Билет № 13

1. Виды горячих напитков. Сорта чая, кофе, их вкусовые достоинства. Способы заваривания кофе, чая и трав.

2. Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Виды сахара и его заменители в диетическом питании.

Практическая работа: приготовьте гарнир из вареных овощей.

Билет № 14

1. Блюда из яиц. Способы определения свежести яиц. Способы крашения яиц.

2. Роль десерта на праздничном столе. Технология приготовления желе и муссов, требования к качеству. Желирующие вещества. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами.

Практическая работа: приготовьте гарнир к жареной рыбе.

Билет № 15

1. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения. Технология приготовления молочных супов и каш. Требования к качеству блюд и правила подачи.

2. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов.

Практическая работа: определите доброкачественность консервированных продуктов.

Билет № 16

1. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

2. Технология приготовления компота из свежих, сушеных и замороженных фруктов и ягод, требования к качеству.

Практическая работа: приготовьте сладкое или десертное блюдо.

Билет № 17

1. Технология приготовления простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога. Требования к качеству блюд и правила подачи.

2. Сервировка стола, способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами.

Практическая работа: выполните фигурную нарезку овощей с применением приспособлений.

Билет № 18

1. Механическая обработка круп. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш. Соотношение крупы и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.

2. Аранжировка стола цветами. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и приема гостей. Как следует дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.

Практическая работа: выполните нарезку овощей соломкой, кружочками, кубиками, кольцами и др.

Билет № 19

1. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема бобовых при варке.

2. Способы хранения и консервирования овощей, фруктов и ягод, их преимущества и недостатки. Процессы дозревания овощей и фруктов во время хранения. Правила и сроки сбора овощей, ягод и фруктов для закладки на хранение.

Практическая работа: выполните сервировку стола к завтраку.

Билет № 20

1. Виды овощей, используемых в кулинарии. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

2. Технология приготовления и стерилизации консервов из фруктов и ягод в промышленных и домашних условиях. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов. Виды брака и порчи консервированных компотов.

Практическая работа: выполните сервировку стола к обеду.

Билет № 21

1. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, углеводов, витаминов. Особенности технологии хранения и приготовления блюд из овощей, обеспечивающие сохранность этих веществ в пищевых продуктах.

2. Технология приготовления варенья, джема, повидла, цукатов. Правила и сроки сбора, перевозки и хранения в домашних условиях плодов и ягод для варенья. Значение количества сахара для сохранности и качества варенья. Способы определения готовности варенья. Способы засахаривания ягод и фруктов без стерилизации.

Практическая работа: выполните сервировку стола к ужину.

Билет № 22

1. Виды салатов. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Способы украшения салатов.

2. Консервирование и маринование овощей в домашних условиях. Механическая обработка овощей. Состав маринадной заливки. Пряности, применяемые при приготовлении маринадов. Время стерилизации. Условия и сроки хранения.

Практическая работа: выполните сервировку праздничного стола.

Билет № 23

1. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Правила жарки овощей и способы определения их готовности. Преимущества и недостатки различных видов жарения. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

2. Специфика вегетарианства как системы питания. Возможность применения вегетарианского питания в зависимости от возраста, пола, образа жизни, характера работы, состояния здоровья человека и климатических условий. Распределение продуктов по приемам пищи в течение суток при вегетарианском питании.

Практическая работа: выполните сервировку стола фуршет.

Билет № 24

1. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Методы определения качества рыбы.

2. Саморегуляция экологических систем. Влияние промышленного и сельскохозяйственного производства на экологию водоемов. Способы очистки сточных вод.

Практическая работа: оформите праздничный стол (свечи, цветы, конфеты, фрукты и пр.).

Билет № 25

1) Технология и санитарные условия механической обработки рыбы. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки и жарения рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности.

2) Возможности использования современной бытовой техники при приготовлении кулинарных блюд.

Практическая работа: определите доброкачественность рыбы.

Э Л Е К Т Р О Т Е Х Н И К А И Р А Д И О Э Л Е К Т Р О Н И К А

Билет № 1

1. Отраслевое деление современного производства товаров и услуг.

2. Электротехника и радиоэлектроника в современном мире, тенденции их развития.

3. Составление принципиальной схемы, сборка последовательной электрической цепи с тремя потребителями электрической энергии, предохранителем и выключателем. Измерение напряжений и токов.

Билет № 2

1. Основные отрасли электро- и радиотехнического производства и ведущие предприятия региона.

2. Технологическая культура и ее компоненты.

3. Составление принципиальной схемы и сборка параллельной электрической цепи с тремя потребителями электрической энергии, общим выключателем и предохранителем. Измерение токов и напряжений.

Билет № 3

1. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

2. Культура и безопасность труда при производстве радиоаппаратуры.

3. Составление принципиальной схемы включения маломощного коллекторного двигателя, предохранителя и выключателя в электрическую цепь. Сборка этой цепи. Измерение тока через коллектор, реверсирование двигателя.

Билет № 4

1. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных радиотехнических предприятий.

2. Современные энерго- и материалосберегающие безотходные и другие перспективные технологии.

3. Составление принципиальных схем измерения токов, напряжений и сопротивлений в электрической цепи. Проведение измерений.

Билет № 5

1. Назначение менеджмента на радиотехническом предприятии. Основные направления менеджмента.

2. Основы графического моделирования изделий, моделей и объектов проектной деятельности в области электротехники.

3. Составление принципиальной схемы и сборка электрической цепи с электромагнитным реле. Измерение токов на входе и выходе реле.

Билет № 6

1. Понятие научной организации индивидуального и коллективного труда на радиотехническом предприятии.

2. Социальные последствия применения электротехнологий.

3. Составление принципиальной схемы и сборка мостового двухполупериодного выпрямителя. Измерение напряжений на входе и выходе выпрямителя.

Билет № 7

1. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места на электротехническом предприятии.

2. Дизайн и его роль в создании электро- и радиотоваров.

3. Составление принципиальной схемы электропитания рабочих мест в кабинете технологии. Расчет коэффициента трансформации трансформатора и потребляемой мощности.

Билет № 8

1. Нормирование труда на радиотехническом предприятии.

2. Экологические последствия применения электро технологий.

3. Сборка удлинителя и проверка его работоспособности авометром.

Билет № 9

1. Интенсификация труда на радиотехническом предприятии.

2. Маркировка и сертификация изделий, товаров и услуг в области электротехники и электроники.

3. Расчет стоимости израсходованной за месяц электроэнергии при заданных потребителях и заданном времени их работы.

Билет № 10

1. Требования к квалификации специалистов различных профессий в области электротехники и радиоэлектроники. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).

2. Защита прав потребителей электро- и радиоаппаратуры.

3. Проверка работоспособности полупроводникового диода биполярного транзистора.

Билет № 11

1. Маркетинг как составляющая деятельности радиотехнического предприятия в условиях конкуренции. Продвижение продукции на рынке товаров и услуг.

2. Профессиональная карьера на электротехническом предприятии.

3. Составление принципиальной электрической схемы изображенной электрической цепи.

Билет № 12

1. Инновационная деятельность радиотехнического предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и инновационные технологии.

2. Формирование профессиональных планов.

3. Составление принципиальной схемы кодового замка. Сборка замка и проверка его работы.

Билет № 13

1. Поиск информации для инновационной деятельности в области радиоэлектроники.

2. Выбор профессии в сфере электротехнического производства.

3. Построение третьего вида детали по двум заданным.

Билет № 14

1. Использование методов решения творческих задач в проектной деятельности в области электротехники.

2. Структурная схема компьютера.

3. Нанесение размеров на заданном чертеже.

Билет № 15

1. Алгоритм проектирования изделий при производстве электроаппаратуры.

2. Потребности общества в товарах и услугах в области радиоэлектроники.

3. Построение аксонометрической проекции заданной детали.

Билет № 16

1. Экспертиза разработок в области электротехники.

2. Этика и психология общения в трудовом коллективе и в семье.

3. Выполнение технического рисунка заданной детали.

Билет № 17

1. Учет нормативных требований при разработке и оформлении технической и технологической документации при производстве радиоаппаратуры.

2. Технологическая и трудовая дисциплина на примере производства электроаппаратуры.

3. Выполните эскиз заданной детали.

Билет № 18

1. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты.

2. Обеспечение безопасности труда на производстве электроаппаратуры.

3. Составьте бизнес-план реализации предпринимательской деятельности в области радиоэлектроники.

Билет № 19

1. Региональный рынок труда в области радиоэлектроники и его конъюнктура. Устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий.

2. Организация трудового процесса при производстве электроаппаратуры.

3. Составьте технологическую карту изготовления заданной электрической цепи.

Билет № 20

1. Формы и размеры оплаты труда по выбранным профессиям в области радиоэлектроники.

2. Пути получения, передачи и использования электрической энергии.

3. Опишите последовательность работ и определите стоимость ремонта коллекторного электродвигателя.

Билет № 21

1. Формы и порядок найма и увольнения с работы.

2. Профессии, связанные с использованием электрической энергии.

3. Наберите на компьютере и распечатайте заданное деловое письмо.

Билет № 22

1. Оценка перспектив трудоустройства по выбранной профессии в области электротехники в условиях регионального рынка труда.

2. Технологии передачи информации в радиотехнических системах.

3. Наберите на компьютере и распечатайте заданный чертеж детали.

Билет № 23

1. Виды и формы получения профессионального образования в области радиоэлектроники. Региональный рынок образовательных услуг.

2. Структурные схемы передатчика и приемника.

3. Наберите на компьютере и распечатайте заданную таблицу.

Билет № 24

1. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста в области электроники.

2. Коллекторные и асинхронные двигатели.

3. Наберите на компьютере и пошлите по электронной почте по указанному адресу заданное письмо.

Билет № 25

1. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства в области радиоэлектроники.

2. Системы автоматики и области их применения.

3. Распечатайте материал, полученный по заданному Интернет-адресу.

И З ГО Т О В Л Е Н И Е Ш В Е Й Н Ы Х И З Д Е Л И Й

Билет № 1

1. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна, их строение, получение, свойства.

2. Основные антропометрические точки и измерения фигуры человека.

Практическая работа: выполните обработку горловины подкройной обтачкой.

Билет № 2

1. Изготовление нитей и тканей из натуральных волокон в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях.

2. Правила измерения фигуры человека и записи мерок.

Практическая работа: выполните обработку пяти одинаковых вытачек.

Билет № 3

1. Технология производства и свойства искусственных и синтетических волокон.

2. Мерки, необходимые для построения чертежа основы прямой юбки, правила их снятия и обозначения.

Практическая работа: выполните обработку проймы косой бейкой.

Билет № 4

1. Признаки определения волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти, синтетических и искусственных нитей в тканях.

2. Мерки, необходимые для построения чертежа основы плечевого изделия с рукавом, правила их снятия и обозначения.

Практическая работа: выполните обработку симметричной застежки тесьмой «молния».

Билет № 5

1. Сравнительные характеристики свойств тканей из натуральных, химических и смесовых волокон.

2. Мерки, необходимые для построения чертежа основы брюк, правила их снятия и обозначения.

Практическая работа: выполните обработку асимметричной застежки тесьмой «молния».

Билет № 6

1. Механические, физические (гигиенические), технологические свойства тканей.

2. Какую роль играют прибавки к меркам в конструкции изделия? Как изменяется величина прибавки в зависимости от модели?

Практическая работа: выполните обработку прорезного кармана.

Билет № 7

1. Виды переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Зависимость свойств ткани от вида переплетения.

2. Как рассчитываются растворы вытачек по линии талии в прямой юбке?

Практическая работа: выполните обработку низа юбки (не менее четырех способов).

Билет № 8

1. Способы определения направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон ткани.

2. Перечислите виды художественной отделки швейных изделий.

Практическая работа: выполните обработку низа брюк.

Билет № 9

1. Дайте определение и приведите примеры разъемных и неразъемных соединений деталей в узлах механизмов и машин. Принцип взаимозаменяемости деталей. Приведите примеры.

2. Какие обозначения должны быть обязательно нанесены на готовую выкройку швейного изделия?

Практическая работа: выполните влажно-тепловую обработку вытачки, притачного пояса, манжеты.

Билет № 10

1. Регуляторы швейной машины, их назначение.

2. От чего зависит величина припусков на обработку? Приведите примеры.

Практическая работа: переведите рисунок вышивки на ткань.

Билет № 11

1. Какие детали швейной машины нуждаются в смазке? К чему приводит излишнее количество смазки?

2. Какие операции необходимо выполнить при подготовке ткани к раскрою?

Практическая работа: выполните элемент изделия в технике лоскутного шитья по эскизу.

Билет № 12

1. Какие неполадки в работе швейной машины могут вызывать пропуск стежков в строчке? Укажите способы устранения неполадок.

2. Раскройте понятие «декатирование ткани». Опишите способы декатирования тканей с различным волокнистым составом.

Практическая работа: выполните образцы стачных швов: расстрочной, запошивочный, двойной.

Билет № 13

1. Роль декоративноприкладного искусства в жизни общества и формировании материально-духовной среды.

2. Расскажите об особенностях раскладки выкройки на различных тканях: гладкокрашеной, ворсовой, с направленным рисунком, в клетку и в полоску.

Практическая работа: выполните краевые швы: вподгибку с обметанным срезом, вподгибку с закрытым срезом, окантовочный тесьмой.

Билет № 14

1. Виды орнаментов. Символизм в орнаменте. Стилизация реальных форм. Виды симметричных построений. Раппорт в орнаменте.

2. Какие способы перевода выкройки на ткань вы знаете? Дайте их краткое описание.

Практическая работа: подготовьте выкройку прямой юбки к раскрою в масштабе 1:4.

Билет № 15

1. Цветовой круг. Контрастные и гармоничные сочетания в цветовом круге. Хроматические и ахроматические характеристики цвета.

2. Расскажите о способах перевода контурных и контрольных линий и точек на парные детали.

Практическая работа: подготовьте выкройку плечевого изделия с рукавом к раскрою в масштабе 1:4.

Билет № 16

1. Способы художественной росписи тканей. Применение художественной росписи для оформления текстильных изделий.

2. Назовите ручные швы постоянного и временного назначения. Приведите примеры швов и их обозначения.

Практическая работа: подготовьте выкройку брюк к раскрою в масштабе 1:4.

Билет № 17

1. Истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Приведите примеры.

2. Терминология ручных работ. Приведите примеры.

Практическая работа: подготовьте швейную машину к работе.

Билет № 18

1. Материалы для лоскутной пластики, подготовка их к работе. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.

2. На какие группы подразделяются машинные швы по их назначению? Приведите примеры.

Практическая работа: выполните перенос основной вытачки в линию горловины, проймы, бока, талии.

Билет № 19

1. Наиболее распространенные виды техники в лоскутном шитье.

2. Терминология работ, выполняемых на швейной машине. Приведите примеры.

Практическая работа: постройте по инструкционной карте чертеж основы клиньевой юбки.

Билет № 20

1. Способы перевода рисунка вышивки на ткань. Способы изменения размеров рисунка.

2. Последовательность технологической обработки поясного изделия (на конкретной модели).

Практическая работа: постройте по инструкционной карте чертеж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Билет № 21

1. Классификация швейных изделий. Приведите примеры.

2. Приведите последовательность технологической обработки фартука (на конкретной модели).

Практическая работа: постройте по инструкционной карте чертеж основы конической юбки.

Билет № 22

1. Стиль в одежде. Характеристика различных стилей.

2. Приведите последовательность технологической обработки плечевого изделия (на конкретной модели).

Практическая работа: выполните раскладку выкройки юбки на ткани в клетку и в полоску.

Билет № 23

1. Типы фигур. Учет особенностей фигуры в конструкции швейных изделий.

2. Для чего используются клеевые и прокладочные материалы при изготовлении швейных изделий?

Практическая работа: выполните раскладку выкройки брюк на ворсовой ткани.

Билет № 24

1. Использование зрительных иллюзий в одежде как средства маскировки недостатков телосложения.

2. Подбор прокладочных материалов в зависимости от назначения и вида основной ткани.

Практическая работа: выполните раскладку выкройки плечевого изделия на ткани с направленным рисунком.

Билет № 25

1. Силуэты в одежде. Приведите примеры.

2. Терминология влажнотепловой обработки. Приведите примеры. Назовите основные дефекты при выполнении ВТО, причины их появления и меры предупреждения.

Практическая работа: нанесите линии фасона на чертеж основы фартука в соответствии с эскизом модели.

Билет № 26

1. Возможности современных швейных машин.

2. Какие способы обновления (ремонта) одежды целесообразно применять сегодня? Как можно при этом сочетать разные по фактуре материалы?

Практическая работа: нанесите линии фасона на чертеж основы брюк в соответствии с описанием модели.

Приложение № 1

Дополнительные вопросы для беседы

1. Технология как часть общечеловеческой культуры, ее роль в общественном развитии.

2. Способы снижения негативного влияния технологического производства на окружающую среду и здоровье человека.

3. Перечислите отрасли современной легкой промышленности.

4. Назовите пути получения профессии и построения профессиональной карьеры. сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.

5. Дайте краткую характеристику методов творческого решения технологических задач.

6. Рациональная организация трудовой деятельности в процессе проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований.

7. Перечислите эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места.

8. Какова роль компьютерных технологий в современном производстве?

Приложение № 2

Примерные направления проектной деятельности

Ш в е й н о е д е л о

1. Изготовление швейных изделий.

2. Спортивная одежда для занятий зимними видами спорта.

3. Спортивная одежда для занятий летними видами спорта.

4. Разработка моделей современной школьной формы.

5. Современные конструкции плечевых изделий.

6. Аксессуары как необходимые элементы костюма.

7. Изготовление головных уборов.

8. Изготовление сумок из различных материалов.

9. Новая жизнь старой одежды.

10. Оформление интерьера детской комнаты.

11. Оформление интерьера кухни.

12. Создание предприятия малого бизнеса.

13. Ателье для изготовления одежды для домашних животных.

14. Современные технологии изготовления швейных изделий.

15. Костюм для новогоднего бала.

16. Русский национальный костюм.

17. История этнических костюмов данного региона.

18. Художественная роспись ткани.

19. Гобелен в современном интерьере.

20. Применение плетения и ткачества в оформлении костюма.

21. Изготовление детской одежды.

К у л и н а р и я

1. Народные праздники с традиционной кухней («Масленица»).

2. К вам неожиданно приехали гости.

3. Сладкий стол.

4. Художественное оформление праздничного стола.

5. Диетическое питание.

6. Русское гостеприимство.

7. Традиционная кухня данного региона.

8. Чайная церемония в традициях разных народов.

9. Заготовка продуктов на зиму.

10. Пикник на свежем воздухе.

11. Организация праздника.

12. Юбилей родителей.

13. Безалкогольные традиционные русские напитки.

14. Витаминная зелень зимой.

15. Юбилейный пирог (торт).

Т е х н и ч е с к и й т р у д

1. Изготовление мебельных изделий для домашнего интерьера.

2. Планировка и оформление дачного участка.

3. Определение путей оптимизации домашней электронной библиотеки.

4. Выбор оптимальной конструкции индивидуального жилого дома.

5. Оформление резьбой по дереву интерьера жилого дома.

6. Разработка оптимального варианта обогревающего устройства на твердом топливе для дачи.

7. Разработка осветительного прибора для жилого помещения в технике чеканки по металлу.

8. Подарочный набор для кухни, выполненный в технике резьбы по дереву.

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностр. языки.

Информатика

Искусствоведение

История

Культурология

Литература

Математика

Менеджмент

ОБЖ

Обществознание

Психология

Религиоведение

Русский язык

Физика

Философия

Химия

Экология

Экономика

Юриспруденция

Школа - и другие предметы.

Студентам - и др.

Экзамены школа

Абитуриентам

Библиотеки

Справочники

Рефераты

Прочее <