Исследование взаимосвязи эмоциональных состояний подростка и их межличностного взаимодействия

Вид работы и учебная дисциплина

Готовая дипломная работа по дисциплине Психология

Содержание

Подростковый возраст характеризуется выраженный эмоциональной неустойчивостью. Поэтому работа с подростками представляет трудности, которые требуют специального изучения их личностного развития.
Подростковый возраст является критическим в жизни человека. Но все же кризисным он становится лишь для части подростков, у которых социальная ситуация развития строится по схеме «группа – школа – семья». И тех же несовершеннолетних, у которых она имеет другую структуру «Семья – школа – группа», развитие идет по гармоничному пути. При изучении подростков рассмотрение социальной ситуации их развития становится основным условием, поскольку она представляет собой особое сочетание внешних и внутренних условий развития растущего человека.
В подростковом возрасте ведущие потребности удовлетворяются в межличностном взаимодействии и тем самым развивается эмоциональная сфера подростка. Отличительная особенность детей этого возраста является их тяга к общению со сверстниками. Поэтому исследования в нашей работе направлены на изучение эмоциональных состояний подростков в процессе их межличностного взаимодействия в классе и установление наличия связи между эмоциональными состояниями подростка и межличностным взаимодействием в классе. Проблемами межличностного взаимодействия занимались Обозов Н.Н., Коломинский Я.Л., Андреева Г.М., Бодалев А.А., Леонтьев А.А. и т.д.
Процесс межличностного взаимодействия включает систему общения, деятельности и отношений. При этом общение является внешней частью межличностного взаимодействия и включает в себя как вербальные, так и невербальные средства. Отношение есть "«внутренний компонент межличностного взаимодействия» и представляет собой мысли, переживания, чувства, весь внутренний мир человека.
Необходимым компонентом межличностного взаимодействия является определенная деятельность.
Значение эмоционального самочувствия подростка в коллективе дает возможность хотя бы косвенно понять сложный процесс становления его личности.
Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотношений и факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в коллективе.
На материале проблем воспитания подростков и юношей на это указывает А.В. Мудрик, отмечал, что, если подростки «не имеют приятелей и друзей в коллективе или даже активно отвергаются сверстниками, то такой коллектив – неблагоприятная среда для развития старшеклассника.
Состояние тревоги как эмоциональная реакция на реальную и предполагаемую угрозу самоуважению человека в группе может возникнуть в силу двух обстоятельств: из-за негативной оценки со стороны знакомых других, косвенно отражаемой величиной статуса, а также под влиянием ожиданий (требований), предъявляемых к конкретному члену группы.
Для профилактики невротических нарушений, невротически-тревожного типа развития личности необходимо помогать детям находить адекватные, эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью.
По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается.
Часто тревога является важнейшим источником распространенной формы нарушения поведения – агрессивного поведения.
Апатия, вялость, безынициативность один из частых исходов тревожных переживаний.
Целевая воля господствующая над аффектом «овладение собственным поведением, управление собой, умение ставить цели своему поведению и достигать их – вот то новое, что лежит в основе развития всех психических функций в подростковом возрасте. Несозревшая психика заключает в себе большую склонность к импульсивным аффектам.
Целью данной работы является выявление особенностей эмоциональной сферы подростка
Задачами данной работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
2. Анализ проявления эмоциональной сферы в ведущем виде деятельности в подростковом возрасте
3. Исследования эмоциональной сферы подростка
4. Анализ полученных результатов.
Предметом исследования является развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Объектом исследования является личность подростка.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что эмоции подростка влияют на ведущий вид деятельности в данном возрасте – общение со сверстниками.
Ценными для нашего исследования оказались работы Амелькова А.А. по изучению межличностного взаимодействия, Якубовской М.Л., Канина Ю.Л. и Булановой Г.В., Онищенко Г.И., Санниковой О.П. по изучению эмоциональной сферы.
Взляды таких психологов как Изард К.Е., Додонова Б.И., Лука А.Н., Ольшанниковой А.Е., Выготского Л.С., Газмана Л.Я., Вилюнаса В.К. на проблему эмоций освещены в нашей работе.
Изучение взаимосвязи эмоциональных состояний подростка и их межличностного взаимодействия может быть применено в педагогической психологии, в воспитании, при организации общения, учебной деятельности.

Список литературы

1. А.Н. Сизанов, В.М. Быкова, И.Н. Тюхлова, Е.С. Смирнова. Безовасное и ответственное поведение: В 3 ч. Ч.2. – Мн.: «Тесей», 1998. – 208 с.
2. Амельков А.А. Влияние организации совместного труда старшеклассников на межличностные отношения: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Мн., 1985.
3. Амельков А.А. Изучение межличностного взаимодействия в школьном классе при помощи экспресс-методики.-- Мн., 1993.
4. Амельков А.А. Учебная деятельность в структуре межличностного взаимодействия младших школьников // Пачатковая школа, 1995 -- № 12.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 367 с.
6. Антонова А.Г. Психология переживаний подростка. – Киев, 1988.
7. Башлакова Л.Н. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. – Мн., 1995, -- 39 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
9. В.В. Нагаев, Т.В. Бендас....


Объем: 59

Год выполнения и защиты - 2009