Вариант 3

Вид работы и учебная дисциплина

Готовая контрольная работа по дисциплине Риторика

Содержание

1. Прочитайте фрагмент речи, определите её тему, род, вид. Как в содержании
речи проявляется её отношение к определённому роду и виду? К кому обращается
автор? Какое впечатление произвел на Вас этот фрагмент?

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести
приговор по делу, которое по своей трудности, сложности и важности превышает
все дела, разбиравшиеся до сих пор в стенах этого суда. Трудности эти
состоят прежде всего в том, что преступление, о котором идет речь, совершено
уже давно, очень давно - 15 лет тому назад. Затем, перед вами, вопреки тому,
что бывает в большей части преступлений, не является потерпевшего лица, а
между тем, его помощь необходима правосудию в деле, в котором существуют
расчеты коммерческие, так как оно одно может объяснить их обстоятельно и
полно. (:)




2. Ниже приводится первый абзац речи. Какие известные элементы композиции
можно в нём отметить (этикетные формулы, <зацепляющий крючок>, вступление)?

Если бы я не был так стар, я бы нашел себе новую профессию теперь. Я стал бы
гидом по переделкинским местам: Я повел бы туристов к березе, которая
увековечена Пастернаком, к ручью, который был им воспет. Я показал бы им
поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы им те дома, те
пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор и будут жить вечно:
(К.И. Чуковский).




3. Прочитайте фрагмент из лекции Т.Н. Грановского о французском короле
Людовике XI. Какие аргументы использует оратор?

Парижских граждан при въезде короля поразила противоположность между
герцогом Бургундским и королем. Первый въехал в город, как настоящий
феодальный властитель, великолепно одетый, окруженный блестящим рыцарством.
Людовик был небольшого роста, худощавый, одетый в платье среднего сословия.
Может быть, эта самая простота привлекла к нему сердца городского
народонаселения. Между тем как Филипп давал рыцарские праздники , Людовик
знакомился с добрыми горожанами, крестил у них детей и особенно успешно
действовал на женщин, удивлявшихся дотоле невиданной простоте короля.
Это был король среднего сословия с его ненавистью к феодализму. Говорят, что
на один турнир Филиппа Людовик смотрел из окошек своего дворца и особенно
забавлялся следующим: незнакомый рыцарь явился на турнир и страшно избивал




4. Прочитайте фрагмент из судебной речи А.Ф. Кони <Дело о Станиславе и Эмиле
Янсенах, обвиняемых в ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов, и Герминии
Акар, обвиняемой в выпуске в обращение таких билетов>. Какие типы речи
(описание, повествование, рассуждение) и почему использованы в этом
фрагменте?

Вы знаете, в чем состоял этот случай. К курьеру французского министерства
иностранных дел Обри явился неизвестный человек, назвавшийся Леоном Риу. Он
принес ему посылку и просил отвезти её в Петербург. Обри решился взять эту
посылку. (:) Обри везет её в Петербург вместе с депешами Тюильского
кабинета. Что же такое в посылке? Это, как говорил курьеру Риу и как
значится в безграмотном переводе, артикулы, то есть образцы товаров.
Посылка, пустая по цене, она стоит 30 франков, её можно бросить куда-нибудь,
и она бросается в саквояж, где клеенка, которой она обшита, распарывается. В
Петербурге у Обри является желание посмотреть содержимое посылки, и не
защищенные больше оболочкой, в ней оказываются фальшивые бумажки. Об этом
заявлено - и вот благодаря необычной любознательности французского курьера
русские кредитные билеты попадают на стол вещественных доказательств вашего
суда. Вы знаете, что Янсены были затем арестованы. Обстоятельства этого
ареста вам более или менее известны. Я не считаю нужным их повторять, но




5. Прочитайте концовку данной речи. В чём её особенность?

Как бы то ни было, заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной
признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь
по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже
иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он
отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской
жизни. Он первый, наконец, водрузил могучей рукой знамя поэзии глубоко в
русскую землю; если пыль поднявшейся после него битвы затемнила на время это
светлое знамя, то теперь, когда эта пыль начинает опадать, снова засиял в
вышине водруженный им победоносный стяг. Сияй же, как он, благородный медный
лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим
поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого
народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире
было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится
его новым чтецом, - так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок с
любовью остановится перед изваянием Пушкина и, понимающий значение этой
любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и
более образованным, более свободным человеком! Пусть это последнее слово не




6. Из предложенного текста отметьте известные Вам средства выразительности.

Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто-либо в
одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося
с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки, другая
отнимет 50 рублей из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и
заставит пойти обиженного неизвестною, но преступной рукой парня в солдаты,
третья вырвет 10 рублей из последних 13, полученных молодою и красивою
швеею-иностранкою, выгнанною на улицы чуждого и полного соблазна города и

Объем: 3

Год выполнения и защиты - 2009