Финансовый менеджмент в коммерческом банке


Курсовая работа >> Банковское дело

32


Курсовая работа

Тема: ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Содержание

Пункт

Страница

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

2.

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

5

3.

МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

11

4.

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

12

5.

СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

13

6.

ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

17

7.

КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ

21

8.

ПРИЁМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

23

9.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

33

1. ВВЕДЕНИЕ

Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функ­ционированием фирмы на основе использования современных ме­тодов. Финансовый менеджмент яв­ляется одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняш­них условий экономики России.

Финансовый менеджмент включает в себя:

  • разработку и реализацию финансовой политики;

  • принятие решений по финансовым вопросам, их конкрети­зацию и разработку методов реализации;

  • информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;

  • оценку инвестиционных проектов и формирование портфе­ля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирова­ние и контроль;

  • организацию аппарата управления финансово-хозяйствен­ной деятельностью.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

  • риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

  • эффективность работы фирмы;

  • скорость оборачиваемости капитала и его производитель­ность.

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке —определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.

В цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов. Это объясняется тем, что всё вышеперечисленное является директивными нормами, которые введены на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.

2. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (табл. 1).

ТАБЛИЦА 1

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

1. Управление активами и пассивами

2. Управление ликвидностью

3. Управление собственным капиталом

4. Управление заемным капиталом

5. Управление банковскими рисками

6. Управление кредитным портфелем

7. Организация внутрибанковского контроля

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1. Администрирование системы организации и оплаты труда

2. Организация подбора и расстановки персонала

3. Организация системы подготовки персонала

Банк — это организация, осуществляющая управление капиталом — собственным и заёмным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме табл. 2.

ТАБЛИЦА 2

Основные задачи банковского менеджмента

Задачи

Содержание решаемых задач

Банковская политика

1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка

2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

3. Разработка методологии управления деятельностью банка

4. Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка

5. Стратегия управления персоналом банка:
— в области организации работы персонала;
— в области определения эффективности работы персонала;
— в области мотивации персонала;
— в области стимулирования инновационного потенциала персонала;
— в области продвижения персонала

Банковский маркетинг

1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг

2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры

3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг

4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения

Создание банковских продуктов

1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг

1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

2. Завоёвывание новых рынков банковских услуг

3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков

4. Получение прибыли

Экономика и финансы

1. Приращение капитала

2. Управление прибылью и ликвидностью

3. Максимизация управленческого вознаграждения

4. Обеспечение стабильности развития банка

5. Обоснование финансовых решений

6. Управление издержками банка

Информационно—аналитическое обеспечение

1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование

1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчётно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

Как известно, основное назначение банка — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

Как уже отмечалось, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью — имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка — потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

— финансово-экономических показателей (ФЭ);

— организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);

— функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ — ОП — ФТ.

Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

3. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.

Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов.

В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом.

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.

Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

4. ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3

Заданные параметры

Режим деятельности

Максимизация прибыли банка

Минимально допустимая нормативная ликвидность

Максимизация ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка

Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка

Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе её дифференциации по срокам, объёмам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка

5. СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:

— управляемой, или объекта управления;

— управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

ТАБЛИЦА 4

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка

2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений

3. Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка

5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)

6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

7. Специализация банка

8. Универсализация банка

КОММЕРЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка

10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)

КАПИТАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА

11. Кредитно-инвестиционная политика банка

12. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка

Трехмерный классификатор финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.

3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

6. ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель — материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование — определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский продукт — способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

в) разработка регламента оказания требуемой услуги;

г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;

д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;

з) разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт — операция — услуга".

Продукт — регламент (документально оформленная упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

Услуга — результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени сложности можно выделить три класса триад — элементарные, комбинированные, интегрированные.

7. КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ

Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

Технология = (материал + инструмент + набор действий) —> удовлетворение потребности.

Банковская технология обслуживания клиентов = (потребности клиентов + продукты + операции) —> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

Реинжиниринг — это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестицонными процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости; это концепция по подготовке к внедрению банковских технологий и перестройка бизнес-процессов, в целях достижения устойчивости управления банков и значительных улучшений таких показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функциионирования. Концепция (от лат. conceptio понимание, система) представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо яв­ления.

Реинжиниринг бывает: кризисный и реинжиниринг развития.

Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов.

Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

Работа с клиентом формально может быть описана следующей последовательностью фаз взаимодействия сотрудников банка с клиентом.

1. Информирование клиента о сфере услуг банка.

2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.

3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.

4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).

5. Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.

6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

В настоящее время известны две системы работы с клиентами:

1) система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку. Управление строится исходя из административно-командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".

2) система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

Поскольку первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе.

Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

8. ПРИЁМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому содержанием приёмов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала и движения денег. Приёмы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на объект управления для достижения конкретной цели. По направлениям действия приёмы финансового менеджмента можно сгруппировать по группам:

1)приёмы, направленные на перевод денежных средств.

2)приёмы, направленные на перемещение капитала для его прироста.

3)приёмы, носящие спекулятивный характер.

4)приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.

Приёмы по переводу денежных средств означают способы расчётов за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.

Перемещение капитала для его прироста — это инвестиционная сделка, связанная с долгосрочным вложением капитала. Поэтому приёмы, направленные на перемещение капитала, представляют собой способы получения дохода на этот капитал в форме его прироста.

Спекулятивная операция есть краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит и т.д.

Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход, представляют собой приёмы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации.

Приёмы финансового менеджмента


Перевод денежных средств

Перемещение капитала для его прироста

Спекулятивные операции

Сохранение способности капитала, приносить высокий доход

  • кредитные карточки

  • дебитные карточки

  • смарт-карты

  • платежное поручение

  • платежное требование-поручение

  • аккредитив

  • расчёты чеками

  • банковский перевод

  • расчёты по открытому счету

  • инкассо

  • трансферт

- депозит

- вклады

- текущая аренда

  • рента

  • лизинг

  • селенг

  • траст

  • инжиниринг

  • трансипг

  • франчайзинг

  • эккаутинг

  • бенчмаркинг

  • финансовый кредит

  • реинжениринг

  • фирменный кредит

  • факторинг

-форфитирование

  • кредит по открытому счету

  • вексельный кредит

  • акцентный кредит

  • овердрафт

  • самокредито- вание

  • репорт

  • депорт

  • операции с курсовыми разницами

  • операции СВоП

  • валютный арбитраж

  • процентный арбитраж

  • валютная спекуляция

- лидз энд легз

  • страхование

  • хеджирование

  • залог

  • ипотека

- тязоврация драгоценных металлов

- диверсифи

кациялимитрирование

-приобретение дополнительной информации

  • самострахование

Перевод денежных средств.

Кредитная карточка — платежно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую кредитную карточку с указанием имени владельца, присвоенного шифра, образца подписи и срока действия.

Дебитная карточка — платежно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты товаров и услуг, для получения наличных денег в банкоматах. Дебитные карточки имеют закодированную сумму счета владельца карточки. Оплата по дебитным карточкам производится путем прямого списания со счета плательщика из суммы закодированной на карточке.

Смарт-карта — пластиковая карточка с встроенным микропроцессором, этим она отличается от дебитной карточки. Смарт-карта имеет большую скорость расчётов, так как не требует телефонной связи с банком эмитентом.

Платежное поручение представляет собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта. Платежные поручения по договоренности сторон могут быть срочные, долгосрочные, отсроченные.

Платежное требование — поручение представляет собой расчётный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчётных и отгрузочных документов стоимость поставленных по договору товаров. Плательщик, определив возможность, сдает этот документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной суммы на расчётный счет продавца.

Аккредитив — условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счёт (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитивы бывают: отзывные, не отзывные, подтвержденные, неподтвержденные, переводные, револьверные (возобновляемые), покрытые, непокрытые.

При расчёте чеками в РФ в качестве источника чекового права используется Положение о чеках №2349-1 от 13.02.1992 г. и параграф №5 «расчёт чеками» главы №46 ГК. Чеком признается ценная бумага, содержащая ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежи указанной в нем суммы чекодателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Инкассо — банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов, причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Упрощенно инкассо можно определить как поручение продавца своему банку получить от покупателя непосредственно или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.

Банковский перевод, расчёты по открытому счёту — это формы расчётов за экстренно-импортные операции.

Перемещение капитала для его прироста.

Кредитование имеет три разновидности:

1.Кредитование деятельности хозяйствующего субъекта в форме прямой выдачи денежных сумм (финансовый кредит).

2.Кредитование как разновидность расчётов, т.е. расчётов с отсрочкой платежей (коммерческий кредит).

3.Кредитование в форме предоставления вещи одной стороной в собственность другой (товарный кредит).

Кредиты в зависимости от обеспечения бывают банковские, то есть без обеспечения, и кредиты имеющие обеспечение. Кредиты с обеспечением делятся на вексельные (покупка или залог векселя), подтоварные, фондовые (под ценные бумаги), ипотечные (под залог недвижимости). По характеру погашения кредиты бывают погашенные единовременно и в рассрочку.

Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Основной целью факторинга является получение средств немедленно или в срок определенной договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя.

Факторинг осуществляется следующим образом. Банк приобретает у продавца право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции и в течение 2-3 дней перечисляет 70-90% из суммы за отгруженную продукцию в момент предъявления платежных документов. После получения платежа по этим счетам от покупателя банк перечисляет продавцу остаток средств за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.

Форфетирование — форма кредитования экспорта путем покупки банком без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям. Форфетирование, как правило, применяется при поставках машин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа.

Механизм форфетирования: форфетер (банк или финансовая компания) приобретает у экспортера вексель с определенным дисконтом, размер которого зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, рыночных процентных ставок в данной валюте.

Кредит по открытому счету. Этот кредит предоставляется в расчётах между постоянными партнерами, особенно при многократных поставках однородных товаров. Сущность кредитов или расчётов по открытому счету заключается в том, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес документы, относя сумму задолженности в дебит счета, открытого им на имя покупателя.

Овердрафт — это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх его остатка. В результате такой операции образуется отрицательный баланс, то есть дебетовое сальдо — задолженность клиента банку. Банк и клиент заключает между собой соглашение, по которому устанавливается max сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процентов за кредит.

Депозит — вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Депозиты являются источником образования банковского кредитного капитала. Депозит оплачивается банком. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты.

Траст-операции — управление по доверенности. Доверительные операции банков по управлению имуществом клиента и выполнение других услуг в интересах и по поручению клиента на правах доверенного лица, регламентируется ГК РФ (глава №53). Учредителем траста является собственник имущества. Доверительным управляющим может быть физическое лицо или коммерческая организация.

Рента — это регулярно получаемый доход на капитал, облигации, имущество, недвижимость, не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Ренту можно рассматривать как регулярный поток платежей. Параметры ренты:

  • член ренты — величина каждого отдельного платежа;

  • период ренты — интервал между двумя последовательными платежами;

  • срок ренты — время от начала первого периода ренты до конца последнего периода;

  • процентная ставка — плата, взимаемая за рассрочку платежей.

Лизинг — форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользовании имущества, кроме природных объектов. Временное положение о лизинге определяет его следующим образом: «Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей».

Селинг — одна из разновидностей лизинга. Селинг представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного займа и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селинг-компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по требованию возвратить его.

Инжиниринг — это инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии, опыта).

Трансинг — способ вторичного получения доходов путем вложения в ценные бумаги прибыли, полученной от первоначального вложения капитала в предпринимательство. Трансинг — один из эффективных способов накопления капитала.

Франчайзинг — система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма, имеющая высокий имидж на рынке передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирмы право, то есть лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

Эккаутинг — сфера предпринимательства, связанная со сбором и обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов финансовой информации. Бизнес-справки.

Бенимаркинг — это способ изучения деятельности других хозяйствующих субъектов, в том числе своих конкурентов с целью использования их положительного опыта и достижений в собственной работе. По своей сути бенгмаркинг — маркетинговая и финансовая разведка.

Спекулятивные операции.

Репорт — представляет собой срочную сделку, при которой владелец ценных бумаг или валюты продает их банку на бирже с обязательством последующего выкупа через определенный срок по новой более высокой цене. Разница между продажной и покупной ценой составляет фактическую плату за кредит. Эта разница также называется «репорт». Репорт направлен на повышение ценных бумаг и валюты.

Депорт представляет собой срочную сделку, противоположную репорту. Депорт заключается на бирже в расчёте на понижение курса ценных бумаг или валюты с целью получения прибыли в виде курсовой разницы.

Операция с курсовыми разницами. На валютном счете хозяйствующего субъекта ведется в валюте и рублях, то есть в пересчете валюты на рубли по курсу ЦБ на день совершения операций. Итог за отчетный срок может быть положительным и отрицательным.

Своп — валютная операция по обмену между двумя субъектами обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и затрат. Наиболее распространены валютный своп и процентный своп.

Валютный арбитраж — это операция по купле-продаже валюты с последующей обратной сделкой в целях получения прибыли от разницы валютных курсов. Валютный арбитраж бывает временной, пространственный, простой и сложный.

Процентный арбитраж — сделка, сочетающая в себе валютную (конверсионную) и депозитную операции, направленную на регулирование предприятиями валютной структуры своих краткосрочных активов и пассивов с целью получения прибыли за счет разницы в процентных ставках по различным валютам.

Валютная спекуляция — операция с целью получения прибыли от изменения валютных курсов во времени или на различных рынках, связанная с преднамеренным принятием валютного риска.

Лидз энд лэгз — это вид валютных операций, связанных с манипулированием сроками расчётов (ускорение или затягивание) с целью получения финансовых и других выгод. Лидз энд лэгз оформляется как договоренность сторон по контракту путем изменения сроков и условий платежа. Основными формами лидз энд лэгз являются:

1)долгосрочная оплата товаров и услуг или задержка платежей;

2)отсрочка (коммерческой операции или ее оформление в кредит;

3)ускорение (замедление) репатриации прибылей, выплаты процентов, дивидендов или погашение кредитов. Репатриация — перевод из-за рубежа в страну-эмитент;

4)регулирование получателем иностранных валютных средств сроков конверсии выручки в национальную валюту и манипулирование условиями операций по страхованию валютных рисков.

Сохранение способности капитала приносить высокий доход.

Тезаврация драгоценных металлов, прежде всего золота и серебра — это один из способов накопления денежных сбережений, то есть аккумуляция капитала. Тезаврация золота — это его накопление владельцами в виде сокровища или страховых фондов.

Страхование — это отношения по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формулируемых из уплаченных или страховых взносов.

Хеджирование — страхование валютных рисков; страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки товаров в будущих периодах.

Ипотека — это залог недвижимости для обеспечения денежного требования кредитора к должнику.

список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М., 1999.

3. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. — М.: Перспектива, 1996.

4. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга третья. Финансовый менеджмент клиента. — М.: Перспектива, 1996.

5. Масленченков Ю.С. Банк партнер предприятия: расчётно-платежные и хеджирующие операции. Учебное пособие рекомендованное Минобразом РФ для студентов экономических специальностей. — М.: ЮНИТИ, 2000

6. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник. — М., 1998.

7. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. — М., 2000. Рекомендован Минобразом для студентов экономических ВУЗов по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент».

8. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. В.С. Золотарева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.