Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ


Контрольная работа >> Банковское дело

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему

Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ

вариант №5

Исполнитель: ****

Специальность: бух. учет анализ и аудит

Группа: 302

№ зачетной книжки:****

Руководитель: Анохина Н.В.

ЧЕЛЯБИНСК 2007

Оглавление

1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ……..…3-6

2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо……..6-10

3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт………..10-14

Список используемой литературы…………………………………...…………15

1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ

Основной частью денежного оборота является безналичный платежный оборот, который опосредствует практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых органов, населения. Поскольку в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни, все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

С развитием рыночных отношений в экономике России безналичные расчеты становятся более актуальными чем наличные, изменились принципы их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономи­ческой целесообразностью, сочетаться с экономичес­кой самостоятельностью субъектов рынка и их мате­риальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналич­ных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В этом принципе закреплено право субъектов рын­ка самим определять очередность платежей с их сче­тов.

Третий принцип — принцип свободы выбора субъ­ектами рынка форм безналичных расчетов и закре­пления их в хозяйственных договорах при невмеша­тельстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение эконо­мической самостоятельности всех субъектов рынка (не­зависимо от формы собственности) в организации до­говорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

Все три названных принципа безналичных расчетов закреплены Положениием о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г

Однако к ним следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность плате­жа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых; договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д.

Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности пла­тежей, могут более рационально построить свой де­нежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидно­стью своего баланса.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюде­ния срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления по­следними соответствующих документов

Расчетные счета открываются всем предпри­ятиям независимо от формы собственности, работа­ющим на принципах коммерческого расчета и име­ющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете.

Совершение операций по счету начинается с момента получения банком уведомления из налогового органа о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию.

Безналичные расчеты за товары и услуги осуществля­ются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к чи­слу которых относятся способ платежа и соответст­вующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандар­тизированным требованиям и, следовательно, обяза­тельно должны содержать следующие данные:

наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

наименование плательщика, номер его счета в бан­ке, наименование и номер банка плательщика;

наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств; назначение платежа (в чеке не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании пер­вого экземпляра -расчетного документа. Денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям установленных Банком России стандартов.

При безналичных расчетах допускается использование платежных поручений, чеков, аккредитивов, инкассо.

2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о пе­речислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учрежде­нии банка.

Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершают­ся расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные пла­тежи совершаются исключительно платежными пору­чениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поруче­ния используются в следующих случаях:

- за полученные товары и оказанные услуги

- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг

- при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

- по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

- платежей в бюджет;

- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам

-перечисления средств органам государственного и социального страхования

- приобретения акций, облигаций, депозитных сер­тификатов, банковских векселей; уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необ­ходимые реквизиты для совершения платежа и пред­ставляется в банк, как правило, в 4 экземплярах.

Платежное поручение принимается банком к испол­нению только при наличии достаточных средств на счете плательщика.

После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета пла­тельщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа платеж­ное поручение принимается банком в картотеку неоп­лаченных расчетных документов. Оплата его производится по мере поступления средств на счет плательщика.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд до­стоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность ис­пользовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручени­ями наиболее перспективной формой расчетов.

Платежное требование- поручение представляет собой требование поставщика к покупа­телю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поста­вленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки про­дукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными до­кументами направляется в банк покупателя для опла­ты. Возможен прием требований-поручений и на ин­кассо (в банке поставщика).

Инкассо — это банковская операция, посред­ством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчет­ных, товарных и денежных документов. При инкас­совой услуге банк поставщика сам пересылает платеж­ные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой.

Поскольку инициатива в расчетах платежными тре­бованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена толь­ко с согласия покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требова­ния-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик оформ­ляет сопроводительное письмо (извещение) с мотиви­ровкой отказа от акцепта

Расчеты платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), можно оце­нить в качестве перспективной, так как она сочетает в себе достоинства как отмененных с 1992 г. расчетов платежными требованиями, так и действующих рас­четов платежными поручениями. Она отвечает финан­совым и хозяйственным интересам и поставщиков, и покупателей, укрепляет договорные отношения в хо­зяйстве:

- ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа; поставщик — сразу после отгрузки продукции или оказания услуг;

- платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика с целью про­верки выполнения последним условий хозяйственного договора;

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести в пользу получателя средств по предъявлению последним, документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить другому банку произвести такие платежи.

Аккредитивы бывают:

1. Отзывные и безотзывные.

Отзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например при несоблюдении условий, предусмотренных договором, или в случае досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву.

Каждый аккредитив должен ясно показывать отзывной он или безотзывной. При отсутствии такого четкого указания аккредитив является отзывным. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать продавцу только через банк-эмитент, который извещает банк продавца (исполняющий банк), а тот в свою очередь - продавца.

Безотзывной аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Продавец вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

  1. Подтвержденные и неподтвержденные. Подтвержденный аккредитив - это аккредитив, получивший дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтверждающий аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи. Неподтвержденный аккредитив - аккредитив, не имеющий указанной гарантии.

  2. Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Покрытые аккредитивы - это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика (покупателя) или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

Непокрытые аккредитивы - это аккредитивы, не имеющие указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, по которым платежи поставщику гарантирует банк.

3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт

Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, ко­мандировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.

Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это до­кумент установленной формы, содержащий безуслов­ный письменный приказ чекодателя своему банку о пе­речислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчет­ный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения

чек передается плательщиком предприятию-получате­лю платежа в момент совершения хозяйственной опе­рации, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

В настоящее время использование в платежном обороте Российской Федерации расчетных чеков рег­ламентируется Положением о чеках. Положением о безналичных расчетах в Российской Фе­дерации от 03 октября 2002 г., а также поступающими дополнительными указаниями ЦБР. С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации находят­ся расчетные чеки единого образца с грифом «Россия». Эти чеки используются в расчетах только на террито­рии Российской Федерации, при этом с 15 ноября 1992 г. согласно указаниям ЦБР они могут применяться лишь при одногородних (местных) расчетах и только юриди­ческими лицами.

Для получения расчетных чеков клиент обраща­ется в обслуживающий его коммерческий банк с за­явлением по установленной форме, где указывают­ся количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных опреде­ляется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. За­явление на выдачу чеков подписывается руководите­лем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Банки в своей деятельности по операциям с веселями руководствуются Федеральным Законом от 11.03.97г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. За­кон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получа­телю средств или его приказу. Простой вексель выпи­сывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

ПЕРЕВОДНЫЙ ВЕКСЕЛЬ (тратта) — это пись­менный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате ука­занной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

В отличие от простого в переводном векселе уча­ствуют не два, а как минимум три лица: векселедатель, выдающий вексель; плательщик , к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель— получатель плате­жа по векселю.

Переводный вексель обязательно должен быть ак­цептован плательщиком, и только после этого он приобретает силу исполнительного документа.

Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. От­сутствие хотя бы одного из них лишает вексель юри­дической силы.

К обязательным вексельным реквизитам относятся: вексельная метка, т. е. обозначение документа словом «вексель», выраженное на том же языке, на котором написан документ;

место и время составления векселя (день, месяц и год составления);

обещание уплатить определенную денежную сум­му;

указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);

срок платежа;

место платежа;

наименование того, кому или по приказу кого дол­жен быть совершен платеж;

подпись векселедателя — представляется им соб­ственноручно рукописным путем.

В современной отечественной банковской практике появился новый вид векселей — банковский вексель. Банковский вексель представляет собой односторон­нее, ничем не обусловленное обязательство банка — эмитента векселя — об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.

Действующее российское вексельное законодатель­ство не предусматривает для случаев выпуска векселей банками каких-либо особых правил или исключений, и законодательство о ценных бумагах этого вопроса не затрагивает.

платежная карта – это специальный платежный инструмент в виде эмитированной в установленном порядке пластиковой или другого вида карты, которая используется для осуществления перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисление денежных средств со своих счетов на счета других лиц, получение денежных средств в наличной форме в кассах банков, финансовых учреждениях, пунктах обмена иностранной валюты уполномоченных банков и банковские автоматы, а также осуществление других операций, предусмотренных соответствующим договором..

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование является довольно дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, если карта используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

При осуществлении расчетов с использованием пластиковых карт в системе берут участие: держатели (собственники) карт, банк – эмитент, торговые участники и учреждения сферы услуг, банк – эквайер, процессинговый центр.

Держатели карт – это физические лица, которые по договору с кредитно – финансовым учреждением используют ее платежную карту для оплаты в безналичной форме стоимость товаров или услуг, а также для получения через банковские учреждения и банкоматы.

Банк – эмитент – учреждение банка, которое выпускает в обращение платежные карты.

Банк – эквайер – банк, в котором открыты счета предприятий торговли и услуг, которые обслуживают держателей платежных карт.

Процессинговый центр – специализированный информационно – вычислительный центр, который осуществляет сбор, обработку, сохранение и передачу кредитно – финансовым учреждениям информации о необходимости перевода со счета лиц – держателей платежных карт денежных средств за полученные товары и услуги и другие карточные операции лиц, которые их предоставляют.

Список используемой литературы

1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело – Питер 2003

2. Белаглазова Г.Н., Банковское дело – Питер 2004

3.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции – Банки и Биржи, Москва 1999

4. Сешицев А.С Деньги Кредит Банки- Питер 2007