Сущность денежного обращения и рынок пластиковых карт в России


Курсовая работа >> Банковское дело

Введение

Цель работы – рассмотреть особенности безналичного денежного обращения в РФ.

При товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты. Совокупность всех денежных расчетов, совершенных как наличными деньгами, так и в безналичном порядке, образует денежный оборот. Основную часть денежного оборота (80-90%) составляет безналичный денежный оборот. Он возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований. Безналичный оборот опосредует такие сферы хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот [1].

Наиболее острой проблемой российской экономики является проблема неплатежей. Просроченная задолженность по заработной плате в РФ увеличилась в феврале 2007 года по сравнению с предыдущим месяцем на 1.3% и соста­вила на 1 марта 4.863 млрд. руб. Задолженность по зарплате из-за отсутствия собственных средств у организаций составила на начало марта 2007 года 4.446 млрд. руб., или 91.4% от всей суммы просроченной задолженности. Размер просроченной кредиторской задолженности российских предприятий и организаций в январе 2007 года составил 779.2 млрд. руб.

Поэтому я считаю, что тема безналичного денежного оборота в настоящее время является актуальной.

Таким образом, можно определить такие задачи курсовой работы, как:

- Определить сущность безналичного оборота и его значение в РФ;

- рассмотреть принципы организации безналичного оборота в РФ и классификации безналичных платежей;

- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов в РФ.

Объект моей работы – сущность безналичного денежного обращения в РФ.

Предмет работы – особенности развития пластиковых карт в России.

1. Сущность денежного обращения

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг и нетоварные платежи в экономике.

Другое определение денежного обращения:

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций.

Денежное обращение – это движение денег между тремя группами экономических агентов: потребителями, предприятиями и органами государственной власти.

Денежный оборот, исходя из последнего определения, можно рассчитать как сумму всех платежей, осуществляемых экономическими агентами в наличной и безналичной форме.

На денежное обращение влияют следующие факторы:

  1. состояние экономики страны;

  2. функционирование платежно-расчетной системы в стране;

  3. сбалансированность рыночного спроса и предложения;

  4. денежная масса, т. е количество денег находящихся в обращении;

  5. спрос на деньги и предложение денег;

  6. инфляция;

  7. и т.п.

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса.

Денежная масса – это совокупный объем находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц наличных, безналичных, покупательных, платежных и накопленных средств которые обслуживают экономический кругооборот

Структуру денежной массы чаще всего иллюстрируют в зависимости от степени ликвидности. При этом все денежные средства группируются в денежные агрегаты:

Мо – представляет собой группировку наличных денег. Это самые ликвидные средства;

М1 – это группировка наличных денег, денег находящихся на расчетных счетах предприятий и деньги на счетах до востребования;

М2 – М1 + срочные счета, депозиты;

М3 – М2 + средства, вложенные в ценные бумаги.

Регулируя структуру денежной массы, государство учитывает соотношение между денежными агрегатами и обеспечивает равновесие между ними. Считается, что равновесие между денежными агрегатами будет обеспечено, если М2 > М1 и еще более равновесие укрепится если М3 + М2 > М1

Помимо структуры денежной массы важным количественным показателем денежной массы является скорость обращения денег.

Скорость обращения денег – это количество сделок в которых участвует денежная единица за определенный период времени (чаще всего за год)

Скорость обращения денег можно выразить следующей формулой

V = ВВП / ДМ(А)

Где V –скорость обращения денег

ВВП - валовой внутренний продукт

ДМ(А) – денежная масса в виде какого-либо денежного агрегата (А1, А2….)

Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег.

Наличные деньги – это деньги представленные в форме бумажных денег, банкнот, разменных металлических монет.

Безналичные деньги – это деньги представленные на счетах в кредитных учреждениях.

Выделяют два вида денежного обращения:

1.1 Налично-денежное обращение

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения.

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами.

Налично-денежное обращение обслуживает отношения между отдельными физическими лицами, между юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами и государством, между физическими лицами и государством.

И соответственно используется налично-денежное обращение при кругообороте товаров и оплате услуг, при выплате заработной платы, пенсий, различных пособий, при выплате доходов по ценным бумагам и т.п.

Размер налично-денежного оборота зависит от уровня цен в стране, от объема товаров и услуг, от количества звеньев в системе расчетов.

Налично-денежное обращение занимает меньшую часть в денежном обращении (по некоторым оценкам составляет около 10%). Причем отмечаются дальнейшие тенденции снижения объемов налично-денежного обращения в связи с развитием системы безналичных расчетов.

Организация налично-денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков. Эмиссионные функции в большинстве стран возложены на Центральные, государственные банки. В России организацией налично-денежного обращения и эмиссией денег занимается Банк России (Центральный банк РФ).

Банкноты и монеты, выпускаемые ЦБ, являются безусловными обязательствами государства и обеспечиваются государственными активами, принимаются по номинальной стоимости при всех видах платежей, при оплате всех товаров на территории страны. Поступление наличных денег в оборот происходит в соответствии с потребностями экономики, поэтому на эмиссионные банки часто возлагают функцию оценки и прогнозирования развития производства и потребности в наличных деньгах. Кроме того, ЦБ осуществляет регулирование налично-денежного обращения

При организации налично – денежного обращения исходят из следующих принципов.

Принципы организации налично-денежного обращения:

  1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Согласно данному принципу, ЦБ имеет исключительное право организовывать и регулировать движение наличных денег, что позволяет достичь устойчивости, бесперебойности денежного обращения, и учесть покупательную способность национальной валюты. Достигается этот принцип благодаря нормативным документам, регламентирующим кассовые операции всех хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений.

  2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Согласно данному принципу, поскольку наличные деньги и безналичные деньги имеют в основе одни и те же кредитные деньги (кредитную основу),то они могут легко переходить друг в друга, что позволяет эластично (существенно) сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребности экономики. Следуя данному принципу, государство изменяет дорогостоящее налично-денежное обращение на более дешевое безналичное обращение.

  3. Комплексность организации денежного обращения. Согласно данному принципу необходимо обеспечить комплексный подход при организации денежного обращения, т.е. рассматривать как единое целое и налично-денежное обращение и движение безналичных средств. Для реализации этого принципа законодательно устанавливается единый порядок расчетов через коммерческие банки. Такой порядок повышает и качество расчетно-кассового обслуживания.

  4. Регулярность и бесперебойность обеспечения экономики наличными деньгами. Согласно данному принципу, ЦБ осуществляет своевременную эмиссию наличных денег и регламентирует деятельность коммерческих банков, кредитных учреждений с целью воздействия на их способность своевременно обслуживать расчеты между хозяйствующими субъектами. Данный принцип реализуется посредством эмиссии и с помощью различных инструментов государственного регулирования экономики (выдача лицензий, введение санкций за нарушения законодательства, регламентирующего денежное обращение).

  5. Регламентация процедуры выполнения операций с наличными деньгами. В данном случае государство устанавливает порядок работы банков, хозяйствующих субъектов с кассовой наличностью, порядок оприходования наличных денег и их выдачи через кассу банка или хозяйствующего субъекта, порядок документального оформления кассовых операций и т.п.. Такой порядок устанавливается и закрепляется нормативными документами ЦБ.

Основными законами, регламентирующими налично-денежное обращение в РФ, являются:

    • Положение ЦБ № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ»

    • Инструкция ЦБ № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведении операций по этим счетам»

    • Положение ЦБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»

В этом последнем документе определяется, что денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичной форме и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (60000 руб.). Для юридических лиц устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все средства сверх лимита юридические лица обязаны ежедневно сдавать в банк на свой расчетный счет [2].

1.2 Безналичное обращение

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и.т.п. кредитными инструментами.

Обслуживает безналичное обращение отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, физическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими лицами и государством.

Использоваться безналичное обращение может также как и наличное: для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.

Объем безналичного обращения во много раз больше налично-денежного обращения (90%). И это не случайно. Безналичное обращение имеет некоторые преимущества, в частности:

    1. позволяет экономить наличные деньги

    2. позволяет сокращать издержки обращения, поскольку сокращаются расходы на печатание и пересылку денег

    3. способствуют увеличению скорости денежного обращения

В РФ порядок осуществления безналичных расчетов определяется следующими нормативными документами:

    • ГК РФ

    • Положение ЦБ О безналичных расчетах № 2-П

    • ФЗ О центральном банке РФ

    • ФЗ О банках и банковской деятельности.

    • О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием. № 23-П

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

    • расчеты платежными поручениями

    • расчеты чеками

    • расчеты платежными требованиями-поручениями

    • расчеты аккредитивами

Принципы организации безналичных расчетов

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств. Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Эти принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» ЦБР с 1 июля 1994 г. вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта административная мера продиктована заботами Правительства РФ о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка - участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В Положении о безналичных расчетах, принятом 9 июля 1992г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Однако, в последнее время стали добавлять еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

Срочный платеж может совершаться:

  • до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);

  • немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;

  • через определенный срок после завершения торговой операции - на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформление векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других [3].

Платежные поручения

Расчеты платежными поручениями – это форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в банк, обслуживающий счет плательщика, специальный расчетный документ, содержащий безусловное поручение о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета на расчетный счет получателя бюджетных средств.

Это самая распространенная форма расчетов. Такие расчеты производятся за полученные товары, оказанные услуги, при осуществлении плановых или авансовых платежей, по нетоварным операциям (налоги, платежи во внебюджетные фонды).

Расчеты платежными поручениями имеют следующие достоинства: простота документооборота, скорость перечисления средств, возможность использовать эту форму расчетов при нетоварных операциях.

Платежные требования-поручения

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежные требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику. Плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование- поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк.

К преимуществам этой формы относится то, что инициатором предъявления

в банк расчетного документа является поставщик, т.е. сторона, заинтересованная в ускорении расчетов. А недостатки – нет гарантии своевременности платежа, трудоемкость расчетов.

Порядок расчета платежными требованиями-поручениями.

1 – поставка товара (оказание услуг);

1а – передача платежного требования-поручения в банк покупателя;

2 – расчетные документы передаются покупателю

для акцепта;

3 – акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где

производится списание средств со счета покупателя;

4 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика;

5 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

Чек

Чек – это ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю.

Плательщиком по чеку является банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций и производящая платеж по предъявительскому чеку. Чекодатель выписывает чек соответственно на тот банк или кредитную организацию, в котором он имеет расчетный счет. Чек подлежит оплате в течение 10 дней. Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом. Чек удобен для расчетов в случаях:

- когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передать товар до получения гарантии платежа;

- когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации. Чек является ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. В зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные, предъявительские. Платеж по именному чеку может быть совершен только в пользу лица, указанного в чеке, по ордерному – как в пользу лица, указанного в чеке, так и по его приказу (оформленному на обороте чека) другому лицу, по предъявительскому – в любого лица, предъявившего чек в банк. Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские – могут передаваться другому лицу путем простого вручения, ордерные – путем оформления передаточной надписи (индоссамента).

«Положение о безналичных расчетах» несколько ограничило возможность их использования. Это выразилось в том, что:

- чекодателю запрещен индоссамент чека;

- чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента.

Положительные стороны чека – гарантируется платеж поставщику, отрицательные моменты – средства отвлекаются из хозяйственного оборота на достаточно длительный срок.

Порядок расчета чеками:

1 покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;

2 банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек);

3 отгрузка товара или оказание услуг;

3а оплата товара чеком;

4 поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика.

Расчеты аккредитивами

Аккредитив (от нем. akkreditiv - доверительный) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-

эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Расчеты с помощью аккредитива носят еще название «расчеты по системе LC» (англ. letters of credit - аккредитив).

Аккредитивы подразделяются на денежные и документарные.

Денежный аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Для расчетов применяют документарный аккредитив.

Аккредитивы бывают:

1. Отзывные и безотзывные.

Отзывной аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, или в случае досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву.

Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать продавцу только через банк-эмитент, который извещает банк продавца (исполняющий банк), а тот в свою очередь - продавца.

Безотзывной аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия продавца, в пользу которого он открыт. Продавец вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

2. Подтвержденные и неподтвержденные.

Подтвержденный аккредитив - это аккредитив, получивший дополнительную гарантию платежа со стороны другого банка. Банк, подтверждающий аккредитив, принимает на себя обязательство оплачивать документы, соответствующие условиям аккредитива, если банк-эмитент откажется совершить платежи.

Неподтвержденный аккредитив - аккредитив, не имеющий указанной гарантии.

3. Переводные (трансферабельные).

Переводной аккредитив - это аккредитив, который может быть полностью или частично использован несколькими хозяйствующими субъектами (плательщиками).

4. Револьверный (от англ. revolver - вращаться) или возобновляемый. Это аккредитив, применяемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он открывается не на полную сумму платежа, а на ее часть и автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.

5. Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Покрытые аккредитивы - это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика (покупателя) или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

Непокрытые аккредитивы - это аккредитивы, не имеющие указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, по которым платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

Существует такая разновидность аккредитива, как аккредитив с «красной оговоркой». Таким аккредитивом может быть любой вид аккредитива, предусматривающий выдачу исполняющим банком продавцу авансов до определенной суммы. Открывая аккредитив с «красной оговоркой», банк-эмитент обязуется возместить исполняющему банку суммы выплаченных авансов, даже если отгрузка после этого не была совершена. Банки расценивают такие аккредитивы как вид необеспеченного кредита и выдают их в редких случаях.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и продавцом.

Порядок расчета аккредитивами:

1. Заключение договора о поставке товара.

2. Покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие аккредитива.

3. Авизирование банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива.

3. Авизирование продавца об открытии аккредитива.

4. Поставка товара.

5. Передача документов.

6. Предоставление кредита продавцу.

7. Пересылка документов.

8. Платеж.

9. Передача документов покупателю.

10. Акцепт документа.

11. В случае кредита под аккредитив, снятие денег со счета покупателя.

Вексель

Вексель письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводный вексель — тратта) об уплате обозначенной на нем суммы через опреде­ленный срок.

Характерными особенностями векселя являются:

• абстрактность — на векселе не указан вид сделки;

• бесспорность — обязательная оплата долга вплоть до принятия принудительных мер после составления акта о протесте

• обращаемость — передача векселя как платёжного средства другим лицам с передаточной надписью на его обороте, что создает возможность зачета вексельных обязательств.

Банкнота обязательство банка. В настоящее время банкнота выпускается центральным банком. Она отличается от векселя и от бумажных денег.

Банкнота от векселя отличается:

по срочности — вексель представляет долговое обязательство (3—6 мес.), банкнота – бессрочное долговое обязательство;

по гарантии — вексель выпускается в обращение отдель­ным предпринимателем и имеет индивидуальную гарантию; банкнота выпускается в настоящее время центральным банком и имеет государственную гарантию.

Классическая банкнота (т.е. разменная на металл) отличает­ся от бумажных денег:

• по происхождению — бумажные деньги возникли из функции денег как средства обращения, банкнота — из функ­ции денег как средства платежа;

• по методу эмиссии — бумажные деньги выпускает в об­ращение министерство финансов (казначейство), банкноты — центральный банк;

• по возвратности — классические банкноты по истечении срока векселя, под который они выпущены, возвращаются в центральный банк; бумажные деньги не возвращаются, а «застревают» в обращении;

• по разменности — классическая банкнота по возвраще­нии в банк разменивалась на золото или серебро, бумажные деньги всегда были неразменными.

Механизм свободного размена банкнот (классических) на золото или серебро исключал избыточное количество банкнот в обращении и их обесценение. С прекращением размена банкнот на золото из двойного обеспечения банкнот (золотого и кредит­ного) отпало золотое обеспечение, а вексельное сильно ухудши­лось, так как вексельный портфель центрального банка все боль­ше наполняется казначейскими векселями и обязательствами.

1.3 Электронные деньги

Механизация и автоматизация банковских операций, пере­ход к широкому использованию ЭВМ способствовали возник­новению новых методов погашения или передачи долга с при­менением электронных денег. Например, в США в 70-х гг. была создана система платежей на электронной основе, получившая название системы электронных переводов денежных средств — ЕФТС (Electronik Funds Transfert System). Такая система, по мнению американских экономистов (Лукет и др.), представляет собой переход на качественно новую ступень эволюции денеж­ного хозяйства.

Введение электронной системы денежных расчетов означает реализацию денег на принципиально новой основе, представляющей собой систему электронных состояний некоторых устройств, а не систему предметов (монет, купюр и пр.), как прежде. Основное свойство предмета (купюры или монеты) состоит в том, что он не может в данный момент находиться более чем в одном месте. В новой электронной инфраструктуре этому свойству соответствует определенное автоматическое согласование состояний двух устройств, участвующих в осуществлении платежа.

Электронная система платежей через кредитные карточки (смарт-карты) – это настоящая денежная система. Электронным деньгам присущи все три функции денег: измерение-учет, обращение и накопление. Однако в силу свойственной им специфики их можно определить как деньги с заранее задаваемыми качествами. Способ реализации денежной системы играет решающую роль в конкретном проявлении абстрактных свойств денег.

Электронные деньги сохраняют функцию измерения наличности, т.е. функцию учета, но поскольку при их употреблении для оплаты ничто вещественное не переходит от покупателя продавцу, кажется, что сама функция оплаты (т. е. функция обращения) исчезла, заменившись на бухучет, осуществляемый в некоторой почти анонимной высшей инстанции. Таким образом, функция учета как бы поглощает функцию оплаты. С введением электронных денег учет стоимостных потоков становится доминирующей функцией денег. В настоящее время используются в основном четыре вида кредитных карточек: банковские, торговые, кар­точки для приобретения бензина, карточки для оплаты туризма и развлекательных мероприятий. Идея кредитной карточки появилась раньше, чем достижения технического прогресса позволили говорить об электронных деньгах. Прообразом кредитки считается специальный чек (script), использовавшийся в кредитной схеме “Charge-It” (“Оплати”), которую в 1946 году придумал Джон Биггинс, работник небольшого нью-йоркского банка, специалист по потребительскому кредиту. Схема позволяла использовать чек взамен денег, поскольку чек принимался местными торговцами при покупках на небольшую сумму. После продажи товара торговец получал по этому чеку соответствующую сумму на банковский счет, а банк, в свою очередь выписывал счёт, а банк, в свою очередь выписывал счёт покупателю на всю сумму чека. Наличие банка позволяло расширить географию потенциальных покупателей за счет банковских клиентов.

О пластике банки задумались только через четыре года, когда компания Diners Club в 1950 году выпустила первую пластиковую карточку с магнитной полосой, которая предназначалась для оплаты путешествий и досуга.

Пионером среди банков в этой области был Franklin National Bank, представивший пластиковую карточку в 1951 году в Нью-Йорке. Bank of America стал банком, развившим платежную карточку для универсального использования (Bank Americard)[4].

2. Особенности развития рынка пластиковых карт в России.

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпущенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4% [11].

Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы. В немалой степени это объясняется тем, что данный сегмент рынка банковских услуг особенно сильно пострадал в результате финансового кризиса 17 августа 1998 года. Многократный спад физического объема товарооборота и ещё больший - потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах. В России практически перестало существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.

Постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные системы, которые не смирились с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.

На конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт.

В последний год количество операций в торговой сети увеличилось. По данным Банка России, в 2005 году операции в торговых точках составляли 5% от всех операций с пластиковыми картами, а в прошлом году уже 8%. Вся наша работа направлена на то, чтобы способствовать росту количества торговых операций и впредь. К наиболее активным пользователям карт уже можно отнести два сегмента. Первый  это держатели карт класса Premium (MasterCard Gold, Platinum, World Signia). Россия по оборотам по этим картам в два с лишним раза превосходит среднеевропейские показатели. Чуть меньшие обороты по сравнению с сегментом Рremium у держателей карт, которые самостоятельно обратились в банк за этим продуктом: на операции в торговых точках у этих клиентов приходится около 50%.

По статистике число пластиковых карт в России увеличилось за прошлый год на 36,8%. Общее число выпущенных карт достигло 74,5 млн. штук, а объем операций по ним вырос на 51,7%, достигнув 4,25 трлн. руб. В 2006 году, как и годом, ранее, более 90% транзакций приходилось на снятие наличных.

Российский рынок демонстрирует устойчивый рост, но потенциал его роста еще далеко не исчерпан. Так по статистике в среднем на одного европейца приходится три карты, а в Великобритании и США это соотношение еще больше, там, на одного жителя приходится порядка пяти-шести карт.

Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наибольшее количество выпущенных карт и объем операций с их использованием приходится на международные платежные системы Visa и Europay/MasterCard, что объясняется, прежде всего, развитой инфраструктурой, предназначенной для осуществления операций с использованием карт этих платежных систем как на территории России, так и за ее пределами. Наряду с этим в России действуют отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и ряд других небольших систем.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с микропроцессором (смарт-карты), количество которых за 2003 год возросло на 43% и составило на конец 2003 года более 6 млн. карт.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

Заключение

Первые пластиковые карточки появились в России в середине 70-х годов прошлого века. Но настоящее их развитие началось с начала 90-х. Тогда большинство банков предлагали клиентам только дебетовые карточки, которые позволяли лишь тратить собственные средства. Их клиент должен был самостоятельно принести в банк и положить на свой счет. Дебетовая карта — это и сегодня удобный и безопасный инструмент расчетов и хранения денег, который позволяет заменить наличные деньги в кошельке. Сейчас многие банки предлагают начисление процентов на средства клиента, размещенные на счете карты, при этом клиент всегда может воспользоваться собственными деньгами.

В начале этого столетия российский рынок увидел и первые кредитные карты. Причем это были не привычные в западном понимании кредитные карты, а карты с возможностью размещения, как собственных средств, так и использования кредитного лимита.

Таким образом, сегодня можно выделить три вида карт. Во-первых, только дебетовые, на которых сосредоточены исключительно средства самого клиента. Во-вторых, дебетовые карточки с кредитным лимитом (с разрешенным овердрафтом), когда клиент пользуется как собственными средствами, внесенными им на карточный счет, так и кредитным лимитом, установленным банком. Эта сумма тем выше, чем выше класс карты (см. таблицу). При этом сумма покупки не блокируется на счете, а списывается после прихода счета в банк, а это может занять от недели до полутора месяцев. То есть клиент, сам того не подозревая, может потратить больше денег, чем у него есть на карте. Этот перерасход называется овердрафтом. Карты с овердрафтом предполагают совершение операций за счет собственных средств клиента, а для случаев, когда этих средств недостаточно, банк разрешает воспользоваться небольшим кредитом, как правило, на короткий срок, чаще всего один месяц.

Третьим видом являются так называемые револьверные. Именно их принято считать настоящими кредитными картами. Держатель такой карты пользуется исключительно заемными средствами. А внесенные им денежные средства на карточный счет идут в счет погашения этого кредита. Кредитная карта — удобный и быстрый способ получения кредита. Она предоставляет возможность неоднократно пользоваться кредитными средствами, один раз оформив кредитный договор в банке и получив карту. С помощью кредитной карты можно с легкостью оплачивать любые товары и услуги, снимать наличные денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных. Существование обоих типов карт — как кредитных, так и карт с овердрафтом — дает клиенту возможность выбрать наиболее подходящий для него тип карты и тип кредитования [12].

Наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам.

Уже сейчас они очень актуальны для экономики, и платежный оборот современной России в подавляющей своей массе производится в безналичном обращении, хотя российская система расчетов еще очень далека от совершенства.

Список использованной литературы.

        1. Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

        2. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты, М.: 2002. Черкасов В.Е., Платицына Л.А.

        3. "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2000 г.

        4. Деньги. Кредит. Банки,: Учебное пособие/ Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

        5. "Денежное обращение и банки" под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2000 г.

        6. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

        7. «Правовое регулирование безналичных расчетов в РФ».- М.: Де-Юре, 2000.- 340 с.

        8. Финансы предприятий.: Учебное пособие/ Под ред. Н. В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

        9. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» под редакцией Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,2001.

        10. www.cbr.ru

        11. www.mk.ru

        12. www.bank-klient.ru

        13. www.creditblog.ru

34