Страхование и гарантия банковских вкладов населения РФ


Курсовая работа >> Банковское дело

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра мировой экономики и экономической теории

Курсовая работа по дисциплине: Макроэкономика

На тему: Страхование и гарантия банковских вкладов населения РФ

Выполнил студент группы:

ЭМР 253 Гущин И. А.

Руководитель работы:

Хрысева А. А.

Волгоград 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………...…....3

Глава 1. Социально-экономическая сущность страхования………..….4

1.1 Социально-экономическая сущность страхования………..………....4

1.2 Отрасли страхования……………………………………..……….……8

Глава 2 Специфика страхования в банковской сфере РФ………….....10

2.1 Исторический путь развития страхования в России…………….…10

2.2 Проблемы развития страхового рынка в России…………………..13

2.3 Перспективы ………………………………………….……….….…18

2.4 Специфика страхования в банковской сфере РФ………...................18

2.5 Сберегательная стратегия населения в России в 90-х гг…………...22

2.6 Страхование банковских вкладов. Опыт зарубежных стран………24

Заключение………………………………………………………….........28

Приложение………………………………………………………………29

Список литературы………….………………………….……………...…31

Введение

Страхование - особый вид экономической деятельности, связанный со снижением или перераспределением рисков между физическими лицами (страхователями) и специализированными организациями (страховщиками).

Страховщики обеспечивают аккумуляцию страховых взносов и выплат страхователям в случае нанесения ущерба застрахованной собственности. При этом страховые взносы не могут быть рассмотрены как прибыль страховых компаний, так как за счет взносов формируются страховые резервы, из которых выплачиваются страховые возмещения.

В современной экономической практике развитых стран мира резервные фонды страховых компаний являются вторым по значимости кредитным ресурсом экономики после банковских депозитов. Страхование является также стимулом деловой активности, обеспечивая фирмам возможность вкладывать в производство те средства, которые пришлось бы направлять на образование собственного резервного фонда для покрытия возможных убытков.

Основой процветания государства является выбор экономической модели и обеспечение ее трансформации в систему мирохозяйственных связей.

Выбранную же Россией рыночную модель трудно представить без разветвленной финансово-устойчивой системы страхования.

Между тем страхование в нашей стране не стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Российской Федерации уже появляются признаки того, что страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность посредством механизма финансовой защиты.

Предметом изучения моей работы является страхование. Моя цель - изучить социально-экономическую сущность и цели страхования, историю становления страхового рынка в России, актуальные проблемы страхования, отрасли страхования. Но так как объем моей курсовой работы не позволяет мне в полной мере рассмотреть все виды страхования (социальное, имущественное,

личное страхование и т.д.), то особое внимание я хочу уделить страхованию банковских вкладов. Деньги населения являются важным источником банковских ресурсов, банки заинтересованы в расширении и повышении качества услуг с тем, чтобы максимизировать сумму привлекаемых средств и использовать их для получения прибыли в операциях на кредитном, фондовом и валютном рынках. Вовлечение этих денег в экономический оборот требует решения двух проблем:

• Обеспечения гарантии вкладов

• Совершенствования банковских технологий для предоставления современных банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам.

Глава 1 Социально-экономическая сущность страхования

1.1 Социально-экономическая сущность страхования

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что, естественно, разорительно. Между тем, жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволяет сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности наступления ущерба. Было замечено, что число заинтересованных в страховании хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных бедствий. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными лицами и предприятиями заметно сглаживает последствия стихийных бедствий и других случайностей. При этом, чем больше индивидов участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба. Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного (страхового) фонда и его распределении во времени и пространстве по возмещению возможного ущерба (убытков) его участникам при несчастных случаях, стихийных бедствиях и других обстоятельствах, предусмотренных договором страхования. В страховании обычно участвуют две стороны: страховщик, формирующий страховой фонд, и страхователь (юридическое и физическое лицо), уплачивающие эти взносы. Сумма возмещения убытков отдельного страхователя обычно во много раз превышает уплаченные им страховые взносы. Экономическая сущность страхования заключается в том, что убытки распределяются на многих страхователей, и их взносы сравнительно необременительны для каждого из них. Разница между суммой собранных страховых взносов и суммой оплаченных убытков составляет доход страховщика. Страхование как метод возмещения материальных потерь выполняет триединую функцию: обеспечивает экономические интересы отдельного человека, предпринимательской структуры и общества в целом.

Экономическими субъектами, т.е. и лицами, охватываемыми страховыми сделками и отношениями, в России по закону являются:

1. страхователи;

2. страховщики;

3. страховые агенты и страховые брокеры;

4. застрахованные лица;

5. выгодоприобретатели;

6. третьи лица.

Каждый субъект страхового рынка России преследует свой интерес, т.е. является живым носителем специфического интереса. Страхователи, например, платят деньги (страховые взносы) страховщику, чтобы иметь возмещение ущерба, вреда, которые могут быть нанесены их имуществу, личности или ответственности страховым случаем. Интересы страховщика заключаются в том, чтобы не только защитить застрахованные интересы клиентов, ни и постоянно иметь от этого прибыль. Интересы субъектов страхового рынка России материализуются также в объекты страховой защиты. Ими являются:

• имущество, имущественные и материальные ценности;

• человеческая личность;

• гражданская ответственность перед третьими лицами.

Если в стране у физических и юридических лиц имеется спрос на услуги по защите названных объектов, а у страховщиков есть предложения таких услуг, то налицо предпосылки функционирования страхового рынка. Чтобы предпосылки превратились в реальность, необходимо наладить производство и продажу страховых услуг, являющихся средством удовлетворения интересов участников страхового рынка. Поскольку страховую услугу страховщики продают, а страхователи покупают за деньги, то, во-первых, у такой услуги есть стоимость и цена; во-вторых, она имеет конкретную полезность для покупателей.

Полезность обеспечивает возможность страховщику продать свою услугу, а страхователю - иметь гарантированное страховыми резервами страховщика спокойствие за свои имущество, личность или ответственность и возмещение ущерба от оговоренных опасных событий.

Цена и стоимость позволяют страхователю и страховщику соединить спрос и предложение.

Экономическая сущность страхования генетически связана с понятием страховой защиты. Страховая защита и страхование имеют много общего и некоторые различия. С древнейших времен и до настоящего времени человечество несвободно от страха перед природными и общественными опасностями для жизни, здоровья, трудоспособности, имущества и других интересов. Человечество всегда нуждается в защите от опасностей. Эта постоянная необходимость привела людей к созданию страховой защиты. Как экономическое понятие страховая защита обозначает реакцию людей на природные и общественные события, вызывающие необходимость неожиданных, чрезвычайных и огромных затрат. Для таких затрат люди вынуждены создавать специальные натурально-вещественные и денежные запасы, чтобы предупредить, локализовать и ликвидировать такие события, либо возместить ущерб, если полная или частичная профилактика не удалась.

Страховая защита есть особое экономическое отношение между людьми по поводу предупреждения, ограничения неожиданных крупных затрат или обеспечения. Носителями этого отношения являются, во-первых, люди, которые в нем участвуют, во-вторых, запасы, создаваемые участниками отношения. Исторически страховые запасы постепенно приобрели общественный масштаб, став страховыми резервными фондами общества и объединив следующие резервные фонды:

• государства;

• его административных единиц;

• отраслей общественного производства;

• предприятий;

• отдельных граждан;

• специальных страховых организаций.

Страховые резервные фонды общества создаются двумя методами: самострахованием и страхованием, называемым еще прямым страхованием. Самострахование означает, что государство, его административные территории, отрасли, предприятия, граждане создают натуральные и денежные запасы по собственной инициативе и за счет своих доходов.

Прямое страхование организуется с учетом недостатков самострахования. При страховании резервы создаются профессионально специализированными в страховом деле предприятиями за счет страховых взносов страхователей. Взносы бывают взаимно согласованными по законам рынка либо фиксированными в силу закона страны. Из этих взносов страховщики по специальным правилам создают страховые резервы, за счет которых возмещают ущербы или вред, наносимые застрахованным объектам страховыми случаями.

При страховании защите подлежит не всякое опасное событие, а лишь такое, которое по условиям страхования или закону считается страховым случаем. Страховым случаем является такое событие, при наступлении которого страховщик обязан либо по договору с клиентом, либо по закону страны выплатить клиенту страховое возмещение или обеспечение при условии, что клиент своевременно уплатил страховые взносы.

Страхователь может получить возмещение ущерба или вреда

буквально на следующий день после заключения договора и уплаты взноса страховщику, если оговоренный страховой случай произошел в этот день.

Для уплаты взносов страховщику страхователи используют свои доходы – заработную плату, пенсию, ренту, прибыль, дивиденды и т.д. Это значит, что получить важнейший источник для создания страховых резервов страховщики могут только на фазе перераспределения общественного продукта.

1.2 Отрасли страхования

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить па пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Социальное страхование

Таким образом, социальное страхование - это система

отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. К основным видам социального страхования следует отнести:

  • страхование по болезни (оплата медицинской помощи и дней нетрудоспособности);

  • страхование пенсионного обеспечения (по старости, пенсии по инвалидности, пенсии иждивенцам погибших);

  • страхование от несчастных случаев на производстве (в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью);

  • страхование по безработице.

Сделаем выводы: социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Имущественное страхование

Имущественное страхование в Российской Федерации - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.

Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан.

Личное страхование

Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью.

Классификация личного страхования производится по разным критериям:

По объему риска:

  • страхование на случай дожития или смерти;

  • страхование на случай инвалидности или недееспособности;

  • страхование медицинских расходов.

По виду личного страхования:

  • страхование жизни;

  • страхование от несчастных случаев;

По количеству лиц. указанных в договоре:

  • индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо);

  • коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц).

По длительности страхового обеспечения:

  • краткосрочное (менее одного года);

  • среднесрочное (1 -5 лет);

  • долгосрочное (6-15 лет).

По форме выплаты страхового обеспечения:

  • с единовременной выплатой страховой суммы;

  • с выплатой страховой суммы в форме ренты.

По форме уплаты страховых премий:

  • страхование с уплатой единовременных премий;

  • страхование с ежегодной уплатой премий;

  • страхование с ежемесячной уплатой премий.

Страхование ответственности

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда.

В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Глава 2 Специфика страхования в банковской сфере РФ

2.1 Исторический путь развития страхования в России

В условиях огосударствленной социалистической экономики потребность в страховании была минимальной. Граждане страховали свое имущество, дома и жизнь, однако не в массовом порядке. Так, в 1989г. число действующих договоров добровольного страхования среди населения составляло 12165 млн. при численности населения 148 млн. человек. Это очень немного, если учесть, что в странах с развитой системой страховой защиты на одного человека приходится 5-6 договоров страхования.

Государственные предприятия тем более не испытывали потребности в страховании. Возмещение ущербов происходило за счет государственных средств.

При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка.

Страховой рынок в России в своем развитии прошел несколько этапов.

Первый этап охватывает период с 1992г. по 1996г. и характеризуется как период формирования страхового рынка. К числу факторов его развития можно отнести формирование страхового законодательства, быстрый рост числа страховых компаний, начало осуществления псевдостраховых операций - «зарплатных схем», создание Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора). Следует отметить значительный интерес иностранных страховщиков к российскому страховому пространству, подразумевающий, прежде всего его емкость. Быстрый рост страховщиков обусловлен бытовавшим в то время мнением о «простоте» страхового бизнеса и возможности быстро заработать значительные средства.

В 1992-1993гг. широкое распространение получило страхование банковского кредита в форме страхования ответственности заемщика за невозврат кредита. Этот вид страхования практически не известен в других странах и является чисто отечественным явлением. В период становления частного предпринимательства множество начинающих частных предпринимателей, не располагая достаточным стартовым капиталом, обращались в банки за кредитами. Коммерческие банки, в свою очередь, хотели обезопасить себя, разделив ответственность со страховыми компаниями, страхующими эти кредиты под залог имущества заемщика. Ввиду своей очевидной рискованности этот вид страхования просуществовал очень недолго, оставив после себя многие разорившиеся страховые компании и банки.

Государственную систему страхования, существовавшую в СССР до перестройки, представляли две организации - «Госстрах» и «Ингосстрах». Целью деятельности первой было пополнение доходов государственного бюджета путем осуществления массовых видов страхования населения и социалистических предприятий, второй - осуществления страхования экспортно-импортных операций. Достоинством «Госстраха» была хорошая методологическая база страхования внутри страны и широкая агентская сеть; «Ингосстраха» - международная практика страховых операций.

Второй этап охватывает период с конца 1996 по август 1998г., когда наблюдались следующие тенденции: совершенствование страхового законодательства, принятие второй части Гражданского кодекса РФ, внесение изменений и дополнений в «Закон о развитии страхового рынка в РФ», банкротство и сокращение числа страховых компаний, несоответствующих требованиям финансовой устойчивости, платежеспособности и профессионализма при осуществлении страховой деятельности, новый виток развития «зарплатных схем» с использованием механизма комбинированных выплат в рамках добровольного медицинского страхования, а позже посредством договоров страхования ренты, пенсии.

Волна разорений финансовых компаний и других структур докатилась и до страховщиков. Ограничения, вносимые законодательством, требования к размеру собственных средств, нарушения, в некоторых случаях мошенничество привели к многочисленным банкротствам, слияниям и поглощениям мелких и средних страховых компаний.

Иностранные страховые и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную маркетинговую политику, занимались изучением потребительского спроса, предлагали страховые продукты, адаптированные к российским потребностям, налаживание контактов с отечественными страховщиками. Примечательно, что российские клиенты охотно приобретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий.

В это время ОАО «Госстрах», преобразованное к акционерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь, по сути, народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО «Ингосстрах», основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования.

Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу развития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политики большинства страховщиков этого периода основывалась на значительных вложения в ГКО и после кризиса 1998г. продемонстрировала несостоятельность.

Третий этап развития страхового рынка охватывает период с конца 1998г. по настоящее время. Ситуация конца 1998г. складывалась для страховщиков драматически, поскольку до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. Однако кризис, как это ни парадоксально, оказал позитивное влияние на развитие страхового рынка. Следует отметить, что уже к началу 2000г. наблюдалось возрастание роли страховых организаций в российской экономике. С 1999 по 2000г. российский страховой рынок развивался небывалыми темпами: страховые премии по разным видам страхования выросли в полтора - два раза.

Предприятия стали проявлять интерес к классическим страховым продуктам. Во многом это связано с увеличением доли расходов на страхование, относимых на себестоимость продукции. Повысилось доверие к страховщикам населения крупных городов, в несколько раз выросли по страхованию транспорта и гражданской ответственности автовладельцев, добровольному медицинскому страхованию. Вновь возник интерес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.

Тенденции данного этапа развития страхового рынка - значительный прирост страховых премий, обострение конкуренции среди страховщиков, снижение тарифов по основным видам страхования, обозначение структуры страховщиков и выделение их специализации, интеграция финансовых - страховых и банковских - услуг, выявление потенциальных направлений развития, включая продажи через Интернет.

2.2 Проблемы развития страхового рынка в РФ

Но не все так замечательно, как может показаться. Страховой рынок России имеет серьезные проблемы, которые требует скорейшего решения.

Страхование в России, как и везде, соответствует степени развития рыночных отношений, т.е. в целом пока весьма низкое.

«Доля страхования в ВВП страны около 3% (приложение №1) реальная доля страхования в общем объеме ВВП, по оптимистической оценке, не превышает 2%. По данным экспертной оценки, страховые резервы приближаются к 90 млрд. руб., число занятых в отрасли составляет от 250 до 300 тыс. человек»1.

В 2003г. наметилась тенденция к решению социальных проблем в стране, и эти аспекты страхования становятся все более актуальными. Именно финансовый механизм страхования должен обеспечивать медицинскую помощь населению, страхование жизни, в том числе пенсий, ренты, обеспечивает гражданам социальную защиту.

__________________________________________________________

1. Е.Ш. Качалова, Актуальные макроэкономические проблемы российского страхования, // Финансы, №12, 2005г., стр.48

Все эти годы страхование в России развивалось не «благодаря», а «вопреки», так как не были созданы необходимые предпосылки для его функционирования. До сих пор не создана основа для развития страхования - долгосрочное страхование жизни, страховые резервы которого не только решают основополагающие проблемы населения, но и обеспечивают устойчивый рост экономик многих высокоразвитых государств. Отсутствие долгосрочного страхования жизни - это одна из самых больших ошибок в социально-экономической политике государства.

Факторами, ограничивающими в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, является невысокая платежеспособность физических и юридических лиц, выступающих на стороне спроса; недостаточная страховая культура населения и самих страховщиков; а самое главное - недостаточная емкость рынка с точки зрения капитала, которыми располагают страховые компании для несения риска. Стоимость рисков, которые могут страховаться собственными силами, не превышает 5-6 млн. дол.

Это соответствует финансовому потенциалу средней западной страховой фирмы. Собственные средства и страховые резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным рискам. Если они такие берут, то вынуждены перестраховывать за рубежом. Такого рода практика традиционна для страхования, имеющего по своей природе интернациональный характер. И все же Россия заинтересована, чтобы несколько большая, чем сегодня, часть страховых взносов оставалась дома и инвестировалась в развитие отечественной экономики.

Главной причиной существования на российском страховом рынке кризисообразующей диспропорции является неразвитость платежеспособного спроса на реальное страхование. Динамика платежеспособного спроса, как предпринимателей, так и домашних хозяйств на все виды продукции и услуг, включая страховые услуги, определяются динамикой экономического развития страны. Главная проблема здесьэто ускорение темпов экономического развития.

Страховые компании постоянно «лихорадит», постоянно меняются правила игры. Активный рост числа министерств и ведомств, регулирующих деятельность страховых организаций, усложняет их работу, поскольку каждое ведомство подходит к страховому риску только с позиции этого ведомства, порой, не представляя ситуации в целом. Отсутствие специалистов, знающих страхование оказывает негативное влияние на развитие отрасли. Это порождает дисбаланс, как в системе финансов, так и в экономике в целом.

Отраслевая структура российской экономики не отвечает требованиям рыночной экономики, формирующейся в стране. Техническая оснащенность наших производств находится на уровне середины 80-х гг.

Высок удельный вес добывающих отраслей, уровень технической оснащенности которых весьма низок, что не обеспечивает благоприятных условий для развития страхового бизнеса.

Поэтому имущественное страхование, в особенности промышленное, освоено недостаточно. По мнению специалистов, «потенциал страхования промышленных рисков освоен не более чем на 20%. В России практически не существует сельхозстрахования, страхование ответственности работодателей. Между тем несчастные случаи на производстве бывают довольно часто, и сотрудники должны быть от них застрахованы.

Особенно это актуально для мелких и средних предприятий. Очень серьезная ситуация сложилась с износом оборудования. Так, износ машин и оборудования на начало 2005г. В промышленности - 61,7%, в строительстве 53%, на транспорте 52,5%, в организациях торговли и общественного питания – более 50%. Несколько ниже в торговле и промышленности 31,8%

44% соответственно. Начались необратимые процессы, которые могут привести к техногенным катастрофам, если не будет обеспечен механизм защиты общества. Но возьмут ли страховщики такое оборудование на страхование? Вместе с тем проблема здесь гораздо глубже: создание условий для развития страхования, существенным фактором которого является наличие страхового поля.

Статистика свидетельствует, что страховой бизнес имеет сложное страховое поле, поэтому максимальная поддержка страховщиков со стороны государства позволит поэтапно решать вопросы экономической безопасности в стране»1. Одной из социально-экономических особенностей российской экономики применительно к страхованию остается недостаточный уровень развития институциональной составляющей, обеспечивающей непосредственную аккумуляцию страховой деятельности.

Сдерживает развитие страхования нерыночная, в особенности для населения, банковская система, отсутствие эффективных инвестиционных условий для развития страховых организаций из-за слабости фондового рынка.

В банковской системе не создана конкурентная среда. Доминирование госбанков в экономике России негативно влияет на развитие частных банков, в которых в силу этого факта снижается качество кредитного портфеля. Завышенные процентные ставки частных банков по кредитам реальному сектору, порожденные необоснованно высокой стоимостью ресурсов, приводят к росту риска банковских операций. Неадекватность кредитного потенциала банковской системы финансовым потребностям реального сектора приводит к росту изношенности ресурсной базы, следствием чего является сужение страхового поля, а следовательно, и эффективности страхования. Неустойчивая банковская система дестабилизирует страховой бизнес и подрывает доверие населения ко всему (финансовому сектору, в том числе к страховым организациям. Среди прочих проблем страхового рынка России следует отметить отсутствие в ряде случаев предложения многих страховых продуктов, интересующих потенциальных потребителей. Например, в регионах России все еще проблематично заключить договор страхования финансовых рисков жилищных инвесторов, многие страхователи встречаются со сложностями, если захотят застраховаться в коммерческих компаниях от потери дохода в результате утраты работы и т.д.

Для развития страхования, не ожидая реального подъема экономики России и обусловленного этим подъемом повышения спроса на страховые услуги со стороны предпринимателей и домашних хозяйств, следует решить ряд серьезных задач, непосредственно связанных с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: разработать и активно внедрять страховые продукты, в максимальной степени отвечающие интересам населения; проводить политику максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам; разработать меры по развитию деятельности

________________________________________________________

1. Е.Ш. Качалова, Актуальные макроэкономические проблемы российского страхования, // Финансы, №12, 2005г., стр.49

страховых брокеров и агентов; проводить политику разъяснения достоинств страхования в целом и отдельных видов страхования.

«Существует мнение о целесообразности широкомасштабного введения для решения задач обязательных видов страхования, в результате внедрения которых население познакомится с достоинствами страхования и в дальнейшем посчитает для себя необходимым приобретение страховых полисов, покрывающих различные типы рисков»1.

Тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, - это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном развитии спроса на страхование в нашей стране. Двигаться дальше можно только за счет включения в сферу страхования новых потребительских групп, которые как раз и отличаются ограниченной платежеспособностью. Повышение уровня дохода населения - необходимое и важное условие развития рынка страхования.

Движению вперед очень серьезным образом мешает то, что существенной чертой господствующей на отечественном страховом рынке идеологии является игнорирование реальных интересов страхователя. В сложившейся на этом рынке системе

отношений главной целью является страховщик, а страхователь всего лишь средство, существование которого должно быть подчинено интересам страховщика.

В наше стране долгое время игнорировались проблемы развития страхования в целом. Сегодня, когда основной упор делается на широкое развитие обязательных видов страхования, может сложиться ситуация, когда без внимания останутся интересы потребителя.

Для развития отрасли необходимо приоритетное внимание к поиску путей и механизмов развития добровольных видов

1. А.А. Цыганов, А.Ю. Лайков, Проблемы развития страхового рынка,// Финансы, №7, 2005г., стр.49

страхования. Работа по расширению клиентской базы рынка должна вестись с учетом реального состояния платежеспособного спроса отечественного страхователя. Страховое сообщество должно добиваться от государства не

принудительного отъема денег у населения в пользу страховщиков, а осуществления обоснованных мер по развитию добровольного страхования на строго научной базе.

Концептуальной основой решения этой наиболее актуальной на сегодняшний день задачи должен стать программный документ. В подготовке этого документа должны принять участие представители всех членов страхового сообщества, включая страхователей, а одну из ведущих ролей в этом деле должно играть Всероссийское научное страховое общество (ВНСО), поскольку без глубокого пути решения назревших проблем отечественного страхования невозможно.

При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемом хозяйственной деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентой. Это относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которое финансируются ипотечным кредитованием и гарантируются в значительной части страхование жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.

2.3 Перспективы

В целом, перспективы развития страхового рынка сводятся к следующим направлениям: «развитие страховых операций регионах; принятие ряда законодательных актов об обязательном страховании, в частности личных судов, опасных производств, а также ряда других нормативных актов; отказ «зарплатных схем», рассчитанных только на оптимизацию налогообложения; принятие антидемпингового законодательства в части регулирования тарифных ставок; разработка определенных «стандартов качества» в связи с вступлением в ВТО, рост сотрудничества страховщиков с банками. Весьма актуальной в настоящее время является реализация страховых продуктов через

__________________________________________________________

Интернет»1. Тенденции развития страхового рынка свидетельствуют о постепенном переходе от количества предоставляемых услуг к повышению их качественного уровня, комплексному обслуживанию страхователей.

2.4 Специфика страхования в банковской сфере РФ

Банк - финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами.

Банки являются посредниками между вкладчиками и заемщиками, обеспечивая функционирование и устойчивость платежной системы, а также оказывая существенное воздействие на спрос и предложение денежного капитала.

Одними из старейших, традиционных банковских услуг являются депозитные услуги, связанные с хранением свободных денежных средств клиентов на банковских счетах с условием начисления определенных процентов на них.

Депозит есть форма выражения кредитных отношений банка со вкладчиками по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование. «Депозит» в переводе с латинского - вещь, отданная на хранение, и, следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.

Депозитные счета бывают самыми разнообразными, и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д.

Следует отметить, что в действующем банковском законодательстве России большое внимание уделяется вопросам вкладов граждан. Вклад — денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.

________________________________________________________

1. А.А. Юрченко, Страховой рынок России: некоторые тенденции и перспективы, // Финансы, №6, 2004г., стр.52

Как форму гарантии вкладов, помещенных в коммерческие банки, ЦК РФ ввел для них экономический норматив, согласно которому сумма привлеченных от населения денег не должна превышать размер собственных средств (капитала) банка - норматив Н11 использование этого показателя (даже в качестве расчетного) как характеризующего способность банка обеспечить возврат вкладов, представляется дискуссионным. Дело в том, что капитал банка и сумма вкладов не связаны между собой экономически. Они оба являются пассивами банка. Можно вложить капитал в высокорискованные активы, утратить его и тем самым поставить под угрозу возврат вкладов населению. Экономически более обоснованным было бы установить нормативы соотношения между суммой вкладов по различным срокам с суммой, адекватной по срокам ликвидности активов.

В настоящее время банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, однако не гарантируют возврат вкладов при чрезвычайных для них обстоятельствах. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Учредителем такого фонда предполагаются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Порядок создания, формирования и использования средств федерального фонда обязательного страхования вкладов должен определяться федеральным законом.

Банки имеют право создавать фонды добровольного страхования вкладов для обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Фонды добровольного страхования вкладов создаются как некоммерческие организации.

Число банков — учредителей фонда добровольного страхования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяется их уставами и федеральными законами, которые также еще не приняты.

Актуальность принятия федеральных законов о гарантии и страховании вкладов особенно проявились в дни банковского кризиса, ибо потеря доверия и репутации банков грозит массовыми изъятиями вкладов, нарастанием социальной напряженности. Считается, что единовременное изъятие 1\3 вкладов из банка может привести к его банкротству. Такой ситуации можно избежать, если создать государственную систему гарантий вкладов.

На первых порах представляется целесообразной система многосторонних гарантий как залог страхования вкладов. Впоследствии гарантии в большей их части могли бы быть заменены созданием соответствующих общегосударственных денежных фондов. «Определенный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, где по инициативе группы руководителей коммерческих банков был образован Региональный фонд гарантирования вкладов. Суть деятельности фонда заключается в том, что он стал гарантом сохранности части вкладов тех граждан, которые являются клиентами банков-учредителей фонда. Сумма резервированного фонда первоначально составляла 1 млн. 700 тыс. руб. Тем не менее, существование этой структуры вне поля действующего законодательства не позволяет в полной мере развернуть ее деятельность»1. Опыт санкт-петербургского регионального фонда целесообразно распространить и на другие регионы. Однако отсутствие законодательной базы ограничивает деятельность фонда.

2.5 Сберегательная стратегия населения в России в 90-х гг.

Сбережения - это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

В нашей стране сберегательные стратегии населения серьезно трансформировались на протяжении 90-х годов. В январе 1992г., в самом начале экономических реформ, 70% россиян утверждали, что имеют сбережения. В то время под ними в первую очередь понимались вклады в Сберегательном банке. До начала рыночных реформ люди вкладывали много (норма сбережений была достаточно высока), надолго и в высоконадежные активы.

Затем стали появляться новые альтернативные способы вложения денег, а высокие темпы инфляции привели к резкому снижению реальных доходов населения. Старые сбережения обесценились, создавать новые было не на что. В результате к середине 1993г. лишь 1\4 опрошенных отмечала наличие у них каких-либо денежных накоплений. Резко упала привлекательность вкладов в Сберегательный банк и, напротив, стала стремительно возрастать популярность таких способов вложения денежных средств, как коммерческие банки, акции предприятий и организаций, иностранная валюта.

___________________________________________________________

1. В.И. Букато, Банки и банковские операции в России, М., «Финансы и статистика», 2005г., стр.229

В 1994-1995гг. наступил период «финансовых пирамид», отличавшийся максимальной инвестиционной и сберегательной активностью населения. Возникло множество недобросовестных компаний, обещавшие немалую прибыль в короткие сроки, существенно расширились возможности для вложения свободных средств. Люди вкладывали много, на короткое время и в высокорискованные активы.

Крах «финансовых пирамид», появление огромной массы обманутых вкладчиков продемонстрировали российскому населению невозможность получения высоких дивидендов без риска.

Лихорадочная активность на финансовом рынке пошла на убыль, насупила некоторая стабилизация. Люди не перестали вкладывать деньги, но вкладывали уже гораздо меньшую часть своих денежных средств, на среднее время и в среднерискованные активы.

Сложившаяся таким образом ситуация практически не претерпела никаких изменений до середины 1998г. Лишь во второй половине 1997г. несколько возросла потребительская активность населения, и размеры сбережений уменьшились. Это было связано с намечавшейся на январь 1998г. деноминацией. Люди стали чаще покупать предметы длительного пользования, жилье, наличную валюту, в то время как остатки наличных денег, сбережения в банковских вкладах и ценных бумагах уменьшились.

Финансовый кризис августа 1998г. привел к резкому изменению ситуации как в экономике в целом, так и сфере личных сбережений. Около 1\3 семей практически полностью потеряли свои сбережения или израсходовали их на потребительские нужды, при этом наиболее массовые потери были связаны с крахом ряда коммерческих банков. Самым главным последствием кризиса явилось серьезное снижение уровня доверия граждан России к финансовым институтам.

Но уже во второй половине 1999г. были зафиксированы позитивные изменения в этой сфере. Ситуация в стране быстро стабилизировалась, рост цен замедлился, правительство начало осуществлять массовые выплаты задолженности по заработной плате.

2000 год характеризовался позитивными изменениями в экономической, политической и социальной сферах, однако их влияние на сберегательную стратегию оказались не очень весомым: нынешние стратегии населения можно охарактеризовать как предельно осторожные. К концу 2000г. заметно возрос уровень доверия населения к различным государственным институтам. Благодаря росту денежных доходов у россиян появилась возможность вкладывать свободные денежные средства в различные финансовые активы. Но адекватного роста денежных накоплений населения не произошло. Более того, наметились некоторые изменения в структуре накоплений: увеличилась доля наличных денег и уменьшилась доля депозитных вкладов. Это означает, что, хотя у населения появились и возможность, и желание осуществлять сбережения, уровень доверия к различным финансовым инструментам все еще достаточно низок и поэтому большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение неорганизованным формам хранения денежных средств, таким, как наличные рубли и валюта.

2.6 Страхование банковских вкладов. Опыт зарубежных стран.

Как свидетельствует опыт многих стран, наличие фондов страхования вкладов способствует устойчивости банковской системы и постоянному притоку вкладов в банки. При этом фонды страхования создаются за счет взносов самих банков. Риски возможных задержек в возврате депозитов раскладываются небольшими долями между всеми коммерческими банками.

Как показывает мировой опыт, образование институтов гарантирования вкладов сопровождается созданием специализированных институтов надзора, реструктуризации банковской системы, внутреннего и внешнего аудита. Только тесная координация работы этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы, обеспечивая управление всеми стадиями развития банка.

Однако для обеспечения защиты вкладчиков недостаточно наличия лишь системы гарантирования вкладов. Ее необходимо дополнить эффективными механизмами надзора и контроля за банками со стороны государства. Гарантирование вкладов должно гармонично сочетаться с формированием адекватной инфраструктуры финансового рынка и других рыночных институтов и государственным регулированием деятельности банков. Только в этом случае возможно обеспечить социально и экономически оправданное поведение банков и иных кредитных организаций и проведение ими обоснованной и депозитной политики.

В современной банковской практике зарубежных стран применяются разнообразные варианты защиты банковских вкладов. На выбор конкретного варианта системы гарантирования вкладов влияют не только особенности исторического развития страны, но и специфика экономических и политических проблем, которые решаются в ней в момент создания системы.

В зарубежных странах применяют различные системы страхования, различные ставки взносов в страховые фонды и различные пределы возмещения вкладов в случае банкротства банков. За рубежом существует две принципиальные модели страхования вкладов: американская и германская. Старейшая, наиболее развитая и доказавшая свою эффективность система защиты вкладов - американская. Ведущую роль в этой модели играет государство, а не банки. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), ориентированная как раз на защиту интересов вкладчиков коммерческих банков, начала действовать в США в 1934г. тогда же была создана аналогичная структура, страхующая вклады в частных и кооперативных сберегательных учреждениях. Федеральная корпорация страхования депозитов работает под контролем конгресса и правительства США. Подконтрольные ей банки в управлении корпорацией непосредственного участия не принимают. Страховой фонд, которым управляет ФКСД, образуется из взносов банков. Поскольку страхование вкладов обеспечивается «всем авторитетом правительства Америки», при недостатке ресурсов в страховых фондах корпорации государство предоставляет необходимые средства - до 3 млрд. долл. Страховым случаем является банкротство банка или его закрытие государственными контролирующими органами тогда вкладчики получают из соответствующего фонда страховое возмещение в установленных пределах. Причем страхование охватывает как вклады граждан, так и счета большинства юридических лиц.

В системах страхования вкладов в банках Канады и Великобритании использовано большинство тех принципов, которые лежат в основе деятельности ФКСД. Американский опыт был востребован в Японии и ряде других стран.

Германская модель, напротив, предполагает, что государство практически не участвует в системе гарантирования вкладов. Ведущая роль в защите вкладов отводится «отраслевым» союзам, которые соответственно объединяют коммерческие банки, сберегательные учреждения и кооперативные кредитные учреждения. Эти союзы и управляют страховыми фондами, принадлежащими банкам-участникам системы. Германская модель менее формализована, чем американская. Установлены гибкие и довольно низкие ставки взносов банков в страховые фонды. Однако банки принимают на себя обязательства вносить дополнительные взносы, если в этом возникает необходимость. Государственное финансирование не предусмотрено. Много общего с этой моделью имеют системы защиты вкладов во Франции, Швейцарии, Нидерландах и ряде других стран Западной Европы.

Практика применения всеобъемлющих систем страхования депозитов населения в странах бывшего социалистического лагеря (Польше, Венгрии, Чехии и др.) показывает, что это повлекло за собой значительный рост суммы вкладов населения в банках и увеличение сроков их хранения.

Несмотря на все многообразие форм и методов защиты банковских вкладов, применяемых в настоящее время, можно выделить некоторые общие тенденции, характерные для существующих систем их гарантирования.

1. ужесточаются требования по обязательному участию банков в системе, что связано со структурным сближением банков и других финансовых учреждений и стремлением создать единые условия конкуренции для кредитных учреждений разного типа.

2. правила деятельности системы гарантирования вкладов все в большей степени фиксируются законодательно.

3. в большинстве стран установлена верхняя граница компенсации, выплачиваемой вкладчику; таким образом, потери по крупным вкладам покрываются лишь частично.

4. утвердился дифференцированный подход к определению ставок взносов в страховой фонд - участников системы.

5. повышается роль государственных органов в создании и деятельности системы гарантирования вкладов

6. наблюдается постепенный отход от страховых принципов в пользу принципов гарантирования.

Важнейшая в макроэкономическом плане задача банковской системы России заключается в том, чтобы вовлечь в экономический оборот сбережения населения, хранящиеся в виде запасов иностранной валюты, сумма которой превышает по действующему валютному курсу сумму российских рублей в обращении.

Не переданные в управление коммерческим банкам сбережения населения в иностранной валюте могут стать важнейшим банковским ресурсом для инвестиций в обновление основных фондов как одного из основных условий преодоления экономического кризиса. «Одним из возможных вариантов вовлечения в экономику России тезаврированной населением иностранной валюты является открытие анонимных счетов. Имеется в виду, что гражданам может быть предоставлено право открывать такие счета в отечественных или дочерних структурах иностранных банков.

По прогнозам Минфина России, выступающего инициатором целесообразного использования анонимных счетов, это даст возможность привлечь в банки тезаврированную населением иностранную валюту, которая по самым минимальным подсчетам составляет многие десятки миллиардов долларов. Однако необходимо время для длительного процесса законодательного и организационного обеспечения возможности применять анонимные счета»1. Вклады населения в Сбербанке России гарантированы государством, ибо он по существу является банком государственным. Гарантия сохранности вкладов в Сбербанке при отсутствии такой гарантии для коммерческих банков не способствует нормальной конкуренции и тормозит прирост ресурсной базы этих банков. Однако в банках, которые согласно классификации Центрального банка РФ относятся к высокой группе надежности, благодаря расширению спектра оказываемых населению услуг значительная часть активов формируется за счет депозитов, принятых от населения.

__________________________________________________________

1. В.И. Букато, Банки и банковские операции в России, М., «Финансы и статистика», 2005г., стр.231

Заключение

При выходе российской экономики из состояния депрессии потребность в страховых услугах будет расти вместе с ростом объемом хозяйственной деятельности. Во многих отраслях страхование является необходимой предпосылкой экономического роста, его составной компонентой. Это относится, в частности, к инвестициям в жилищное строительство, которое финансируются ипотечным кредитованием и гарантируются в значительной части страхование жизни заемщика в пользу кредитора. Поэтому более чем скромные объемы российского страхования отнюдь не свидетельствуют об отсутствии у него огромного потенциала развития.

Среди показателей развития страхования в той или иной стране чаще всего используют показатели, характеризующие долю страхования в ВНП, уровень застрахован нести потенциальным рискам, число договоров на душу населения и т.п. По первым двум показателям Россия не может претендовать на достойное место среди других стран. Сегодня страховой рынок России имеет ряд проблем, среди которых можно выделить не развитость в нашей стране страхования банковских вкладов.

Наличие развитой и доступной системы страхования, в том числе банковских вкладов, является важнейшим индикатором качества жизни в развитых странах. Поэтому создание механизма гарантирования вкладов граждан должно выступать первостепенной задачей. В противном случае невозможно обеспечить устойчивость банковской системы, уменьшить ее подверженность резким колебаниям конъюнктуры рынка и защитить от негативных психологических ожиданий населения.

Восстановление доверия к банкам будет способствовать усилению притока денежных ресурсов на банковские счета и обеспечит дополнительный внутренний источник развития экономики.

Тенденции развития страхового рынка свидетельствуют о постепенном переходе от количества предоставляемых услуг к повышению их качественного уровня, комплексному обслуживанию страхователей.

Приложение

1 Динамика развития страхового рынка Российской Федерации за 2001-2005 гг1

Основные показатели

Единица измерения

2001

2002

2003

2004

2005

Число страховых организаций

Ед.

1166

1345

1493

2043

2175

Число филиалов на конец года

Ед.

6935

6750

4753

4507

-

Уставной капитал

Млн. руб

494,9

2427

7434,8

16041,6

27300

Страховые взносы

Млн. руб

7955,5

29056,8

43651,9

170074

276600

Страховые выплаты

Млн. руб

5136,1

23385,4

33596,6

138566

171000

Коэффициент выплат

%

61,8

64,6

77,0

80,5

81,5

Страховая сумма по договорам добровольного

страхования

страхования (до 1998г, трлн. руб.)

Млрд. руб.

360,2

2788.6

6134,0

12834,2

-

Страховые взносы, переданные в перестрахование (без учета ретроцессии)

Млн. руб

368,3

3242,2

3524,1

24987

-

Балансовая прибыль

Млн. руб.

642,9

1890,9

1097,6

2352,1

-

Балансовый убыток

Млн. руб.

62,0

170,1

432,0

262,7

-

Среднедушевые страховые взносы

Руб.

54

196

297

1171

-

Среднедушевые страховые выплаты

Руб.

35

158

229

954

-

Доля страховых взносов в общем объеме ВВП

%

1,3

1.4

1,6

2,4

3,0

Доля страховых взносов, переданных в перестрахование (без учета ретроцессии) в общем объеме

%

4.5

11.2

8,1

14,7

1. Е.Ш. Качалова, Актуальные макроэкономические проблемы российского страхования, // Финансы, №12, 2005г., стр.48

2 Динамика уровня накопленных сбережений (число месяцев потребительских расходов на начало месяца)1

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Январь

3,3

3,9

5,8

6,7

5,4

Февраль

3,6

3,9

6,2

8,2

6,2

Март

3,6

4,4

6,7

8,9

6,2

Апрель

3,3

4,4

6,6

8,6

5,7

Май

3,3

4,6

6,7

8,7

5,8

Июнь

3,1

4,9

7,0

8,9

5,8

Июль

3,2

5,2

7,4

8,9

5,8

Август

3,4

5,3

7,3

8,7

5,7

Сентябрь

3,3

5,4

7,4

8,0

5,4

Октябрь

3,4

5,5

7,2

6.4

5,3

Ноябрь

3,6

5,8

7,1

6,5

-

Декабрь

3,8

6,0

7,2

6,4

-

Январь

3,9

5,8

6,7

5,4

-

год

3,4

5,0

6,9

7,7

-

3 Склонность к сбережению в Сбербанке и коммерческих банках (в % к доходам населения)2

2003г.\1п.

2003г.\2п.

2004г.\1п.

2004г.\2п.

2005г.\1п.

2005г.\2п.

Склонность к сбережению в Сбербанке

1,25

2,33

2,50

3,70

3,95

4,36

Склонность к сбережению в коммерческих банках

0,13

0,72

1,98

1.36

1,57

2.45

1. Ю. Кашин. Сберегательный процесс и сберегательный банк, // Вопросы экономики, №9, 2006,стр. 122

2. Н. Акиндинова, Склонность населения России к сбережению: тенденции 1990-х гг., // Вопросы экономики, №10, 2005г., стр.93

Список литературы

1. В.И. Букато, 10.В. Головин, Банки и банковские операции в России, М., «Финансы и статистика», 2005г.

2. А.Б. Крутик, Т.В. Никитина, Страхование, изд. Михайлова В.А., С.-П., 2005г.

3. Т.А. Федорова, Основы страховой деятельности, М., изд. БЭК, 2004г.

4. О.И. Лаврушин, Банковское дело, «Финансы и статистика», М., 2004г.

5. Т.Н. Белоглазова, Л.II. Кроливецкая, Банковское дело, С.-П., 2004г.

6. А.С. Булатов, Экономика, М., ЭКОНОМИСТЪ, 2005г.

7. Современный экономический словарь, 4-е изд., М., ИНФРА*М, 2005г.

8. // Вопросы экономики, №9, 2006г.

9. // Вопросы экономики, №10, 2005г.

10. // Финансы, №7, 2005г.

11. // МЭиМО, №10, 2006г.

12. // Финансы, №12, 2005г.