Мировая валютная система


Реферат >> Банковское дело

Южно-Уральский Государственный Университет

Факультет Права и Финансов

Кафедра «Экономика и управление проектами»

Реферат по ДКБ на тему:

«Мировая валютная система»

Выполнила: Гурьева А.В

Гр. 418

Проверил: Егорова

Челябинск

2010

Мировая валютная система - это совокупность валют, правил и норм их использования и взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты при межгосударственных, межрегиональных (например, между ЕЭС и США) расчетах. Эти расчеты немыслимы без налаженной системы валютных отношений, которые обслуживают различные виды хозяйственной деятельности (внешняя торговля, вывоз капитала, предоставление займов, научный обмен, туризм и пр.) связанной с функционированием мировых денег.

Формы мировых денег с течением времени менялись, изменялись и условия международных расчетов. Одновременно возрастала значимость системы мирового денежного обращения и повышалась степень ее относительной самостоятельности.

Вслед за этим наступает период, когда валютная система в определенных пределах соответствует условиям и потребностям экономики. Это ведет к относительно эффективному использованию этой системы. Однако эта относительная стабильность не исключает возникновения локальных кризисов всей системы.

Этапы эволюции мировой валютной системы.

Система «золотого стандарта».

Официальное призвание эта система получила на конференции в Париже в 1821 г. Основа – золото, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты относился друг с другом по твердому курсу; отклонения от фиксированного курса были незначительными ( не более +/- 1% ) и находились в пределах «золотых точек»-максимальных отклонений курса валюты от установленного паритета, определявшихся расходами на транспортировку золота за границу.

Внутри данной системы выделяются три разновидности: золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный стандарт.

Золотомонетная валютная система.

Золотомонетная валютная система - первая мировая система - была стихийно сформирована в XIX веке после промышленной революции, на базе золотого стандарта. Юридически же она была оформлена международным соглашением на Парижской конференции в 1867 г.

В основу Парижской валютной системы были положены следующие принципы:

1. Она основывалась на золотомонетном стандарте.

2. Каждая из национальных валют имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием устанавливались золотые паритеты. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото.

3. Установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложения, ограниченный «золотыми точками»: если рыночный курс валюты становился ниже паритета, основанного на золотом содержании, то становилось выгоднее платить по внешним обязательствам золотом.

Золото стало постепенно вытесняться кредитными деньгами. Это привело к уменьшению доли золота в денежной массе страны. В США, Англии и во Франции с 28% в 1972 г до 10% в 1913 г.

Таким образом, золотой стандарт постепенно перестал соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей. Первая же мировая война ознаменовалась кризисом мировой валютной системы. В период войны был прекращен обмен банкнот на золото внутри страны и запрещен вывоз золота в другие страны. Кроме того, для оплаты государственных расходов во время войны началась широкая эмиссия (выпуск) бумажных денег не обеспеченных золотом. Возникла громадная инфляция. Все это привело к краху золотого стандарта. После первой мировой войны были сделаны попытки возврата к золотомонетной системе, но они не увенчались успехом.

Генуэзская валютная система.

Золотодевизный стандарт.

Переход ко второй мировой валютной системе был юридически оформлен международным соглашением на Генуэзской конференции в 1922г.

В основу Генуэзской валютной системы легли следующие принципы:

1. Ее основой были золото и девизы — иностранные валюты. Национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, что снимало ограничения, связанные с применением золотомонетного стандарта, но при этом ставило мировую валютную систему в зависимость от состояния ведущих национальных экономик. Однако в период между двумя мировыми войнами статус резервной не был официально закреплен ни за одной из валют.

2. Сохранились золотые паритеты. Конверсия валют в золото могла осуществляться или непосредственно (валюты США, Франции, Великобритании) или косвенно, через иностранные валюты.

3. Был восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов.

4. Валютное регулирование стало новым элементом мировой финансовой системы и осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний. Попытки регулировать валютные отношения, в первую очередь валютные курсы, фактически означали признание неэффективности теории рыночного равновесия в сфере внешнеэкономических связей и международных расчетов.

В результате мирового кризиса Генуэзская валютная система утратила относительную эластичность и стабильность.

Золотовалютный стандарт.

Бретонн – Вудская валютная система.

Бреттон-Вудская валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года в г.Бреттон-Вудсе(США).Были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений. Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Цели создания Бреттон-Вудской валютной системы:

- восстановление обширной свободной торговли;

- установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов;

- передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

Бреттон-Вудская система базировалась на следующих принципах:

Введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов.

Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота как основы мировой валютной системы:

a) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ;

b) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство;

c) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты:

d) с этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото центральным иностранным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, установленной в 1934 г., исходя из золотого содержания своей валюты (35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г).

В конце 60-х годов наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара).

Ямайская валютная система.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго — вначале в академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах.

В 1972—1974 гг. «комитет двадцати» МВФ подготовил проект реформы мировой валютной системы.

В январе 1976г. на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) было официально оговорено устройство Ямайской валютной системы.

Основа Ямайской валютной системы: плавающие обменные курсы и много валютный стандарт.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1.Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах.

2.Отменен монетный паритет золота,

3.Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а так же СДР и резервные позиции в МВФ.

4.Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют сформировываются под воздействием спроса и предложения.

5.Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания, фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6.Страна сама выбирает режим валютного курса , но ей запрещено выражать его через золото.

7.МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать свободного манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

Европейская валютная система.

Европейская валютная система (в составе 8 стран Общего рынка – Германии, Франции, Бенилюкса, Италии, Ирландии, Дании) начала функционировать с 13 марта 1979 г.

Основные цели ЕВС:

1. Обеспечение достижения экономической интеграции;

2. Создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте. Отсутствие такой системы затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;

3. Ограждение рынка от экспансии доллара;

4. Сближение экономических и финансовых политик стран участниц.

Основные положения ЕВС.

1. ЕВС базируется на ЭКЮ.

ЭКЮ-это составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют стран сообщества, причем доля каждого участника зависит от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов.

Во-первых, эмиссия Экю частично обеспечена золотом.

Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20 % официальных золотых резервов стран ЕВС.

В-третьих, страны ЕС ориентируются на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний ( +_ 2,25% от центрального курса).

Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку.

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления Центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Европейский союз.

Наиболее развитой в мире интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС) в состав которого входит 15 стран.

ЕС был образован из трех интеграционных сообществ – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества.

В процессе своего развития европейская интеграционная система прошла несколько этапов.

1.Зона свободной торговли (1958-1969 гг.). В соответствии с Римским договором 1957 г. были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлены общий таможенный режим и общая таможенная политика в отношении третьих стран. В 1963г. было подписано Яундское соглашение .с которым ряд развивающихся стран вступили в ассоциацию с ЕС. В 1965г.три европейских сообщества приняли решение о слиянии.

2. Таможенный союз (1968-1976 гг.). Использование преимуществ таможенного союза (в рамках шести стран - основателей - Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Франции), а также внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. В 1973 вступили в ЕС Дания, Ирландия и Великобритания. В начале 80-х - Греция, Португалия и Испания.

3.Общий рынок (1987-1992 гг.). Ликвидация последних барьеров на пути передвижения товаров и факторов производства на основе Единого европейского акта и документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС, подписанных в 1985г. Переход стран ЕС к единой политике в отдельных отраслях - энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

4.Этап экономического союза (с 1993г. по настоящее время). Маастрихтское соглашение 1992г.-Договор о создании экономического и валютного союза – наиболее полной региональной интеграции:

- Валюты всех стран ЕС в совместное «плавание» в рамках ЕВС;

- Устраняются валютные ограничения;

- Создается Европейский валютный институт (1997 г.) и усиливается координация макроэкономической политики;

- Взаимно фиксируется курсы валют, а затем вводится единая валюта.

Функции Европейского валютного института:

- Координация денежной политике национальных эмиссионных банков ;

- Контроль за функционированием ЕВС;

- Контроль за соблюдением механизма валютных курсов.

На этом же этапе вступает в действие соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС (в 1995 г. в ЕС вступили Финляндия, Швеция и Австрия) и 3 странами ЕАСТ (Исландии, Норвегии и Лихтенштейном ).

Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов – Европейский Совет, Комиссия ЕС, Комиссия министров, Европейский парламент и Суд ЕС.

Европейский совет – директивный орган ЕС – принимает решения по ключевым вопросам интеграции:

- Прямые выборы в Европейский Парламент;

- Принятие новых членов;

- Создание европейской ВС;

- сельскохозяйственная политика;

- отношения с третьими странами;

Комиссия ЕС – исполнительный надгосударственный орган – управляет повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения на рассмотрение Совета ЕС, осуществляет контроль над исполнением решений.

Совет министров – межправительственный орган ЕС – принимает решения на уровне министров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства и т. д.

Европейский парламент – представительный и консультативный орган ЕС – принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой.

Суд ЕС – верховная судебная инстанция ЕС, состоящая из 13 судей, назначаемых на 6 лет по взаимному соглашению между правительствами ЕС – наблюдает за единообразием применения правовых документов ЕС, выносит решения по применению законодательных форм ЕС.

Переход стран ЕС к единой валюте «евро».

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро. По состоянию на начало 2000 года эта система объединяет 11 стран, входящих в ЕС. Греция не была допущена в эту зону, так как не достигла тех экономических критериев, которые были установлены для присоединения к единой валюте.

С 1 января 1999 года было отменено экю как международное и платежное средство. 11 стран ЕС перевели свои безналичные расчеты на евро, который был по состоянию на эту дату введен вместо экю в пропорции 1:1.

В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие:

Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП.

- Государственный долг не более 60% к ВВП.

- Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

- Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

- Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.

Все эти критерии были выполнены 11 странами, сформировавшими "зону евро".

Проведение единой кредитной и валютной политики осуществляется в настоящее время через работающие с 1 июля 1998 года наднациональные банковские институты - Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).

Переход к единой валюте выгоден как государству, так и бизнесу Евросоюза.

Элементы Мировой валютной системы.

Существует три типа валютных систем: национальная, региональная и мировая валютная система.

Национальная валютная система связана c мировой валютной системой через национальные банки, обслуживающие и регулирующие валютные отношения.

Устойчивость и стабильность национальной валютной системы обеспечивает стабильность мировой валютной системы. Национальная валютная система представляет собой совокупность отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы страны, необходимые для нормального функционирования общественного воспроизводства.

Мировая валютная система – это закрепленная международными соглашениями форма организации международных валютных отношений, сложившихся на основе развития мировой системы хозяйства.

Мировая валютная система включает в себя:

- Резервные валюты, международные счетные единицы;

- Условия взаимной обратимости валют;

- Унифицированный режим валютных паритетов;

- Регламентацию режимов валютных курсов;

- Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

- Межгосударственное регулирование валютных ограничений;

- Унификацию основных форм международных расчетов;

- Режим мировых валютных рынков и рынков золота;

- Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

Национальная валютная система базируется на национальной валюте (денежной единице страны), то мировая валютная система - на одной или нескольких резервных валютах или международной счетной денежной единице. Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы СДР (Ямайская валютная система) и ЭКЮ (Европейская валютная система.).

Валюта - 1) денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства (напр., рубль - в России, доллар в США;

2) тип денежной системы государства (В. золотая, В. бумажная);

3) денежные знаки зарубежных стран (банкноты, казначейские билеты, монеты), кредитные и платежные документы (векселя, чеки и др.) используемые в международных расчетах (иностранная В.).

Международная резервная (ключевая ) валюта - особая категория конвертируемой национальной валюты ведущей капиталистической страны, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран.

Международная счетная денежная единица - степень конвертируемости валют. Конвертируемость представляет собой характеристику экономики определенного типа, которая в принципе не может быть создана разовым правительственным решением.

Различают три уровня конвертируемости:

- элементы конвертируемости;

- инструменты регулирования отношений с мировым рынком;

- важнейшие элементы общеэкономической политики.

Элементы конвертируемости:

- гибкий рыночный курс, регулирующий и отражающий спрос и предложение;

- отсутствие валютных ограничений по текущим и финансовым операциям;

- право резидентов владеть и распоряжаться иностранной валютой;

- право нерезидентов осуществлять операции с национальной валютой.

Регулирование связей с мировым рынком:

- соответствующая торговая и таможенная политика;

- валютная политика (режим курса и формы его поддержки, валютный контроль).

Элементы общеэкономической политики:

- регулирование рыночных отношений и участие государства в экономике;

- денежно-кредитная и бюджетная политика:

- финансовая сбалансированность;

- антиинфляционные меры;

- поддержание высокой покупательной способности валюты.

Элементом валютной системы является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, установленное в законодательном порядке.

Фактически валюты ряда стран привязаны к одной из ведущих капиталистических валют или корзине валют.

Валютный паритет служит основой валютного курса, который также является элементом валютной системы.

Также элементом валютной системы является международная валютная ликвидность. Другой элемент валютной системы – международные кредитные средства обращения. Регламентация их использования, как и практика международных расчетов, осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе: Женевская конвенция (вексельная и чековая), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и инкассо и др.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать Международными финансовыми институтами.

Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых.

К ним относятся:

• Банк международных расчетов;

• Международный валютный фонд;

• Всемирный банк;

• Международная ассоциация развития;

• Международное агентство по инвестиционным гарантиям;

• Региональные банки развития;

• Валютно-кредитные и финансовые организации ЕС,

«Парижский клуб» (кредиторы правительства).

Возглавляемый Францией "Клуб" организовал многочисленные пересмотры сроков платежей по долгам. Заседание "Клуба" проводится по инициативе страны-должника в случае, если неплатеж имеет место или скоро произойдет.

Участниками переговоров являются страна-должник, соответствующие страны-кредиторы, представители МВФ (Международного Валютного Фонда), Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), часто - региональных банков развития, а также ЮНКТАД- конференция ООН по торговле и развитию.

«Клуб» не является постоянно действующей организацией. Он всегда созывается для принятия решения по пересмотру сроков платежей, касающихся отдельной страны-должника и отдельных видов задолженности. Заседания проходят в здании Министерства Финансов Франции.

Как правило, членами «Клуба» со стороны кредиторов выступают страны-участницы Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Во время переговоров очень важную роль играет МВФ.

В первой части переговоров страна-должник дает разъяснения относительно своего финансового положения и причин возникновения проблем с погашением долга. На этой стадии МВФ представляет странам-кредиторам информацию об экономическом положении страны-должника, о котором МВФ знает, как правило, лучше самого государства. Позже, чтобы получить некую гарантию того, что пересмотр сроков платежей может привести к экономическому подъему в стране-должнике, и, таким образом, обеспечить некоторые перспективы окончательного погашения долга, страна-дебитор должна также представить программу экономической перестройки и реформ. В качестве условия пересмотра сроков платежей страны-кредиторы требуют, чтобы страна-должник прежде заключила договор с МВФ относительно программ оздоровления экономики, который в свою очередь будет означать некое содействие о стороны МВФ, в частности, доступ к кредитам МВФ.

Только МВФ может объяснить детали этой стабилизационной программы, а также требования по пересмотру сроков платежей, или в некоторых случаях выдать деньги.

В результате переговоров обычно подписывается соглашение относительно сроков использования кредита, льготного периода по погашению основной части долга, % и сроков погашения.

"Согласованный протокол" содержит политические, а не юридические обязанности. "Согласованный протокол" показывает ожидания всех заинтересованных сторон по поводу того, что изменение программы погашения долга будет проходить в соответствии с условиями, отраженными в документе. Но изменение сроков выплат по долгам обретает юридическую силу только после подписания двусторонних соглашений, заключенных в соответствии с результатами переговоров в "Парижском Клубе".

«Лондонский клуб» (кредиторы: частные банки)

В рамках "Лондонского клуба" вопрос займов решается между должником или страной-должником и банковским управляющим комитетом. Управляющий комитет представляет собой группу квалифицированных специалистов из 10-15 крупнейших банков, представляющих многие сотни банков-кредиторов.

Конкретное дело о пересмотре сроков погашения задолженности начинается с извещения заемщика всем кредиторам о том, что он приостанавливает платежи, так как осознает свою неспособность платить. Должник официально просит об изменении сроков платежа после определенной конечной даты. Перенос сроков погашения приобретает форму договорного соглашения между всеми кредиторами и отдельным заемщиком относительно изменения графика платежей по основной части долга и/или процентов.

В договоре должны быть отражены все виды задолженности и сроки их погашения. В случае, если будут привлечены "свежие деньги" вне зависимости от прошлых кредитов, их форма и условия должны быть определены как для уже имеющихся , так и для новых долгов. Должно быть показано, что может возникнуть необходимость повторного определения случаев невыполнения обязательства, позитивных и негативных обязательств по контракту. В конце должны быть определены платежи и расходы, связанные с изменением сроков выплаты долга.

Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930г.).

Функции международных финансовых институтов:

• Предоставление кредитов странам;

• Разработка принципов функционирования мировой валютной системы;

• Осуществление межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Причины возникновения международных финансовых институтов:

• Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, сфера действия которых выходит за национальные границы;

• Развитие межгосударственного регулирования мировых государственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;

• необходимость совместного решения причин нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных институтах определяется величиной их взноса в каптал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».

Краткая характеристика важнейших организаций в международных валютно-кредитных отношениях.

Международный валютный фонд (МВФ)

К числу важнейших организаций в международной экономической сфере, обладающих наибольшим весом, относится Международный валютный фонд, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне (США). Он выл создан в результате проведения в 1944г. в г. Бреттон – Вудсе (США) международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу Бреттон – Вудской валютной системы.

В настоящее время членами МВФ являются 181 государство. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление — Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет.

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международ¬ной валютной системой для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в ва¬люте которых она осуществляет свои интервенции.

МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Как правило, кредиты предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран, и характер этих кредитов связан с выполнением требований специалистов МВФ.

Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Важнейшим институтом регулирования международного движения капиталов является Международный банк реконструкции и развития, известный также под названием Всемирный банк. Он был основан на в 1945г.

Он выступает в качестве межправительственной организации со штаб – квартирой в Вашингтоне, Европейское бюро — Париж (Франция), Токийское бюро — Токио (Япония).

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

Главное в работе банка – через предоставляемые долгосрочные кредиты банков содействовать развитию экономики входящих в него стран.

Банк получает средства, как от основных взносов стран - членов, так и от выпуска облигаций, которые могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и правительственные организации, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

В то же время МБРР предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, прежде всего в странах развивающегося мира. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры, энергетической базы, транспорта, промышленности и сельского хозяйства.

Высшим органом МБРР является совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков).

В системе МБРР действуют:

• Международная финансовая корпорация (МФК);

• Международная ассоциация развития (МАР).

Наблюдается тесная координация в деятельности МБРР и МВФ.

Региональные банки .другие банковские организации, так или иначе оказывающие влияние на систему международных валютно-кредитных и финансовых отношений, процессы международной торговли – это региональные банки как например:

• Европейский инвестиционный банк;

• Европейский банк реконструкции и развития;

• Ряд арабских и иных банков.

Ресурсы для своей деятельности они черпают из собственного капитала и ссуд, получаемые на международных, а часто и на национальных рынках капитала.