Инвестиционная политика предприятия


Реферат >> Банковское дело

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1.

Оценка структуры и динамики инвестиций и финансовых вложений …....... 5

Глава 2.

Характеристика инвестиционной политики России …...………………….... 13

Глава 3.

Оценка инвестиционной политики Саратовской области …………..……... 18

Заключение …………………………………………………………………… 26

Список использованной литературы ........................................................... 28

Введение

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и ( или ) иной деятельности в целях получения прибыли и ( или ) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции играют важную роль как на макро, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом, иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

В последние годы Российская Федерация стала активно развиваться во всех сферах экономики. И как результат такого развития, она стала одним из привлекательнейших регионов в мире для инвестирования. Улучшается инвестиционный климат и в Саратовской области.

Задачей моей работы является рассмотрение инвестиций в динамике и структуре за 2001 – 2007 годы при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния, а также рассмотрение и оценка инвестиционной политики Саратовской области, выделение ее положительных и отрицательных моментов.

Глава 1. Оценка структуры и динамики инвестиций и финансовых вложений (2001-2007 годы)

Для того, чтобы наглядно увидеть все изменения в структуре инвестиций, подробно рассмотрим финансовые вложения и инвестиции с различных сторон. Изучить данные по вложениям в нефинансовые и финансовые за последние годы, представленные в таблице. И по итогам этих данных определить структуру и динамику вложений в финансовые и нефинансовые активы.

Нефинансовые и финансовые вложения организаций РФ (без учета малого предпринимательства), млрд. руб.

Виды вложений/ года

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Нефинансовые

1504,712

1762,407

2186,365

2865,014

3611,109

4730,023

6626,77

Финансовые

3430

2091

2432

4867,6

9209,175

14394,996

18779,439

Общая сумма

4934,712

3853,407

4618,365

7732,614

12820,284

19125,019

25406,2

Посмотрев на полученные данные, можно сделать вывод, что вложения в активы стабильно росли. Исключение составляет 2002 год, в котором произошло незначительное снижение. Выводы можно более наглядно подтвердить диаграммой.

Годы

инвестиции в финансовые активы

инвестиции в нефинансовые активы

инвестиции всего

2001

51,3%

48,7%

100%

2001

69,3%

30,7%

100%

2002

60,2%

39,8%

100%

2003

58,5%

41,5%

100%

2004

63,9%

36,1%

100%

2005

76,0%

24,0%

100%

2007

75,9%

24,1%

100%

Посмотрев таблицу со структурой финансовых и нефинансовых вложений, можно увидеть явную тенденцию к снижению инвестиций в финансовые активы, и соответственно увеличение доли нефинансовых инвестиций в общей структуре.


Следующим шагом рассмотрим региональную структуру инвестиций.

Регионы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

РФ- всего,

в т.ч.

1504523

1762407

2186219

2865014

3611109

4730023

6626770

Центральный федеральный округ

349312

435810

523877

770409

964158

1225593

1600158

Северо-Западный федеральный округ

168114

199102

261909

359562

483265

651271

804096

Южный федеральный округ

167598

185722

200053

264339

338421

453493

660125

Приволжский федеральный округ

267845

294507

344291

464094

609499

783640

1076717

Уральский федеральный округ

330795

383378

448607

534467

593370

801479

1089404

В динамике в региональной структуре инвестиций наблюдается стабильный рост по всем регионам, особенно этот рост заметем в 2007, это явление можно объяснить. Для этого достаточно просто провести параллели с экономической ситуацией в нашей стране с этот период. Как раз к 2007 году в экономике наблюдалась стабильность. Если рассматривать структуру инвестиций по Федеральным округам, то явно выделяется «тройка лидеров» - Центральный округ ( 1 место), а также Приволжский и Уральский ФО. Такая структура вполне объяснима, именно эти регионы обладают большим числом привлекательных для инвесторов качеств и благоприятным инвестиционным климатом.

Далее оценим технологическую структуру инвестиций.

Технологическая структура в динамике.

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Инвестиции в основной капитал-всего

1504,7

1762,4

2186,4

2865

3611,1

4730

6626,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

713,7

844

1084,9

1321,8

1648,5

2144,5

3459,1

на машины, оборудование, транспортные средства (без работ по монтажу оборудования)

494,9

626,9

766,1

1096,3

1379,9

1606,5

2157,7

на прочие капитальные работы и затраты

296,1

291,5

335,4

446,9

582,7

979

1010


Изучив таблицу с технологической структурой и построив по ней диаграмму, сделаем вывод о стабильном росте инвестиций. Причем рост этот имеет почти линейную зависимость, что говорит о положительной динамике роста. Основным видом в технологической структуре являются инвестиции в строительно – монтажные работы. Что подтверждает и % соотношение с структуре. Рассмотрим его далее.

Технологическая структура инвестиций в % к итогу

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Инвестиции в основной капитал-всего

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

на строительно-монтажные работы

47,4

47,9

49,6

46,1

45,7

45,5

46,9

на машины,оборудование,транспортные средства(без работ по монтажу оборудования)

32,9

35,6

35

38,3

38,2

38,1

35

на прочие капитальные работы и затраты

19,7

16,5

15,4

15,6

16,1

16,4

18,1


Рассматривая соотношение инвестиций в рамках данной структуры в %, видно преобладание строительно – монтажных работ, несмотря на незначительное колебание, этот вид все же является основным. Доля вложений в оборудование, инструменты и инвентарь, при этом, стабильно увеличивалась. Это понятно с точки зрения первоначального значения капитальных вложений, которые в первую очередь направляются на создание нового объекта.

Далее проанализируем инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности

Отрасли

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

60,6

80,6

90,7

116,6

142,3

224,2

336,5

Рыболовство, рыбоводство

2,4

3,0

2,3

3,1

3,1

4,5

4,3

Добыча полезных ископаемых

285,2

297,9

348,7

442,0

501,9

690,7

1004,4

Обрабатывающие производства

239,9

280,3

341,9

470,3

593,9

737

1020,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

83,4

102,9

143,5

197,8

244,1

298,1

490,9

Строительство

79,0

95,6

106,7

99,6

129,5

176,2

229

Оптовая и розничная торговля, произведение ремонтных работ

42,9

62,9

77,0

99,6

129,1

166,6

226,1

Гостиницы и рестораны

10,8

11,8

8,9

9,9

12,9

19,3

21,9

Транспорт и связь

33,5

326,0

487,8

649,7

884,8

1116,7

1451,3

Финансовая деятельность

11,8

17,5

26,6

39,8

49,4

53,3

79,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда

221,3

319,7

385,7

495,1

607,5

804,2

1147,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

22,0

35,5

35,1

49,9

57,0

81,8

108,5

Образование

21,9

26,0

31,2

51,1

68,8

100,6

153

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

36,7

36,1

43,2

71,6

94,8

127,4

177,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

53,3

66,5

57,1

68,9

92,0

129,4

176,2

Сумма инвестиций

1504,7

1762,4

2186,4

2865,0

3611,1

4730

6626,8

Сделаем вывод о стабильном росте инвестиционных потоков в различные отрасли с течением времени. Особенный скачок произошел опять же в 2007 году.

Познакомившись с данными таблицы, сделаем вывод о том, что наиболее привлекательными отраслями для инвесторов являются сельское хозяйство, промышленность и транспорт, и в этой структуре выделилась «тройка лидеров». Именно в эти отрасли с 2001 по 2007 годы поступило большее число инвестиций.

Познакомимся с объемом инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам, млн. дол. США

Начнем с динамики. Для этого рассмотрим таблицу об иностранных инвестициях.

 

2000

2002

2003

2005

2006

2007

Иностранные инвестиции - всего

10958

19780

29699

53651

55109

120941

         в том числе:

 

 

 

 

прямые инвестиции

4429

4002

6781

13072

13678

27797

         из них:

 

 

 

 

   взносы в капитал

1060

1713

2243

10360

8769

14794

   кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

2738

1300

2106

2165

3987

11664

 прочие прямые инвестиции

631

989

2432

547

922

1339

портфельные инвестиции

145

472

401

453

3182

4194

         из них:

 

 

 

   акции и паи

72

283

369

328

2888

4057

   долговые ценные бумаги

72

129

32

125

294

128

прочие инвестиции

6384

15306

22517

40126

38249

88950

         из них:

 

 

 

   торговые кредиты

1544

2243

2973

6025

9258

14012

   прочие кредиты

4735

12928

19220

33745

28458

73765

   прочее

105

135

324

356

533

1173

Данная структура инвестиций в отличие от других не является стабильной. Из таблицу видно, что поток инвестиций то растет, то снижается, а потом опять растем скачками. Это говорит о неуверенности инвесторов в стабильности нашей экономики, именно поэтому они то вкладывают деньги в экономику России, то берет перерыв и сокращают вливания.

Теперь рассмотрим эту структуру в % к итогу.

 

2000

2002

2003

2005

2006

2007

Иностранные инвестиции - всего

100

100

100

100

100

100

         в том числе:

прямые инвестиции

40,4

20,2

22,8

24,4

24,8

23

         из них:

   взносы в капитал

9,7

8,6

7,5

19,3

15,9

12,2

   кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

25

6,6

7,1

4

4

9,7

   прочие прямые инвестиции

5,7

5

8,2

1,1

1,8

1,1

портфельные инвестиции

1,3

2,4

1,4

0,8

5,8

3,5

         из них:

   акции и паи

0,6

1,4

1,2

0,6

5,2

3,4

   долговые ценные бумаги

0,6

0,7

0,1

0,2

0,6

0,1

прочие инвестиции

58,3

77,4

75,8

74,8

69,4

73,5

         из них:

   торговые кредиты

14,1

11,3

10

11,2

16,8

11,6

   прочие кредиты

43,2

65,4

64,7

62,9

51,6

61,0

   прочее

1

0,7

1,1

0,7

1

1

Рассмотрев эту таблицу, сделаем вывод о резком снижении доли прямых инвестиций в 2002 году( 2 раза ), и соответственно увеличения доли прочих. Отметим, что портфельные инвестиции занимают очень малую долю во всех иностранных инвестициях. Несмотря на незначительный последующий рост ( после 2003 года) доли прямых инвестиций, прочие инвестиции ( кредиты) сохраняют свое лидирующее место и остаются преобладающими в структуре.

Глава 2. Характеристика инвестиционной политики

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения. Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов. Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики. В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику. Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако, несмотря на это, иностранные инвесторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основные причины:
1.нестабильность экономической и политической ситуации;
2.несовершенное и противоречивое законодательство;
3.неясность в определении прав собственности;
4.отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
5.нестабильность рубля как национальной валюты;
6.непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, составными частями которого должны являться:
выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности.

Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.
Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней. Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня.

Нашей стране на данный момент, для реализации инвестиционного потенциала и развития инвестиционного сектора в дальнейшем, необходима продуманная, научно обоснованная инвестиционная политика. Которую должны составлять следующие элементы:

  • формы и методы мобилизации внутренних источников инвестиций;

  • формы и методы привлечения иностранных капиталов;

  • принципы, методы, каналы размещения привлеченных капиталов;

  • взаимосвязь инвестиционной политики со структурной политикой;

  • взаимосвязь инвестиционной политики со становлением рыночной инфраструктуры в стране;

  • взаимосвязь инвестиционной политики и денежной политики Центрального Банка;

  • взаимосвязь длительных инвестиций и краткосрочных вложений, инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание. Для стабилизации и развития инвестиционной деятельности государство выполняет различные действия, самым важным из которых является усовершенствование законодательства, ведь законодательная база – это фундамент всех экономических отношений.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Для активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

  • радикализация борьбы с преступностью;

  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций и развитию внутреннего рынка инвестиций.

Глава 3. Оценка инвестиционной политики Саратовской области.

Внушительные достижения во всех основных рыночных нишах в последние годы 21-го века сделали Саратов и область одним из лучших привлекательных мест для инвестиций. Саратов - крупный город на Волге. Саратов имеет благоприятное географическое положение, он является точкой пересечения многих важных транспортных путей. По словам заместителя Председателя Правительства Саратовской области – Председателя Представительства Правительства Саратовской области при Правительстве Российской Федерации, Жандарова Александра Владимировича: "Развитию инвестиционной привлекательности региона способствует Совет по инвестициям при губернаторе Саратовской области, на котором уже прошли презентации 17 крупных инвестиционных проектов. На заседаниях Совета инвесторы представляют общественности свои проекты, получают их одобрение и могут решать возникающие при реализации вопросы. В настоящее время правительством Саратовской области проводится активная политика по вхождению новых предприятий в область, которая включат разработку эффективных мер по привлечению инвестиций, законодательных и нормативных актов для создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам. Создана законодательная база для привлечения инвестиций - приняты законы, стимулирующие приход инвесторов в Саратовскую область. Законы разработаны министерством инвестиционной политики области с учетом опыта других регионов России, новых прогрессивных механизмов привлечения инвестиций, а также мнения потенциальных инвесторов".

Переломным в экономике области стал 1997 г. Впервые достигнут прирост инвестиций на 6,8%, а темп промышленного производства превысил среднероссийский уровень. В результате область попала в группу самых динамичных регионов России.

Саратовская область обладает рядом конкурентных преимуществ в сфере инвестиций, которые создают привлекательную картину для потенциальных инвесторов:

1.         Высокая обеспеченность региона электроэнергией (Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС, ТЭЦ – объем производимой электроэнергии 41 млрд. кВт/час, собственное региональное потребление 30% от объемов производства).

2.           Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения (более 877,9 тыс. га), земель поселений, производственных площадок с коммуникациями и энерго- тепломощностями.

3.           Низкая стоимость земли.

4.          Собственная региональная газодобыча, полная газификация населенных пунктов и предприятий.

5.          Собственная региональная нефтедобыча с полной переработкой нефти на ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», что обеспечивает абсолютную стабильность топливного рынка области.

6.           Значительные невостребованные запасы углеводородного сырья в недрах (газ, нефть, нефтеконденсат, горючие сланцы со сланцевым газом и сланцевой нефтью).

7.           Стоимость трудовых ресурсов ниже, чем в Московском регионе.

8.       Развитая транспортная инфраструктура:

· воздушный транспорт (аэропорт и авиакомпания с регулярным воздушным сообщением «Саратовские авиалинии»);

· водный транспорт на р.Волга с выходом в Средиземное море, Балтийское море, Баренцево море;

· трубопроводы («Транснефть», «Голубой поток», «Газпром» и т.д.)

· железнодорожный транспорт, в области 2 отделения ОАО «Российские железные дороги»: Юго-Восточное и Приволжское с самой высокой обеспеченностью железными дорогами на 1 человека в Приволжском Федеральном округе;

· плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 104 км на 1000 км2 (по России – 31 км на 1000 км2).

9.       Наличие государственной границы протяженностью 550 км с Республикой Казахстан с выходом в Центральную и Среднюю Азию, Китай и т.д.

10.       Близость к Московскому региону (858 км).

11.       Южный умеренный благоприятный климат, продолжительность зимнего периода на 1 месяц меньше, чем  в Москве, что позволяет снизить затраты на отопление, освещение помещений и обслуживание техники.

12.       Расположение региона в выгодной четвертой световой зоне, что значительно снижает себестоимость производства продукции тепличного комплекса.

13.       Высокая обеспеченность связью и телекоммуникациями.

14.       Развитый банковский и страховой сектор экономики.

15.       Низкая стоимость природоохранных и экологических мероприятий.

16.       Низкая криминогенность.

17.       Межэтническое и межконфессиональное согласие.

18.       Политическая стабильность в регионе.

19.       Высокий научный и технический потенциал:

· 6 институтов РАН;

· 21 НИИ;

· 19 проектных институтов;

· 14 ВУЗов, множество техникумов, колледжей, профтехучилищ.

20.       Высокий культурный, медицинский и образовательный потенциал.

21.      Наличие в регионе Законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов.

22.       Постоянный рост среднедушевых денежных доходов населения (до 20% в год), который увеличивает емкость рынка, а, следовательно, ликвидность товаров, работ и услуг.

23.       Более низкая инфляция, чем в целом по России.

24.       Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

Рейтинг Саратовской области в 2001 году по привлечению иностранных инвестиций среди регионов Приволжского Федерального округа вырос по рублевым инвестициям с 12 до 4 места и с 8 до 6 места по валютным инвестициям. В 2001 году в экономику Саратовской области поступило 23 миллиона 500 тысяч долларов иностранных инвестиций. По сравнению с 2000 годом объем поступлений увеличился более чем в два раза. На территории области зарегистрированы и начали функционировать 17 предприятий с иностранными инвестициями, созданных совместно с компаниями ФРГ, Кипра, Турции, США, Индии, Ирландии, Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии. Суммарные вложения иностранного капитала в экономику области в 2001 году по оценке министерства МО и ВЭС составили 32 млн. долларов, из них: 9,3 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций; 8,3 млн. долларов реинвестированных собственных средств предприятий с иностранными инвестициями; 14,2 млн. долларов в виде грантов, технической и гуманитарной помощи.

Для оценки инвестиционной политики Саратовской области рассмотрим подробно основные показатели инвестиционной деятельности области в 2008 году.

По официальным данным областного комитета государственной статистики в 2008 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 56793,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 102,4% к 2007 году.

Технологическая структура инвестиций в основной капитал характеризовалась преобладающей долей строительно-монтажных работ – 49,9% (28330,7 млн. рублей). На приобретение машин, оборудования, транспортных средств затрачено 38,4% или 21818,8 млн. рублей. За счет всех источников финансирования на строительство жилых домов направлено 6692,9 млн. рублей, что составило 11,8% в общем объеме инвестиций.

Крупными и средними организациями использовано 41926,2 млн. рублей, что составило 97,6% к 2006 году.

Меньше, чем в 2007 году, вложили инвестиции в основной капитал следующие организации: филиал ОАО «РЖД» –  ДКРС-ЮГ (г.Ростов-на-Дону), ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод», ЗАО «Ямалгазинвест», ООО «Саратоворгсинтез», филиал ОАО «РЖД» – «ПЖД», ФГУГП «Нижневолжскгеология», ГУФУ автодорог «Большая Волга», филиал ОАО «Мобильные телесистемы», ЗАО «Янтарное»,  филиал ООО «МЕТРО КЕШ ЭНД КЕРРИ», ЗАО «Саратовоблжилстрой»,  ЗАО «Саратов-Бурение»,  ОАО «Вольскцемент»,  ООО «ТД «Лиа-Лев», ОАО «Трансмаш».

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования характеризуется следующими данными:

  

Млн. руб.

В % к итогу

Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций,

41926,2

100,0

в том числе по источникам финансирования:

 

 

собственные средства,

23317,8

55,6

из них:

 

 

прибыль, остающаяся в распоряжении
организации (фонд накопления)

8926,4

21,3

привлеченные средства,

18608,4

44,4

из них:

 

 

кредиты банков

2862,5

6,8

заемные средства других организаций

1199,9

2,9

бюджетные средства

5913,5

14,1

в том числе:

 

 

федерального бюджета

3898,7

9,3

бюджетов субъектов федерации

1900,8

4,5

средства внебюджетных фондов

106,2

0,3

прочие

8526,3

20,3

из них:

 

 

средства вышестоящей организации

6262,7

14,9

средства, полученные от долевого участия на строительство (организаций и населения)

1567,9

3,7

 

 

 

   За 2007 год в нефинансовый сектор экономики области поступило иностранных инвестиций 92 000,9 тыс. долл. США (включая  рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), что в 3,3 раза выше уровня 2006 года. Данные приведены без учета иностранных инвестиций, осваиваемых инвесторами из других регионов РФ на территории Саратовской области.

Накопленный иностранный капитал (на начало года) в экономике области составил 121 629,0 тыс. долл. США (94,6% от уровня 2006 года). За истекший период было погашено 14 233,9 тыс. долл. США, т.е. направлено за рубеж в виде возврата взносов в капитал, изъятия акций (паев), обслуживания и погашения кредитов иностранным партнерам.

Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших за 2007 год возрос в 4,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме увеличилась с 48,8% за 2006 год до 63,5% за 2007 год. Более 47% всех прямых иностранных инвестиций поступали в виде прочих прямых инвестиций.

Прочие иностранные инвестиции, поступившие за 2007 год составили 36,5% от общего объема иностранных инвестиций. Доля портфельных инвестиций – незначительна.

Вложения иностранных инвестиций в долларах США были в основном  в организации ”разведочного бурения” – 48,9%, ”геологоразведки” – 36,7, по ”добыче полезных ископаемых” – 14,2%. В рублях вложения большей частью размещены в организациях по ”добыче полезных ископаемых” – 91,6%.

Иностранные инвестиции за 2007 год поступили из 9 стран мира. Наиболее активной страной-инвестором был Кипр, на его долю приходилось более 97% от общего объема поступивших инвестиций.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам представлен ниже:

  

Тыс. долл.

Тыс. руб.

накоплено на начало отчетного

периода

поступило за отчетный период

изъято

(выбыло) за отчетный период

накоплено 

на начало

отчетного

периода

поступило за отчетный

период

изъято (выбыло)

за отчетный период

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиции – всего,

84963,3

66384,8

7433,0

900143,4

655002,9

173897,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

65405,8

48879,8

-

723039,1

244796,8

119623,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

взносы в капитал

47784,7

4000,0

-

722164,3

237214,5

119622,1

кредиты полученные

от зарубежных совладельцев предприятий

11686,3

17334,5

-

404,8

1378,6

1,0

прочие прямые

 

 

 

 

 

 

инвестиции

5934,8

27545,3

-

470,0

6203,7

-

 

 

 

 

 

 

портфельные

инвестиции

-

-

-

5306,6

6,1

4315,7

 

 

 

 

 

 

прочие инвестиции

19557,5

17505,0

7433,0

171797,7

410200,0

49959,0

Однако, несмотря на множество положительных моментов в инвестиционной привлекательности и стабильном росте инвестиционной деятельности в Саратовской области, существуют и отрицательные моменты. По мнению специалистов, одной из основных причин недостаточного притока инвестиций в Саратовскую область является низкая активность делового сообщества региона по привлечению инвестиционных ресурсов. Большинство крупных и средних предприятий области, за исключением дочерних фирм московских холдингов и предприятий с участием иностранного капитала, не имеют перспективных планов развития, не разрабатывают инвестиционные планы. Из числа разрабатываемых инвестиционных проектов практически ни один не соответствует общепринятым международным стандартам. В результате более половины инвестиций в основной капитал осуществляются за счет собственных средств. В настоящий момент в область приходят только инвесторы, имеющие стратегические планы по освоению нашего потребительского рынка и сырьевой базы. При этом потенциальные возможности выгодного вложения капитала финансовыми инвесторами остаются нераскрытыми.

Заключение

Рассмотрев различные структуры инвестиций, инвестиционную политику в России и оценив ее конкретно в Саратовской области, можем сделать выводы.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

За 2001 – 2007 годы в Российской Федерации наметилась четкая тенденция роста инвестиций. Однако необходимо отметить, что рост и развитие наблюдается явно и преобладает лишь в некоторых областях, а остальные развиваются не так активно. Так например, увеличивается объем инвестиций в нефинансовые активы, основными центрами, привлекающими инвесторов являются Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа, а самыми привлекательными являются сельское хозяйство, промышленность и транспорт. Иностранные же инвестиции если и растут, то незначительно, и направлены в основном на кредитование. На мой взгляд, государству необходимо заняться поддержанием роста и не дать обратной тенденции появиться, также попробовать сделать привлекательными и другие регионы и отрасли, кроме перечисленных. А также сделать нашу страну еще более привлекательной для иностранных инвесторов. Так как иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны.

В целом же мы уже можем говорить с некоторой долей уверенности о положительных сдвигах в инвестиционном климате России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России, будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернет нас назад.

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон от 25.02.1999 г №39 – ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

2. Федеральный Закон от 09.07.1999 г №160 – ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

3. Инвестиции: Учебное пособие/ Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др. М.: КНОРУС, 2004.

4. Инвестиции: Учебно-методический материал к изучению дисциплины/ Сост. В.С. Былинкина, Ю.В. Морозова. Саратов: СГСЭУ, 2005.

5. Инвестиции: учебник для ВУЗов/ А. С. Нешитой. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашко и К», 2007

6. Организация и финансирование инвестиций, В.П.Попков, В.П. Семенов. М.: Инфра – М, 2006

7. материалы с Интернет - сайта Правительства Саратовской области ссылка на сайт удалена

8. материалы поисково – справочной системы Гарант ссылка на сайт удаленаU>garant.ru/

9. материалы поисково – справочной системы Консультант ссылка на сайт удаленаU>konsultant.ru/

10. материалы Интернет – версии газеты « Новые времена», Саратов

29