Анализ себестоимости продукции


Реферат >> Банковское дело

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономический анализ

Тема: Анализ себестоимости продукции

Факультет Предпринимательства и менеджмента

Специальность Финансы и кредит

Специализация Финансовый менеджмент

Кафедра Финансов и управления собственностью

Исполнитель: Фелистова Н.Ю.

Группа: ФК-05-3З

Научный руководитель: Крылов С.И.

г. Екатеринбург

2009г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………......3

  1. Себестоимость продукции: сущность, состав теоретические аспекты анализа……………………………………………………………………………………..5

1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости………………………….5

1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость………………………….8

1.3 Сущность, значение и задачи анализа себестоимости продукции………………………………………………………………………………...11

1.4 Виды анализа себестоимости, система показателей и информационная база ………………..………………………………………………………..…………………13

1.5 Снижение себестоимости, как фактор социально-экономического развития предприятия…………………………………………………………………………...….15

2. Основные показатели и экономическая характеристика предприятия…………19

2.1 Организационно-правовая характеристика……………………………………..19

2.2 План производства и реализации продукции…………………………………..20

2.3Анализ выполнения производственной программы……………………………20

2.4 Анализ ассортимента продукции……………………………………………….22

3. Анализ общей суммы затрат и себестоимости отдельных видов продукции предприятия……………………………………………………………………………....26

3.1 Анализ состава и структуры затрат……………………………………...………26

3.2 Факторный анализ изменения общей суммы затрат……………………………27

3.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………………...28

3.4 Анализ себестоимости единицы продукции…………………………………….31

3.5 Анализ прибыли…………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………………………...…...37

Приложения…………………………………………………………………………...39

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности. К характерным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для экономического анализа а, следовательно, и для принятия оптимальных управленческих решений.

Внедрение действенного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль за такими расходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

Для анализа себестоимости рассмотрим на примере Первоуральского новотрубного завода.

Первоуральский новотрубный завод, расположенный в г. Первоуральске в 40 км к западу от г. Екатеринбурга, начал проектироваться и строиться в 1931 г. в соответствии с проектным заданием, утвержденным 04.03.31.г. Президиумом ВСНХ СССР в целях расширения трубопрокатного производства на Урале, ускорения развития восточных районов страны, сокращения импорта труб.

Завод имеет в своем составе в эксплуатации:

- 5 станов горячей прокатки труб;

- 89 станов холодной прокатки труб;

- 48 станов холодного волочения;

- 51 стан роликовой прокатки труб;

- 9 трубоэлектросварочных станов.

Производственные площади 11 основных цехов составляют 749000 кв.м.

Все цехи имеют крытые склады готовой продукции.

Завод располагает развитой железнодорожной сетью протяженностью 95 км с двумя заводскими станциями.

Железнодорожный транспорт представлен 14 современными тепловозами, имеет в обороте 364 единицы подвижного состава, в том числе 61 – с правом выхода на пути МПС и достаточное количество самоходных кранов, что обеспечивает бесперебойное снабжение цехов трубной заготовкой и материалами, а также отгрузку готовой продукции.

В составе транспортного цеха имеется 340 грузовых автомобилей и другая техника (краны, экскаваторы) и т.д., что обеспечивает межцеховые перевозки, поставку на завод материалов мелкими партиями, различные погрузочно-разгрузочные работы и т.п.

1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА

    1. Понятие и экономическое содержание себестоимости

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и её реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования.

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [17].

При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции [5].

Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических и юридических позиций. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенных предприятием расходов нужно учитывать только тогда когда это дозволяет законодательство [6].

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций [7]:

  1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

  2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

  3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

  4. определение оптимальных размеров предприятия;

  5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

  1. непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

  2. с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

  3. с оплатой труда и отчислениями в фонд социального страхования, а также платежи по имущественному страхованию;

  4. с затратами на ремонт основных производственных фондов;

  5. с амортизационными отчислениями на полное восстановление основных фондов;

  6. с расходами на реализацию продукции.

Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости [8]:

  1. Цеховая себестоимость, включающая прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции.

  2. Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

- Полная производственная себестоимость - себестоимость, состоящая из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

- Полная (коммерческая) себестоимость - производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель характеризует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

  1. Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства.

  2. Средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

  3. Плановая себестоимость – себестоимость, в расчеты которой включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период.

  4. Фактическая себестоимость характеризует размер затраченных средств на выпущенную продукцию.

1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость

В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата тру­да), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т.е. в килограммах, метрах, штуках и т.д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т.е. представить в денежном выражении [9].

Дополнительно в себестоимость продукции вклю­чаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянин, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты [10].

В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, единовременные материальные поощрения работников и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли [11].

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Отчисления на социальные нужды - по своей правовой сущности относятся к неналоговым платежам. Причины отнесения данного элемента в себестоимость продукции заключается в том, что данный источник финансирования более надежен по сравнению с прибылью. Величина прибыли, получаемая предприятием, может существенно колебаться, а государство должно быть уверено в устойчивости функционирования социальной сферы своей жизни и, следовательно, в гарантированных поступлениях от предприятий.

Прочие затраты - это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, компенсационные выплаты сверх оплаты по труду, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров, арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный, на пользование автодорог, с владельцев транспортных средств, гербовый сбор, государственная пошлина), расходы на ремонт основных средств и др.

Таким образом, поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.

Для внутрипроизводственного анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:

  1. сырье и материалы;

  2. комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;

  3. топливо и энергия всех видов на технологические цели;

  4. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования);

  5. потери от брака;

  6. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;

  7. отчисления на социальные нужды;

  8. затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

  9. общепроизводственные (цеховые) расходы;

  10. общехозяйственные расходы; :

  11. внепроизводственные (коммерческие) расходы.

В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

1) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;

2) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;

3) полная производственная себе­стоимость (ФЗС) = ЦС + 10;

4) полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.

Первые три показателя являются характеристиками собственно производства, а четвертый включает в себя такие затраты, связанные не только с производством продукции, но и с процессом ее реализации. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы от­носятся к накладным расходам.

В состав общепроизводственных накдадных расходов включаются:

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- цеховые расходы на управление.

В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - это амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); издержки на экс­плуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

В цеховые расходы на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь и другие аналогичные затраты.

Общехозяйственные накладные расходы связаны с функцией руководства, управления. В состав этих рас­ходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр .

Кроме поэлементной и постатейной классификации затра­ты классифицируются и по другим признакам (таблица1).

    1. Сущность, значение и задачи анализа себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции имеет немаловажное значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.

При анализе себестоимости продукции дается общая оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции, вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Для проведения анализа себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок.

Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изме­нения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию воз­можностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий пер­сонал предприятия, который отвечает за планирование, за прове­дение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявлеяие возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффектив­ности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки из­делий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной ча­стью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей спо­собности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и ана­лиз затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запла­нированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства — средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

1.4 Виды анализа себестоимости, система показателей и информационная база

В практике экономического анализа себестоимости продукции есть несколько устоявшихся направлений. Среди них: анализ себестоимости по экономическим элементам; анализ себестоимости по статьям калькуляции; анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции; анализ себестоимости сравнимой продукции; анализ себестоимости важнейших изделий и др.

- Анализ себестоимости по экономическим элементам

Группировка затрат по экономическим элементам — одна из наиболее распространенных. Служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Позволяет выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы повлияли на общую себестоимость

Основными задачами, решаемыми при анализе затрат по экономическим элементам, являются определение доли (удельного веса) отдельных элементов в % к итогу затрат, а также расчет их динамики (или выполнения плана).

Затраты сопоставляются с использованием относительных величин (долей), поскольку они рассчитываются за различные периоды, в которых были различные объемы производства.

- Анализ себестоимости по статьям калькуляции

Группировка затрат по статьям калькуляции дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

- Анализ затрат на рубль товарной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.

Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.

Анализ затрат на 1 рубль проводится по следующей схеме:

  1. фактические затраты сопоставляются с базисными;

  2. определяется влияние факторов на изменение данного показателя;

  3. выявляются причины отклонения.

- Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции.

К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.

Для анализа себестоимости сравнимой товарной продукции необходимо иметь следующие сведения:

  1. затраты на запланированный выпуск товарной продукции по уровню себестоимости (фактической прошлого года, плановой отчетного года);

  2. затраты на фактический объем товарной продукции по уровню себестоимости (фактической прошлого года, плановой отчетного года).

- Анализ себестоимости важнейших изделий

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Производится расчет влияния факторов методом цепных подстановок. Затем более детально изучается себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.

1.5 Снижение себестоимости, как фактор социально-экономического развития предприятия

Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем [10]:

  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;

  2. в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

  3. в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;

  4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

  5. в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Прежде всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предпри­ятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

- комплекс мероприятий по более рационалыюму использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.;

- мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптималыюго размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

- мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улуч­шение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживаюшего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации и др.);

- мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспе­чение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прог­рессивных систем и форм оплаты труда; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов и др.);

- мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (внедрение бригадной формы организации произ­водства и труда; совершенствование организационной структуры управления и др.).

Кроме того, комплексная программа по снижению из­держек производства должна иметь четкий механизм ее ре­ализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационно-правовая характеристика

Первоуральский новотрубный завод, расположенный в г. Первоуральске в 40 км к западу от г. Екатеринбурга, начал проектироваться и строиться в 1931 г. в соответствии с проектным заданием, утвержденным 04.03.31.г. Президиумом ВСНХ СССР в целях расширения трубопрокатного производства на Урале, ускорения развития восточных районов страны, сокращения импорта труб.

Завод имеет в своем составе в эксплуатации:

- 5 станов горячей прокатки труб;

- 89 станов холодной прокатки труб;

- 48 станов холодного волочения;

- 51 стан роликовой прокатки труб;

- 9 трубоэлектросварочных станов.

Производственные площади 11 основных цехов составляют 749000 кв.м.

Все цехи имеют крытые склады готовой продукции.

Завод располагает развитой железнодорожной сетью протяженностью 95 км с двумя заводскими станциями.

Железнодорожный транспорт представлен 14 современными тепловозами, имеет в обороте 364 единицы подвижного состава, в том числе 61 – с правом выхода на пути МПС и достаточное количество самоходных кранов, что обеспечивает бесперебойное снабжение цехов трубной заготовкой и материалами, а также отгрузку готовой продукции.

В составе транспортного цеха имеется 340 грузовых автомобилей и другая техника (краны, экскаваторы) и т.д., что обеспечивает межцеховые перевозки, поставку на завод материалов мелкими партиями, различные погрузочно-разгрузочные работы и т.п.

2.2 План производства и реализации продукции.

Разработка плана производства и реализации продукции выполняется на основе показателей плана по сбыту и производственных мощностей ведущих агрегатов, цехов и предприятий в целом с учётом ввода нового оборудования и производственных мощностей, их замены и выбытия в планируемом периоде.

Под производственной мощностью фирмы понимается максимально возможный (годовой) выпуск качественной продукции, работ или услуг при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей с учётом достижений передовой технологии, организации производства и труда при максимально возможном фонде времени работы оборудования.

2.3 Анализ выполнения производственной программы.

При анализе выполнения производственной программы ставится задача дать общую оценку выполнения плана по выпуску валовой и товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении.

Таблица 2.3.1.

Анализ выполнения плана по выпуску валовой и товарной

продукции за отчетный год

Показатели

План

Отчет

Отклонение от пл.

тыс.р.

тыс.р.

тыс.р.

%

Валовая продукция

293870

225275

-68595

76,7

Товарная продукция

279700

203212

-76488

72,7

Полуфабрикаты

14170

22063

7893

155,7

Из таблицы 1. Видно, что план по валовой продукции не выполнен на 23,3%. Невыполнение плана по товарной продукции объясняется увеличением доли полуфабрикатов и уменьшением выпуск 45а готовых изделий по сравнению с планом.

Таблица 2.3.2.

Выполнение производственной программы

за год в натуральном выражении.

Показатели

Ед.

2006 г

2007 г

Фактическое выполнение

в 2006 г в %

измер.

Отчет

план

отчет

план

отчет

ТП

тн

70146

83850

69113

82,4

98,5

тыс. р

32950

38440

33144

86,2

100,6

Полуфабрикаты

тн

5439

3860

5594

144,9

102,8

тыс. р

1576

1800

1782

99

113,1

Валовая

тн

75585

87710

74707

85,2

98,8

продукция

тыс. р

34526

40240

34926

86,8

101,2

Из данных таблицы 2. Видно, что план в натуральных показателях был не выполнен. Это объясняется недопоставкой штрипса металлургическими предприятиями, которые его производят. Однако, такие показатели дают лишь общее представление о выполнении плана выпуска продукции.

Таблица 2.3.3.

Выполнение производственной программы

по видам продукция за год в натуральном выражении

Виды продукции(трубы)

план тн

отчет

тн

% к плану

1.Электросварные углеродистые

83170

70907

85,3

2.Электросварные холоднодеф-ые

(тянутые) для амортизаторов

2640

2096

79,4

2.Электросварные холоднодеф-ые

для корданных валов

700

614

87,7

2.Электросварные холоднодеф-ые

для ВАЗа

1200

1090

90,8

Итого:

87710

74707

85,2

Приведенные натуральные показатели выработки продукции характеризуют валовый оборот цеха. Из данных таблицы 3. Видно, что план по отдельным видам продукции был не выполнен. В результате не выполнен план по валовой и товарной продукции в стоимостном выражении. Основная причина невыполнения плана - это то, что цех работает не на полную мощность, из-за плохих поставок исходного сырья - штрипса.

2.4 Анализ ассортимента продукции.

Изменение ассортимента продукции оказывает влияние на объем выпуска валовой и товарной продукции, а так же на уровень производительности труда, себестоимости товарной продукции и ее рентабельности.

Выполнение плана по ассортименту продукции определяется способом наименьшего числа, при котором в счет выполнения плана по ассортименту продукции принимается наименьшее число из 2-х показателей - планового и отчетного выпуска отдельных изделий.

В связи с этим оценка выполнения плана по ассортименту фактически выработанная продукция принимается в следующих размерах:

- продукция, по которой план перевыполнен, в размере планового выпуска;

- продукция по которой план не выполнен, в размере фактического выпуска.

Выполнение плана по ассортименту проанализируем по данным таблицы. 2.4.1.

Таблица 2.4.1

Анализ выполнения выпуска

продукции по ассортименту

Виды продукции

план

Отчет

Выполнение плана

(трубы)

тн

тн

по сортаменту

тн

%

1

Электросварные

83170

70907

70907

85,3

углеродистые

2

Электросварные

2640

2096

2096

79,4

холоднодеформир.

для амортизаторов

3

Электросварные

700

614

614

87,7

холоднодеформир.

для карданных валов

4

Электросварные

1200

1090

1090

90,8

холоднодеформир.

для ВАЗа

Итого:

87710

74707

74707

85,2

План выпуска продукции по ассортименту в целом был не выполнен на 14,8% в связи с уменьшением производства всех видов продукции, из-за недопоставки исходного материала.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производится и с помощью метода условных единиц. Для этого отдельные виды продукции в натуральном исчислении переводят в условные единицы умножением на соответствующие переводные коэффициенты.

Последние устанавливаются на основе трудоемкости производства отдельных изделий, выраженных в затратах рабочего времени.

Таблица 2.4.2

Проанализируем выполнение плана по ассортаменту

методом условных единиц

Виды продукции

переводной

план

Отчет

Выполнение плана

(трубы)

коэф-т

тн

усл. тн

тн

усл. тн

по сортаменту

тн

усл.тн

1

Электросварные

1,0

83170

83170

70907

70907

70907

70907

углеродистые

2

Электросварные

2,75

2640

7260

2096

5764

2096

5764

холоднодеформир.

для амортизаторов

3

Электросварные

1,3

700

910

614

798,2

614

798,2

холоднодеформир.

для карданных валов

4

Электросварные

2,0

1200

2400

1090

2180

1090

2180

холоднодеформир.

для ВАЗа

Итого:

87710

93740

74707

79649,2

74707

79649,2

Рассчитаем средние коэффициенты ассортимента по таблице 2.4.2.

Кс/пл= Вусл/пл

Впл

где: Кс/пл - средний коэффициент сортности по плану.

Вусл/пл - производство продукции в условном тоннаже.

Впл - производство продукции по плану, тн

Кс/пл= 93740:87710=1,0687

Кс/от= Вусл/от

Вот

где: Кс/от - средний коэффициент сортамента по отчету.

Вусл/от - производство продукции в условном тоннаже по отчету.

Кс/от= 79649,2:74707=1,0662

Уменьшение среднего коэффициента ассортимента показывает, что в отчетном периоде уменьшилось производство наиболее трудоемкой продукции - электросварных холоднодеформированных труб для амортизаторов.

Средний коэффициент позволяет также определить влияние изменения сортамента на объем производства. Эта зависимость рассчитывается следующим образом:

  1. Определяется объем производства в условных тоннах в отчетном периоде при условии сохранения сортамента базисного периода;

74707 * 1,0687 = 79839,4 тн

  1. Фактический объем производства в отчетном периоде в условном тоннаже сопоставляются с возможным объемом производства при сохранении сортамента базисного периода.

79649,2 - 79839,4 = -190,2 тн

Таким образом, при сохранении сортамента базисного периода объем производства в отчетном периоде снизился бы на 190,2 тн.

В целом, производственная программа цехом была не выполнена как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По отдельным видам продукции план также не выполнен.

3. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СУММЫ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ

3.1 Анализ состава и структуры затрат

Первым этапом анализа затрат на производство является анализ состава и структуры затрат на производство и ее изменение за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции.

Затраты на производство продукции птицеводства планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.

Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2005–2007 гг.

Таблица 11 - Анализ структуры затрат по экономическим элементам

за 2004 - 2006гг.

Элементы затрат

2005 год

2006 год

2007 год

В среднем за 3 года

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1.Материальные затраты

211188

66,4

235005

66,2

271601

71,3

239265

68,1

2.Затраты на оплату труда

76435

24,0

78343

22,1

85220

22,4

79999

22,8

3.Отчисления на социальные нужды

20790

6,5

16530

4,6

12016

3,1

16445

4,7

4.Амортизация

9557

3,0

11345

3,2

12151

3,1

11018

3,1

5.Прочие затраты

128

0,1

13881

3,9

108

0,1

4706

1,3

Итого затрат

318098

100

355104

100

381096

351433

100

Из приведенных в таблице 11 данных видно, что наибольшую часть из всех затрат составляют материальные, причем их удельный вес в целом по элементам затрат составляет более 50%. Меньшую часть занимают затраты на оплату труда, при этом их удельный вес составляет лишь четвертую часть из всех затрат. Оставшуюся часть и самую наименьшую занимают прочие затраты, отчисления на социальные нужды и амортизация, их удельный вес в целом по элементам затрат примерно составляет 10%. Анализируя данные за три года, можно сказать, что удельный вес материальных затрат увеличился примерно на 5%. Сумма остальных затрат, за исключением прочих и амортизации, хотя и увеличилась, но их удельный вес в целом по затратам снизился: затраты на оплату труда на 1,6%, отчисления на социальные нужды на 3,4%.

Наглядно структуру затрат иллюстрирует рисунок 1.

3.2 Факторный анализ изменения общей суммы затрат

Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Полная себестоимость продукции птицеводства (С) может измениться из-за объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):

В свою очередь себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) – внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) – внешний фактор:

3.3 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции представляет собой отношение полной себестоимости товарной продукции к ее объему в оптовых ценах.

Показатель затрат на 1 рубль ТП характеризует связь себестоимости продукции и прибыли, получаемой от ее реализации.

Данные о себестоимости ТП приведены в таблице 3.3.1.

Таблица 3.3.1.

Себестоимость товарной продукции

н/п

виды продукции

план

отчет

(трубы)

кол-во тн

цена 1тн, руб

себе-мость тыс.р.

кол-во тн

цена 1тн,руб

с/ст тыс.р

1

Электросварные

углеродистые

79310

3030,8

240372,7

65313

2726,9

178102,02

2

Электросварные

холоднодеформир.

для амортизаторов

2640

6439

16998,96

2096

6605,5

13845,13

3

Электросварные

холоднодеформир.

для карданных валов

700

5233

3663,1

614

5264,7

3232,53

4

Электросварные

холоднодеформир.

для ВАЗа

1200

5179

6214,8

1090

5594

6097,5

Итого:

83850

3187,2

267250

69113

2912,3

201277,2

Как видно из таблицы 4 себестоимость единицы продукции уменьшилась на 65972,42 т.р.

Исходные данные для анализа выполнения плана по уровню затрат на 1 рубль ТП приведены в таблице 3.3.2.

Таблица 3.3.2.

Анализ выполнения плана по затратам

1 рубль товарной продукции

наименование показателей

Формула для расчета

за отчетный год

1

Плановая себестоимость всей ТП, т.р.

267249,5

2

Себестоимость всей фактически

выпущенной ТП, т.р.:

а

по плановой себестоимости отчет

220276,95

б

по фактической себестоимости

201277,2

3

Товарная продукция в оптовых ценах

пред-тия, тыс.р.

а

по плану

279700

б

фактически в ценах, принятых в пл.

230540,23

в

фактически в действ. ценах,

203212,95

4

Затраты на 1 руб. ТП по плану, коп.

95,55

5

Затраты на 1 руб. ТП фактически

выпущенной продукции, коп.:

а

по плану пересчитанному на

фактический выпуск и сортамент

продукции.

95,55

б

фактически в ценах, действовавших

в отчетном году.

99,05

в

Фактически в ценах принятых в плане

87,31

Где: Впл, Вот - выпуск по плану и по отчету в натуральном выражении, тн.

Спл, Сот - себестоимость 1 единицы ТП по плану и по отчету, руб.

Цпл, Цот - отпускная оптовая цена единицы ТП по плану и по отчету, руб.

Общее отклонение фактических затрат 1 руб. ТП от плановых определяется сопоставлением данных по строке 5б и 4.

З = Вот*Сот - Впл*Спл = 99,05-95,55= 3,5коп.

Вот*Цот Впл*Цпл

или на весь выпуск З = 203212,95 т.р * 0,035 руб. = 7112,45 тыс.р.

Фактические затраты на 1 рубль ТП выше плановых. Рассмотрим влияние отдельных фактов на это отклонение. Для установления отклонения затрат на 1 руб. ТП от плана производится прямой пересчет плана на фактически выпущенный ассортимент. Влияние этого фактора определяется сопоставлением данных по строкам 5а и 4.

З сорт = Вот * Спл - Впл * Спл = 95,55-95,55=0

Вот * Цпл Впл * Цпл

т.е. не было значительного изменения ассортимента.

Влияние изменения себестоимости отдельных видов ТП на величину затрат на 1 руб. продукции определяется сопоставлением данных по строкам 5в и 5а.

Зс/с= Вот * Сот - Вот * Спл = 87,31-95,55=-8,24

Вот * Цпл Вот * Цпл

или на весь выпуск:

Зс/с= -0,0824 * 203212,95 = -16744,75т.руб.

Значит себестоимость всей ТП снизилась на 16744,75 тыс.руб.

При изменении оптовых цен на продукцию изменяются и показатели затрат на 1 руб. ТП: при повышении оптовых цен затраты на 1 руб. ТП снижаются, а при снижении цен - увеличиваются. Влияние изменения цен на отдельные виды продукции на величину затрат на 1 руб. ТП определяется сопоставлением данных по строкам 5б и 5в.

Зцен = Вот * Сот - Вот *Сот = 99,05-83,31 = 11,74

Вот * Цот Вот * Цпл

Зцен= 0,1174 * 203212,95 = 23857,20тыс.р

Таким образом, себестоимость всей ТП увеличилась на 23857,20 тыс. руб.

Влияние отдельных фактов на снижение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с планом показаны в таблице 3.3.3.

Таблица 3.3.3.

Влияние отдельных факторов на

снижение затрат на 1 руб. ТП

Фактор

Снижение затрат

Снижение затрат

на 1 руб. ТП, коп

на всю продукцию.

Изменение ассортимента

0

0

Изменение оптовых цен

-8,24

-16744,75

Изменение уровня себестоимости

продукции.

11,74

23857,2

Итого:

3,5

7112,4

Как видно из таблицы 2.2.3. Основное влияние на уменьшение затрат по сравнению с планом оказало повышение оптовых цен на продукцию.

3.4 Анализ себестоимости единицы продукции.

Необходимо проанализировать себестоимость единицы продукции

Отклонение отчетной себестоимости от плановой (=,-) определяется по формуле:

Хн = (Nо-Nn) * Sn

Хц = (So-Sn) * No

где: Хн - отклонение за счет норм расхода, руб.

Хц - отклонение за счет цен, руб.

No - расходная норма на единицу продукции по отчету.

Nn - расходная норма на единицу продукции по плану.

So - цена за единицу расходуемых материалов, топлива, энергии, по отчету, руб.

Sn - цена за единицу расходуемых материалов, топлива, энергии, по плану, руб.

Отклонение отчетной себестоимости от плановой показано на примере данных по составу заданного производства по цеху.

Таблица 7.

Статья расхода

Затраты на 1тонну

план

отчет

кол-во

цена

сумма

кол-во

цена

сумма

Основные материалы

1,105

2011,8

2223,1

1,105

1889,7

2088,1

отходы:

концы, обрезь

1,094

195

18,28

0,082

195

16,0

некондиция

0

0

0

0,012

580

7,0

стружка

0,006

50

0,30

0,006

50

0,30

угар

0,005

0

0

0,005

0

0

Итого отходов:

0,105

0

1858

0,0105

0

23,30

Итого за вычетом отходов:

1

0

2204,5

1

0

2064,8

а) Изменение по статье «Основные материалы»:

Хн= (1,105-1,105) * 2011,84 = 0 руб.

Хц= (1889,66-2011,84) * 1,105=-135руб.

С= Хн+ Хц= 0-135 = -135 руб.

За счет уменьшения цен на основные материалы себестоимость продукции по этой статье уменьшилась на 135 руб.

б) Отклонения по статье «отходы»

Хн= (0,082 - 0,094) * 195 = -2,34 руб.

Хц= ( 195 - 195) * 0,082 = 0 руб.

Таким образом из-за повышения отходов себестоимость их увеличивается.

В целом по 2-м статьям себестоимость 1 т продукции уменьшилась на 132,66 руб.

Отклонения себестоимости по статьям, не имеющим норм расхода и цен, считаются отклонениями за счет норм.

3.5 Анализ прибыли.

Прибыль характеризует эффективность производственной деятельности предприятия. Размер прибыли определяется реализацией товарной продукции, прочей реализацией и внереализационными доходами и потерями, не включаемые в себестоимость продукции. Основное место среди финансовых результатов занимает прибыль от реализации ТП, размер которой зависит от объема, себестоимости, отпускных цен, ассортимента и сортности реализации продукции.

Для определения влияния на величину прибыли используем таблицу 8.

Таблица 3.5.1.

Показатели

по плану

по плану

по отчету

на факт. выпуск

Полная себестоимость

267249,5

220276,095

201277,2

ТП, тыс.р.

ТП в оптовых ценах, т.р.

279700

230540,23

203212,95

Прибыль от реализации ТП, тыс. руб.

12450,5

10263,28

19380,75

Как видно из таблицы не получена планируемая прибыль (1938,95-12450,50)= -10511,55 тыс. руб.

При анализе влияния отдельных факторов примем метод цепных подстановок.

а) влияние объема реализации ТП

Птп = П п/пл(ТПф/пл - 1)

ТПпл

где: Птп/пл - плановая прибыль от реализации ТП

ТПф/пл - объем ТП по плану пересчитанному на фактический выпуск, тыс.руб.(в оптовых ценах).

ТПпл - объем ТП по плану,тыс.руб.(в оптовых ценах).

Птп = 12450,50 * (230540,23 - 1)= -2188,29 тыс.руб.

279700

б) Влияние структуры реализованной продукции.

Определим влияние структуры реализованой продукции на измеенние прибыли сальдовым способом.

Пстр = (Пф/пл - Пп/п)- Птп

где: Пф/пл - плановая прибыль от реализации ТП, пересчитанная по фактическому выпуску , тыс.руб.

Пп/п - плановая прибыль от реализации ТП тыс.руб.

Пстр = (10263,28-12450,50)+2188,29 = 1,07т.р.

в) Влияние уровня полной себестоимости ТП.

Пс = (Стп от/от - Стп от/пл)

где: Стп от/от - себестоимость ТП по отчету, тыс.руб.

Стп от пл - себестоимость ТП по плану, пересчитанная на отчетный выпуск.

Пс = -(201277,20-220276,95) = +18999,75 тыс.руб.

г) Влияние изменения уровня оптовых цен

Пц = ТПф/ф-ТПф/п

где ТП ф/ф - объем ТП в оптовых ценах по отчету, тыс. руб.

ТП ф/п - объем ТП в оптовых ценах по плану пересчитанному на отчетный выпуск, тыс.руб.

Пц = 203312,95-230540,23 = -27327,28 тыс. руб.

Из приведенных выше расчетов вытекает следующий вывод, что на прибыль от реализации ТП отрицательное влияние оказали: изменение объема реализации, влияние изменения оптовых цен. В целом цех не дополучил прибыли на сумму 29515,57 тыс.руб.

Положительное влияние на изменение прибыли оказали изменение структуры реализованной продукции и изменение себестоимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе показывается важность и необходимость применения анализа себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях.

Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Перспективы развития анализа в теоретическом и практическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.

В целом, на основе производственного анализа хозяйственной деятельности цеха ПНТЗ можно сделать следующие выводы:

  1. В целом производственная программа цехом была не выполнена как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По отдельным видам продукции так же не выполнен.

  2. В целом производственная программа по выпуску продукции электросварным станом была не выполнена. Это объясняется уменьшением интенсивной нагрузки стана. Фактическое время работы стана было меньше по отчету, чем по плану. Это обусловлено различными рода простоями, что отрицательно сказывается на работе цеха.

  3. Себестоимость все ТП увеличилась на 31985,72 тыс. руб. Так же цех в целом не дополучил прибыли на сумму 29515,57 тыс. руб. Отрицательное влияние на изменение прибыли оказало изменение объема реализации продукции, влияние изменения оптовых цен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник для вузов, 2-е изд, перераб. и доп. – СПб. : Питер. 2008. – 526с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)

  2. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с.

  3. Карлин, Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник/ Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. – М.: Инфра-М, 2003. – 448 с.

  4. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова; Под ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд.– М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 2002. – 416 с.

  5. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005.- 358с.

  6. Ерошова, И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ И.В. Ерошова. - М.: Юрист, 2004. -397с.

  7. Сидорович, А.В. Курс экономической теории/ А.В. Сидорович. -М.: «ДИС», 2000. – 89с.

  8. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выс. шк., 2006. - 363 с.

  9. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. Учеб. пособ./ В.В. Ковалев. –М.: Финансы и статистика, 2006.- 233с.

  10. Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. для вузов/ К. Друри; Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисловие П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005. - 783с.

  11. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабиченко, Е.Н. Галанина. - М: Финансы и статистика, 2004. – 720с.

  12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. -3-е изд., перераб., доп. — М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 2004. - 498 с.: ил.

  13. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Н.П. Кондраков. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 635 с.

  14. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  15. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие/ И.В. Сергеев. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

17. Крылов С.И. Учебное пособие по экономическому анализу, 2008. – 139 с.

18. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Лысенко Д.В. – М: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.

Приложение.

Калькуляция себестоимости 1тн труб.

статьи расхода

отчет

проект

кол-во

цена, руб.

сумма, руб.

кол-во

цена, руб.

сумма, руб.

Основные материалы,тн

отходы:

1,105

1889,66

2088,07

1,104

1889,66

2086,18

концы, обрезь, тн

0,082

195

16,0

0,081

15,8

угар,тн

0,005

0,005

стружка,тн

0,006

50

0,3

0,006

0,3

некондиция,тн

0,012

580

7,0

0,012

7,0

Итого отходов,тн:

0,105

23,3

0,104

23,1

Итого за вычитом

1

2064,77

1

2063,08

отходов,тн:

1

Расходы по переделу:

Защитный газ,тн. м/3

Топливо,тн

0,053

263

13,89

13,62

Электроэнергиятн/квч

0,21

310

65,09

65,09

Пар,м/3

0,433

67

29,0

28,45

Вода техническая,тн,м3

0,022

495

11,02

10,59

Кислород,м3

Сжатый воздух,тн,м3

0,464

55

25,54

25,54

итого:

144,54

143,29

Вспомогательные мат-лы

22,0

22,0

Основная з/п

производст-х рабочих

55,26

54,47

Дополнительная з/п

производст-х рабочих

0,6

0,59

Отчисления на соц.страх

21,33

20,97

Сменное обор-е,инстр-т

33,93

33,77

Текущий ремонт и

содержание ОС

241,44

232,21

Амортизация ОС

19,18

19,18

Работа транспортных

цехов

59,08

56,26

Прочие расходы по цеху

83,35

80,16

Итого расходов по

переделу:

680,71

662,9

Общезаводские расх-ы

156,82

156,82

Итого по заводской

себестоимости:

2902,3

2882,8

Коммерческие расходы

45,0

45,0

Коммерческая себест-ть

2947,3

2927,8

Себестоимость

220185

229706

ВП

225275

236583

Прибыль

5090

6877

40